рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение о душе Платона

Работа сделанна в 2007 году

Учение о душе Платона - Реферат, раздел Философия, - 2007 год - Министерство Образования Российской Федерации Московский Государственный Стро...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Философии Реферат на тему: «Учение о душе Платона» Выполнила Ревенок Т.А. ПГС-3-12 Проверила Скворцова Л.М. Москва 2007 Содержание 1. Введение….2. О Платоне 1. Жизнь Платона….3 2.2. Идеализм Платона…3. Учение о душе 1. Душа и ее страсти… 2. Любовь как движущая сила любви….3. Космическая душа… 4. Доказательства бессмертия души и критические замечания к ним…… …4. Заключение….5. Библиография………….…1. Введение Имя древнегреческого философа Платона является не просто известным, значительным или великим. Тонкими и крепкими нитями философия Платона пронизывает не только мировую философию, но и мировую культуру.

В европейской истории после Платона еще не было ни одного столетия, когда не спорили бы о Платоне, то непомерно его восхваляя, то всячески его принижая в каком-либо отношении – историко-религиозном, историко-литературном, историческом или социологическом.

Мировые религии, возникшие после Платона, старались перетянуть его на свою сторону, обосновывая при его помощи свое вероучение и нередко достигая в этом успеха. Одной из задач, которую ставил перед собой Платон, было познание отдельным человеком самого себя. Для этого необходимо было определить «себя» от «самого» и рассмотреть сущность этого «самого», т. е. душу. Душа является главной категорией в философии Платона.

Теория души является актуальной для всего творчества Платона. Она занимает очень важное место в его философии и тесно взаимосвязана с другими положениями его учения. Главные платоновские мысли невозможны без раскрытия природы души. Почти в каждом из произведений Платона в той или иной степени затрагивается душа, затрагивается то, что касается души, то без чего невозможна теория души. Платон в своем учении о душе обращает внимание на те вопросы, которые всегда интересовали всех мыслящих, да и вообще большинство людей: о жизни и смерти, о теле и душе, о судьбе тела и судьбе души, о высшем назначении человека.

Цели данной работы: 1.Рассмотреть душу замутненную разными страстями 2.Рассмотреть движение души к истине 3.Рассмотреть то, что есть душа в ее чистоте 4.Рассмотреть доказательства бессмертия души Платона 2. О Платоне 1.

Жизнь Платона

Античные биографы, как правило, без отбора приводили и сплетни, и исто... В 408 году Платон встречает в Афинах Сократа, мудреца и философа, бесе... Светлый образ Сократа, умирающего за истину и беседующего в свой смерт... Платон отправился в странствие, продлившееся 10 лет. Он слушал многих философов Малой Азии, оттуда направился в Египет, где...

Идеализм Платона

Мир Платона - это прекрасный, материальный космос, собравший множество... Платон считал, что человек, как телесное существо, смертен. Когда человек умирает, его душа, по Платону, не погибает, а лишь освоб... Чувственное восприятие порождает лишь мнения о вещах. Учение о душе 3.1.

Душа и ее страсти В диалоге «Федр», находится первая в истории античной философии развернутая трактовка природы души. Причем вводится она весьма своеобразно: рассмотрение вопроса, какова душа, требует «божественного и пространного» рассуждения, чему же она подобна, считает Платон, можно сказать и «человеческим языком». Заметим, что язык образов и символов использовался основателем «Академии» всякий раз, когда он обращался к изображению сущности души и ее судьбы.

Вызвано это не только «божественностью происхождения» души, но и той «двусмысленной», вечно неоднозначной ситуацией, в которой она пребывает. Ее обращенность одновременно к небесам и земле подчеркивается платоновской концепцией колебания душ между нисхождением в земное существование и возвращением на небеса.

Эта-то «двунаправленность» и мешает ее однозначному определению. Поэтому Платон обращается к образно-символическому языку. Мифологема крылатой упряжки, управляемой возничим-разумом, в которую запряжен конь благородный и конь низкого происхождения, является одним из проявлений такого языка. Платон не был первым, кто воспользовался образом крылатой повозки. Еще Парменид во вступлении к своей поэме «О природе» водрузил на нее героя, открытого гласу муз. Но именно у Платона упряжка связывается с душевной стихией вообще.

