рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема общественного прогресса и его критериев

Проблема общественного прогресса и его критериев - раздел Философия, Проблемно-тематический курс Проблема Общественного Прогресса И Его Критериев. Прогресс - Это Одна Из Форм...

Проблема общественного прогресса и его критериев. Прогресс - это одна из форм развития, характеризующаяся такими необратимыми изменениями явления или целостный системы, в результате которых осуществляется их переход от низшего к высшему, от менее совершенному к более совершенному состоянию.

Дав определение прогресса, необходимо в первую очередь выяснить, о чьем прогрессе - индивида, социальной группы, общества или всего человечества - идет речь? Это далеко не праздный вопрос, потому что прогресс индивида имеет свои характеристики и свои критерии, не совпадающие с таковыми применительно к обществу или человечеству. Общественный прогресс - это направление развития человеческого общества, рода человек, характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которых осуществляется пере ход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию.

Общественный прогресс - это развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В обширной литературе, посвященной общественному прогрессу, в настоящее время нет единого ответа на главный вопрос каков общий социологический критерий общественного прогресса? Относительно небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, поскольку человеческое общество - сложный организм, развитие которого осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия.

Большинство же авторов считают возможным сформулировать единый общесоциологический критерий общественного прогресса. Однако уже при самой формулировке такого критерия налицо существенные расхождения. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственных сил общества.

Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитие производственных сил. Недостатком этого критерия является то, что оценка производственных сил в статике предполагает учет их количества, характера, достигнутого уровня развития и связанной с ним производительности труда, способности к росту, что весьма важно при сопоставлении различных стран и ступеней исторического развития.

Например, количество производственных сил в современной Индии больше, чем в Южной Кореи, а их качество ниже. Если в качестве критерия прогресса берется развитие производственных сил оценка их в динамике, то это предполагает сопоставление уже не с точки зрения большей или меньшей развитости производственных сил, а с точки зрения хода, быстроты их развития. Но в таком случае возникает вопрос, какой период должен браться для сопоставления.

Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считает, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой.

Отнюдь не отрицая того, что переход от одного способа производства к другому, более прогрессивному, лежит в основе прогресса в целом ряде других областей, оппоненты рассматриваемой точки зрения почти всегда отмечают, что при этом остается не решенным главный вопрос как определить саму прогрессивность этого нового способа производства.

Третья группа авторов предлагает взять в качестве общесоциологического критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе. Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу, к естественным и общественным силам. Однако ахиллесова пята этой позиции заключается не только во внутренней несогласованности элементов предлагаемого критерия, но и в ее нацеленности на анализ антогонистической формы общественного прогресса.

Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество - это, прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развития самого человека. Важнейшим аргументом в пользу такого критерия общественного прогресса является то, что говорит о поступательном развитие человечества, не говоря о прогрессе человека, людей, составляющих это человечество нелепо.

Бесспорно, и то, что ход человеческой истории действительно свидетельствует о раз витии людей, составляющих человеческое общество, их общественных и индивидуальных сил, способностей, задатков. Отмечая несомненно достоинства такого подхода, позволяющего измерять общественный прогресс поступательным развитием самих субъектов исторического творчества - людей, нельзя не отметить ряд сложностей, возникающих при практическом использовании данного критерия в качестве общесоциологического. 16. Проблема личности в обществе и в истории.

Усиление внимания к проблеме личности явилось и следствием бурного развития психологической науки, в частности социальной психологии, открывшей закономерности социального поведения человека. Проблема личности в марксистско-ленинской теории является составной частью более общей проблемы. Марксизм впервые раскрыл социальную сущность человека, который предстал целостным существом в единстве его темной, психической и социальной сторон при определяющем влиянии на все стороны человеческой жизнедеятельности его социальной сущности.

Движение от характеристики личности как выражение социально значимых свойств к ее анализу как меры социальности есть движение от сущности первого порядка к более глубокой и скрытой от непосредственного наблюдения сущности. Только совокупность этих трех моментов дает достаточно точное определение личность. Научная теория личности позволяет объяснить не только родовое понятие человек, но и единичное - индивидуальность Личность есть общее, социально-классовое в индивиде, характеристика социально-типических черт. Сами люди - это живые личности.

Они формируются общественными отношениями, присваивая их как свою социальную сущность. 17. Проблема эстетического освоения человеком мира. Что такое искусство? История эстетики насчитывает много веков. В ходе развития этой науки менялись не только эстетические взгляды, но и круг изучаемых ее вопросов, сам предмет и задачи.

Предметом эстетики на современном этапе истории является весь мир, рассматриваемый с точки зрения значимости, ценности его явлений для человечества. Эстетика - наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их порождении, восприятии, оценки и освоения. Это философская наука о наиболее общих признаках эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты освоения мира по законам красоты.

Природа эстетического и его многообразие в действительности и в искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и закономерности искусства таковы основные вопросы эстетики. Она выражает систему эстетических взглядов общества, которые накладывают свою печать на весь облик материальной и духовной деятельности людей. В своих выводах эстетика опирается на художественную практику и на ее осмысление в истории, теории искусства и критике.

Для нее важны конкретно-всеобщие положения, т.е. не пустые абстракции, а обобщения, вбирающие в себя опыт мирового искусства. В центре внимания эстетики - искусство в его эстетическом отношении к действительности. Она осмысляет наиболее общие законы художественного освоения мира в литературе, живописи, скульптуре, театре, кино, музыке, хореографии и декоративном искусстве, исследует происходящее, природу, законы социального бытия, функционирование, развитие, восприятие и понимание искусства.

Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закрепленная форма освоения мира по законам красоты, в которой есть не только эстетическое содержание, но и художественная концепция мира и личности, а также образ, наполненный определенным идейно-эмоциональным смыслом. Функции искусства. 1. Общественно-преобразующая функция. искусство как деятельность. Все планы искусства как деятельности в совокупности обеспечивают общественно - преобразующее воздействие искусства на деятельность.

Искусство действие, преображения творения в соответствие с идеалами художника. 2. Познавательно-эвристическая функция, искусство как знание и просвещение. Оно является средством просвещения передача опыта, фактов, образования передача опыта, навыков мышления, обобщения, системы взглядов на факты и людей. Познавательная информация, содержащаяся в искусстве огромно. Она наполняет наши знания о мире. Искусство служит и средством познания мира, и способом самопознания личности. 3. Функция предвосхищения кассандровское начало, или искусство как предсказание . 4. Информационная и коммуникативная искусство как сообщение и обобщение. Искусство - художественная коммуникация, и его родство с языком неоднократно подчеркивалось в истории эстетики.

На коммуникативном плане основывается его современное вселиютическое рассмотрение как знаковой системы, несущей информацию, как специфического канала служащего делу обобщения индивидуального опыта отношений и индивидуализации общественного опыта. 5 Воспитательная функция.

Искусство как катарсис формирование целостной личности. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер мораль формирует нравственные нормы, политика политические взгляды, философия - мировоззрение, наука готовит из человека специалиста, то искусство воздействует комплексно на ум и сердце. 6. Внушающая функция воздействие искусства на подсознание. Внушение определенного строя мысли и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику. 7. Эстетическая функция искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций. Эстетическая функция ничем не заменимая специфическая способность искусства формировать эстетический вкусы, способности и потребности человека и тем самым ориентировать ценностно его в мире пробуждать творческий дух, творческое начало личности. 8. Геданестическая функция искусство как наслаждение. Во-первых, это свободное владение художником сложным и мн гообразным жизненным материалом.

Во-вторых, это обязательная соотнесенность всех явлений, рассматриваемых художником, с человечеством - выявление их эстетической ценности.

В третьих, это гармония формы и содержания. В-четвертых, это упорядоченный художественный мир, построенная реальность по законам красоты. В-пятых, это радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения. В-шестых, это игровой аспект художественного творчества.

Эстетические категории - это не только более обобщенное понятие, охватывающее собой более широкий круг жизненных явлений и их эстетических свойств, но и превращенная форма эстетических противоречий, предшествующее звено между несопоставимыми сторонами общечеловечески значимых противоречий. Современная система эстетических категорий включает в себя следующие основные типы 1. Метакатегория эстетическое . 2. Категория эстетической деятельности - аппарат анализа эстетического освоения мира. 3. Категории эстетических свойств и отношения искусства к действительности аппарат анализа эстетического богатства действительности и искусства.

Секрет красоты - секрет жизни. Тайна красоты тревожит человечество на протяжении веков. Множество суждений о ней было высказано в истории. Все многообразие теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам. Первая парадигма. Прекрасное есть печать или воплощение бога в конкретных вещах и явлениях. Вторая парадигма.

Действительность эстетически нейтральна, источник ее красоты в душе индивида. Красота результат интернационального восприятия предмета субъектом. Третья парадигма. Прекрасное - результат соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной жизни. Четвертая парадигма. Прекрасное - естественное свойство явлений природы, такое же, как вес, цвет, форма, и т.п. Пятая парадигма. Прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые общественным производством в сферу интересов человека и обретающие положительную ценность для человечества как рода, очеловечивание трудом и ставшие сферой свободы, т.е. сферой владения человеком действительностью. 18. Проблема происхождения, сущности и функции религии.

Религию, как и любое социальное явление, нельзя объяснить из естественной природы человека, ибо социальное никогда не сводимо к биологическому и не может быть объяснено биологическими законами.

С возникновением условий для сознательного управления общественным развитием подрываются социальные корни религии. Для его развития необходимо строго научное объективное знание законов развития природы и общества. Следует подчеркнуть, научное понимание сущности религии требует не только признания ее социальной природы, но и материалистического объяснения общества. Гносеологические корни религии - это условия, предпосылки, возможности формирования религиозных верований, возникающие в процессе психической деятельности человека.

К проблеме соотношения гносеологических и социальных корней религии следует подходить диалектически. Гносеологические и социальные корни нельзя ни полностью изолировать друг от друга, ни отождествлять их. Человеческое сознание с самого начала есть общественный продукт. Психологические корни возникновения таких понятий как душа, дух, невозможно без попыток обобщить ряд явлений психической жизни человека, выделить в них некоторые общие и существенные черты.

Говоря об отрицательных чувствах - горе, скорбь, одиночество - нельзя подразумевать, что каждый чело век, испытывающий эти чувства, неизбежно станет религиозным. Отрицательные чувства создают лишь благоприятную почву, возможность человека обращаться к религии. Говоря о признаках религиозной веры, необходимо указать, что первыми наиболее древними формами религии являются монния, тотемизм, фетишизм. Их общий признак вера в сверхъестественное - это значит нечто не подчиняющееся законам материального мира, выпадающее из цепи причинных связей и закономерностей. Религиозная вера занимает особое место в психике личности.

На этой основе формируются важные социально-психологические особенности религиозной веры, отделяющие ее от веры безрелигиозной. В религиозной вере разум человека играет всегда второстепенную, подчиненную, а не главную роль. Доминирующую же роль играют психические процессы, воображение. Глубокая и интенсивная религиозная вера предполагает существование в сознании человека ярких религиозных образов и представлений способных вызвать в себе личностное эмоциональное и заинтересованное отношение.

Волевые процессы представляют собой волевое отношение субъекта к сверхъестественному. Функции религии 1. Мировоззренческая она отражает действительность как в кривом зеркале, превратно, искаженно. Эта функция отрицательно влияет на социальные ориентации и установки людей, на их практическое поведение. 2. Репреятивная. Эта функция особенно ярко видна в исламе, где шариат возник не только как свод мусульманских правовых норм, но и как всеобъемлющая система правил поведения, запретов и т.д. 3. Коммуникативная.

Устанавливаются самые различные связи между единоверующими культурные, хозяйственные, что благоприятствует сплочению общин. 4. Интерпретирующая. Эта функция может проявляться как на уровне общества в целом, так и на уровне религиозных общин и организаций. Социальные функции религиозных организаций хотя и связаны с функциями религии, но не совпадают с ними. Социальную роль религии можно определить как совокупность функций, выполняемых данной религией в конкретных исторических условиях. 19. Проблема соотношения религии, культуры, науки и нравственности.

Сегодня вопросы религии, ее места в современном обществе, ее роли в нем, ее поразительной живучести привлекают всеобщее внимание и заставляют по-новому взглянуть на нашу историю. Почти семьдесят лет религиозное мировоззрение подвергалось в нашей стране ожесточенным актам. Но едва люди получили свободу, как стало известно, что расстрелы, разрушения церквей, преследование религии и верующих, повсеместная пропаганда атеизма так ничего и не дали, церковные общины стали расти как грибы после дождя.

Культура и религия - исторически обусловленные социальные явления, отрицающие формы существования, познания и деятельности человека. Культура есть высшее проявление социального и человеческого, а степень ее развития есть степень отделения человека от природы.

Религия есть форма общественного сознания и явление культуры. Возникновение религии как явления культуры представляет собой историческую необходимость. Можно сказать, что религия имеет какие-то очень глубокие корни и не является заблуждением, с которым легко может справиться наука. Религия тесно связана с внелогичной формой сознания, она участвует в образовании внелогичного знания человека. Однако, религия вовсе не ограничивается познанием мира, спектр ее за дач на много шире. Некоторые наблюдения приводят к мысли, что религиозное чувство, подобно другим способностям, может передаваться генетически.

Если религиозное чувство передается генетически, если существует ген религиозности, то это свидетельствует о полезности религии. Поведение человека в окружающем мире опирается на знания о нем. Это знание формируется как бы в двух взаимосвязанных сферах - одной, где решающее слово имеет логика, и другой, где господствуют чувства сострадание, любовь к ближнему и т.п. У гармонично развитых людей оба источника знания - и логического, и внелогического - находятся в известном равновесии и определяют поведение.

В современном обществе объем и значение рационального, логического знания непрерывно растут. Человечеству необходимо целостное мировоззрение, в фундаменте которого лежит как научная картина мира, так и вненаучное восприятие его. Мир следует постигать и мыслью, и сердцем. Лишь совокупность научной и сердечной картины мира дает достойное человека отображение мира в его сознании и может служить надежной основой поведения.

Исходную систему элементов нравственности, которая даст всходы в деловой, рабочей, общественной и семейной морали следует закладывать с детства. Если обратиться к истории на шей страны, то можно убедиться, что большую роль в воспитании нравственности играла в свое время Церковь, причем это воспитание начиналось с детства, еще в первых классах школы. Откровенная беседа с высокоавторитетным лицом без свидетелей с глазу на глаз важнейший путь к воспитанию вообще и нравственности в частности.

Многие наши идеологи утверждали, что все наладится само собой по мере продвижения к коммунизму, тем более, что атеизму органически присуща высокая нравственность. Все это оказалось пустой болтовней. Сейчас существует довольно мало конструктивных предложений, о которых можно сказать, что с их помощью может быть решена проблема нравственного воспитания общества. В воспитании нравственности общества свою роль может сыграть Церковь со своими многовековыми традициями - сегодня единственная организация, имеющая огромный опыт и безусловные успехи в этом деле. Ее благотворительное влияние распространяется не только на верующих, но и на более широкие круги нашего общества. 20.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблемно-тематический курс

Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку небывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос… Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема общественного прогресса и его критериев

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема соотношения философии и частных конкретных наук
Проблема соотношения философии и частных конкретных наук. ПОЗИТИВИЗМ - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное положительное позитивное знание может быть получено лишь ка

Проблема пространства и времени
Проблема пространства и времени. Для обыденно-житейских представлений пространство и время нечто привычное, известное и даже в какой-то мере очевидное. Но если задуматься над тем, что же все

Проблема происхождения жизни на Земле
Проблема происхождения жизни на Земле. Жизнь - форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые организмы отличаются от неживых об

Проблема происхождения и сущности сознания
Проблема происхождения и сущности сознания. В принципиальном споре между основными лагерями философии вокруг сущности сознания, его отношения к бытию, материи наиболее острым и трудным для материал

Проблема познаваемости мира
Проблема познаваемости мира. Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конеч

Проблема смысла жизни человека
Проблема смысла жизни человека. От всех живых существ человек отличается более всего тем, что на протяжении своей индивидуальной жизни он никогда не достигает целей жизни родовой, историческ

Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности
Проблема жизни и смерти в осмыслении бытия человека и его сущности. В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуаль

Проблема личности в истории философии
Проблема личности в истории философии. Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более всего нужда

Проблема морали как специфического способа освоения действительности
Проблема морали как специфического способа освоения действительности. Мораль - лат. moralitas от moralis - относящаяся к праву, характеру, складу души, привычкам это форма общественного созн

Проблема морального выбора личности
Проблема морального выбора личности. Направо пойдешь - голову потеряешь, налево - счастливым будешь - читает витязь на камне у пересечения трех дорог и принимает решение. Это одна из древней

Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности
Проблема соотношения цели и средств в деятельности личности. На вопрос Оправдывает ли цель средства иезуитизм дает безоговорочный утвердительный ответ. Под оправданием понимается полное безразличие

Проблема многообразия и специфики способов освоения мира
Проблема многообразия и специфики способов освоения мира. Научное освоение мира связано с производством новых знаний о природе, обществе. Научное освоение включает в себя ученых с их знаниями и спо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги