Проблема познаваемости мира

Проблема познаваемости мира. Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека как возможно познание, познаваем ли мир в принципе.

В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах.

В попытке ответить на него четко обозначились три основных линии оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, агностики, напротив, ее отрицают. Скептики же отрицают принципиальную познаваемость мира, но выражают сомнение в достоверности знания. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм в скептицизме Д. Юма, который полагал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и реальностью.

В современной немарксистской философии выдвигаются раз личные доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению невозможности преодолеть ограниченность и геоцентричность условий познания. Основная проблема, с которой столкнулся агностицизм, заключается в том, что предмет в процессе его познания неизбежно преломляется сквозь призму наших органов чувств и мышления.

Однако логика агностицизма на каждом шагу опровергается развитием науки, познания. Сегодня ряд тенденций современной философии склоняется на позиции агностицизма в вопросе о познаваемости сущности мира. а в особенности человека и общества. Диапазон таких доктрин довольно широк - от неопозитивизма до феноменологии, экзистенционализм, прагматизма и др. Догматизм - антиисторический, недиалектический схематически - окостеневший тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производиться без учета конкретной реальности условий места и времени.

Гносеологическая основа догматизма - одностороннее отношение к истине, признание в ней абсолютного момента при одновременном игнорировании ее относительности. Психологический догматизм покоится на слепой приверженности к однажды выработанным приемам и способам познания и деятельности. 11. Проблема истины в философской науке.

Что есть истина? В философии на сегодняшний день можно указать наличие, по крайней мере, следующие концепции истин. Все они имеют как 16 позитивные, так и негативные стороны 1. Классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании. 2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то что полезно для человека. 4. Конвенциальная концепция.

Истина - это то, что считает большинство. 5. Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с од ной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир. 6. Неатомистическая концепция. Говорит о том, что истина это божье откровение. Истина - адекватное отражение объекта познающим субъект том, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.

В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов Платон, Августин, или как согласие мышления с самим собой теория когеренции, с его априорными формами Кант. По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в ко тором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Точка зрения сторонников субъективно-идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствии мышления ощущениям субъекта или как соответствия идей стремлениям личности к достижению успеха прагматизм, либо, как наиболее простой взаимосогласованности ощущений. Общая черта различных концепций истины в современной западной философии отрицание объективности содержания знания.

Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма. На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины оно обладает объективно истинным содержанием, является необходимым этапом развития человеческого познания, своим 17 объективным содержанием включается в последующие этапы познания. Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания.

Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития.

Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. Процесс достижения истины, в особенности в социально-гуманитарном познании, предполагает сопоставление и соревнование идей, научных дискуссий, критику и преодоление реалистических форм сознания и социальных иллюзий, анализ соотношения идеологических и научно-теоретических форм отражения социальной реальности, выяснение социально-практических и мировоззренческих предпосылок теоретических построений. 12.