Согласно Платону тело является проводником страстей, обременяющих душу. Платон, сравнивая душу с крылатой колесницей, тем самым показывает нам душу страстную, душу отягощённую земным. Итак, в диалоге «Федр» философ уподобляет душу крылатой колеснице, управляемой возничим — умом (который и является душой самой по себе), с двумя конями - «…уподобим душу соединенной силе крылатой парной упряжки и возничего…». Божественные души движутся вместе с небом, а их возничий видит то, что выше неба, т.е. истинное бытие, вечно неизменное и прекрасное, в котором пребывают справедливость-в-себе, рассудительность-в-себе, знание-в-себе и прочие добродетели.

Человеческие же души только иногда имеют возможность заглянуть в занебесное «поле истины» и так как это дается с трудом и далеко не всем, то среди человеческих душ на небе возникают толкотня и беспорядок. Один из коней является тем, что мешает душе созерцать «занебесную область»: «…но ей не дают покоя кони, и она с трудом созерцает бытие», почему часто души и становятся тяжелыми, падают с неба на землю и воплощаются в телах смертных и вечно ищущих людей.

Эти кони и есть ничто иное как страсти души, то, что приходит в душу от тела. Что же Платон подразумевает под страстями? Согласно Платону страсти - это всё то в душе, что опускает её вниз, на землю, т. е. всё то в ней, что не возвышает её к истинному бытию.

Желания человека спать или есть не относятся к жажде истины и, стало быть, они являются страстями. Это вовсе не значит, что человеку не следует есть и спать; а дело в том, что если душа человека хочет того или этого не связанного с истиной, то она в данный момент и не является настоящей душой. В своем диалоге “Федон” Платон говорит, что философ (ни кто иной как философ претендует на обладание настоящей душой) должен как можно сильнее ограничить свою связь с телом (только убивать себя не дозволено), т. е. освободить себя от мирских желаний, и быть наедине с собой.

Платон призывает к умеренности во всём, к безмятежности. Окружающий мир не должен затрагивать человека, ничто внешнее (т. е. чужое человеку, чужое его душе) не должно вызывать в нём отклика. Душа должна жить лишь истиной. Платон говорит о трёх началах души — «разумное», «яростное» и «вожделеющее» начала. «Яростное» и «вожделеющее» относятся к страстям. Задача человека состоит в том, чтобы подчинить эти два начала началу разумному.

Душа неразумная подчиняется телу, ей свойственен неразумный пыл и раздражительность; душа разумная не обращает внимания на тело и борется с неразумием. Таким образом, душе одолевать страсти помогает сама душа. Чем более душа предаётся своим истинным занятиям, тем менее её обременяет земное. В земной жизни страсти так или иначе одолевают каждого человека, и отвлекают его от истины. С самого рождения человек привыкает к своему телу, привыкает к тому, что опыт необходим, без него не обойтись, душу загрязняют земные желания, страсти.

Однако, если человек удовлетворяет свои желания, его душа не остаётся удовлетворённой, ей чего-то не хватает. Но душа, замутнённая страстями, не погибает. Душа движется вперёд, ею движет любовь. 3.2. Любовь как движущая сила души Эрот, бог любви, пребывает, по словам Платона, между богами и людьми, и связывает Небо и землю, являясь “посредником между богами и людьми”. Благодаря ему всё земное тянется к небесному.

Любовь — это то, что связывает низшее и высшее. Обитая в душе, любовь тянет душу с земли на Небо. Причём любовь бывает только к прекрасному, любовь к безобразному — не любовь. Любовью называется стремление к чистому бытию, истинной родине души. Поэтому-то Эрот так важен для Платона: без стремления к истине истины не найти. Любовь — это путь к миру идей, к этой обители чистой истины. Душа, обитая на земле, «довольствуется мнимым пропитанием», однако, не остаётся спокойной. Душа хочет чего-то настоящего, а не мнимого, душа хочет прекрасного.

Наслаждаясь внешним, чувственным, земным, человек оставляет незаполненной пустоту в своей душе, душа чахнет, болеет, душа ищет. Именно сила любви не даёт ей быть безмятежной и довольной. Постоянные воспоминания на земле о небесных видениях и неистовое стремление к небу – это и есть настоящее неистовство и подлинная влюбленность, видящая в любимом отблеск небесной красоты – «Восприняв глазами истечение красоты, он согревается, а этим укрепляется природа крыла…». Человек, добившись всего желаемого в этом мире, может считать себя счастливым.

Но беспокойство остаётся, и любовь, живущая в душе каждого, напоминает ему, что что-то не так. Не видя прекрасного душа страдает, а созерцая истину, созерцая прекрасное, душа радуется, раны её начинают затягиваться –«…стержень перьев набухает, и они начинают быстро расти от корня по всей душе – ведь она вся была искони пернатой». Платон словами Аристофана рассказывает о первобытном существовании людей одновременно в виде мужчин и женщин, или в виде андрогинов.

Поскольку люди в этом виде были очень сильны и злоумышляли против Зевса, последний рассекает каждого андрогина на две половины, разбрасывает их по всему миру и заставляет их вечно искать друг друга для восстановления их прежней полноты и могущества. Человек хочет изначального, он хочет найти своё, подходящее себе. Любовь и является желанием этого. Прекрасное и истинное ближе всего душе и составляют её

Содержание

Содержание.

Душа, любя, ищет саму себя. Что имеет в виду Платон, когда пишет, что любовь является стремлением родить в прекрасном? Родить в прекрасном означает стать прекрасным. Душа хочет родить истину, хочет стать истинной. И именно любовь к истине движет ею. Выражаясь образно, сначала душа имеет в себе лишь смутное представление об истине, и мир ей предстаёт неясным отражением истины. И любовь к прекрасному самому по себе подсказывает ей, что в ней нет ещё самой истины, а лишь предчувствие её. И, движимая Эротом, душа стремиться выйти за свои пределы, хочет преодолеть эту смутность и неясность.

И чем сильнее её любовь к Небу, тем ближе она к Небу. И важно отметить то, что любовь не является чем-то извне пришедшим в душу. Любовь всегда есть в душе каждого человека. И, направляемая любовью, душа движется самою собою. Любовь к прекрасному рождается в душе, потому, что в ней уже есть прекрасное. 3.3.

Космическая душа

Всё, что предстаёт перед ней, есть она сама. Нашей душе также доступна и ложь каждой вещи, её небытие, её иное. . Сущность же являет собой душу как истину в себе, субъективную истину (... Сущность – это то, что позволяет душе оставаться собой при соприкоснов...

Доказательства бессмертия души и критические замечания к ним

То, что имеет место при отношениях понятий количества «большее» и «мен... Платон под припоминанием, имеет в виду то, что какие-либо чувства чело... Поставим вопрос: если для познания единичного нужно мыслить какое-нибу... Доказательство выходит из проблемы опыта. Как известно, все составное ... Числа хотя и существуют во времени, но сами по себе не затрагиваются в...

Заключение

Заключение Философская ценность учения Платона о душе велика.

В течение всей истории философии оно было чрезвычайно популярно и часто имело значение не только для одних сторонников учения о бессмертии души. Выводы из учения о душе Платона в соответствии с поставленными целями работы: 1. Платон во многих своих диалогах говорит об обременённости души телом и страстями, идущими от тела. Внешнее мешает душе. Платон приводит нас к мысли о том, что основной заботой человека в жизни должна быть забота о душе. При смерти душа расстается с телом, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телом, либо отправиться в идеальный мир. 2. Роль Эрота состоит в том, что он поднимает душу с земли на Небо. Эрот — это любовь к Истине, стремление к Истине.

Любовь – это всегда движение к тому, чем мы не обладаем, желание вечно обладать предметом нашей любви.

Она то, что не дает покоя душе и поглощает ее все сильнее по мере приближения к избранной цели. Она окрыляет и возносит душу к той сфере, где она была до своего нисхождения в тело, когда вместе с богами могла созерцать мир идей. 3. С точки зрения Платона, существование отдельных душ возможно только в том случае, если существует общая душа, или общая жизнь, которая уже не дробится на отдельные чувственные ощущения, но постигается умом и содержится в самом уме как живое в себе. Это и есть душа, душа сама по себе, душа, ставшая истинной душой. 4. Многое из доказательств Платона о бессмертии души основано на мифологических представления.

Таким образом, во всех доказательствах больше благочестия, чем логики, больше веры, чем знания. 5.

Библиография

Библиография 1. Альбин, «Учебник платоновской философии» , Томск, «Водолей», 1995 2. Демидов А.Б «Феномены человеческого бытия», Минск: «Экономпресс», 1999 3. Курашов В.И «Теоретическая и практическая философия в кратчайшем изложении», Казань, 2003 4. Лосев А.Ф «История античной эстетики.

Последние века», том VII М.: "Искусство", 1988 5. Лосев А.Ф «Комментарии к диалогам Платона», М.: «Мысль», 1990 6. Мордовцева Т.В. , «Идея смерти в культурфилософской ретроспективе»,  Таганрог: ТИУиЭ, 2001. 7. Журнал «Новый Акрополь», Антон Мусулин, №5 2002 8. Платон, Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 2. М “Мысль”, 1994 9. Платон, Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 3. М “Мысль”, 1994.

– Конец работы –

Используемые теги: Учение, душе, Платона0.062

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение о душе Платона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Учение Платона о государстве и законах
Влияние платонизма прослеживается не только в аристотелевском учении и в новой Академии, но в доктрине неоплатоников Плотика, Прокла и др в… Многие положения о государстве и праве, высказанные Платоном в его учении,… Изучению жизни, творчества и учения Платона о государстве и праве посвящено большое количество литературы начало было…

Учение Платона об идеальном государстве
Новой эпохой был эллинизм, период крупного рабовладения с его огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис.… В истории политических учений утопия Платона является одной из самых… Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость.Это понятие наполнено у…

Политическое и правовое учение Древнего Китая. Учение мудреца Конфуция
Для освещения данной темы первоначально необходимо освятить особенность Китайского права.Традиционная для Китая концепция общественного строя,… Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы постулат о существовании… Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. …

Учение Платона об «идее»
Космос полон божественного смысла, являющего собой единство идей, вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте. По Платону, мир по… Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или есть идею… Платон трактовал идеи как некие божественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией…

Учение Платона о государстве
При этом некоторые люди считают лучшим сильное, боеспособное государство с хорошей экономикой, другие - государство, в котором каждый человек… Так проблема общественного, государственного устройства перерастает в проблему… Во-первых, мнение даже самого обыкно- венного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад, интересно само по…

Государство и общество в учении Платона и Сократа
Культуpа общения - понятие очень шиpокое. Я не буду давать его опpеделения, а попытаюсь показать на пpимеpах из истоpии и из жизни Платона и Сокpата… Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он… И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ нам понравился.Интерес же к древнегреческому…

Проблематика души и тела в рамках антропологии Платона
Вопросы о смысле жизни, осознание смертности и стремление узнать о возможности жизни после смерти всегда были связаны с препятствованием… Проблемы осознания связи между душой и телом актуальны и для сегодняшнего дня,… Вполне вероятно, что дуалистическая позиция Платона в вопросах души и тела и не способна сама по себе решить такие…

Место этики в системе философии Аристотеля. Эстетическое учение Платона
Его учение занимает среднее положение между естественнонаучным и метафизическим пониманием нравственности. Объяснение наших нравственных понятий… В философии Аристотеля мы впервые имеем. Таким образом, самоутверждение… Истинное понимание нашей жизни, говорил Аристотель. Мы можем получить, поняв мироздание. Основу нравственных понятий…

Учение Платона об идеях.
Следовательно, делает вывод Платон, основание понятия не в предмете, а в чем-то другом, что не является ни предметом, ни понятием.И этим другим,… Соответственно сама идея есть первопричина всего сущего.Вот что об этом… При этом кругообороте она созерцает самое справедливость, созерцает рассудительность, созерцает знание не то знание,…

Конспект и анализ первоисточников: Аристотель "О душе". Платон "Диалоги"
Ведь душа есть как бы начало живых существ. Здесь душа рассматривается как сущность живых существ. В большинстве случаев, очевидно, душа ничего не… Тяжко должно было бы быть для души быть соединенной с телом и не быть в… Мышление завязано на ощущениях и чувствах, а также волевых импульсах, для которых, по сказанному, необходимо тело. Из…

0.037
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам