Проблема личности в истории философии

Проблема личности в истории философии. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности.

Сократ считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, определении программы и цели своей деятельности, ясном осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения. Для Сократа смысл человеческой жизни заключается в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности. Фома Аквинский считал, что в человеке нет никакой другой субстанциальной формы, кроме одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе чувствующую и пита тельную души, и содержит в себе все неизменные формы, и одна производит все, что производят в других видах более несовершенные формы.

Макиавелли, он считал, так как желания человека ненасытны и так как природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится, а фортуна позволяет ему достигать лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем, чем они владеют.

Именно это заставляет их хулить современность, хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда, когда у них нет для этого разумного основания. К. Маркс придерживался следующего определения личности. Человек - есть ансамбль общественных отношений. Все чем живет человек, имеет значение в свете его общения с другими людьми. Человек - разумное начало. С конца XIX века в философии выдвигаются сомнения разумности деятельности человека. Человек на подсознательном уровне может поступать неразумно, иррационально.

Это было подхвачено Ф. Ницше, который говорил, что в человеке живет не только творец, но и тварь. Чтобы уничтожить тварь, Ницше предлагал освободиться от морали. Он придерживался идеи сильной личности. Н. Бердяев понимал личность как существо, подчиненное сверхчеловеческому началу. Это начало творческое и в этом смысле божественное. творческая энергия человека делает его подобным богу. Такой точки зрения придерживались и другие русские философы Соловьев, Булгаков и др З. Фрейд. Личность - подсознательное.

Человеком управляют ряд инстинктов, пришедшие к нам из животного мира. 15.