Средневековая европейская философия

Введение…1. Основные черты средневековой философии… 2. Проблемы бытия. Номинализм и реализм… 3. Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского… 15 Список литературы… 19 Введение Средневековье - это период VII-XV вв хотя и эта периодизация во многом условна.Роль церкви в жизни западноевропейского средневекового общества, которое многие историки называют христианским обществом или христианским миров, была всеобъемлющей: религия и церковь заполняли всю жизнь человека феодальной эпохи от рождения до смерти.

Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, и выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Средневековая церковь была организована на строго иерархических началах. Во главе ее стоял римский первосвященник - папа, имевший собственное государство в Средней Италии, ему были подчинены архиепископы и епископы во всех странах Европы. Это были крупнейшие феодалы, обладавшие целыми княжествами и принадлежавшими к верхушке феодального общества.

Монополизировав в обществе, состоящем главным образом из воинов и крестьян, культуру, науку, грамотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Умело, пользуясь этими средствами, церковь сосредоточила в своих руках огромную власть: короли и сеньоры, нуждаясь в ее помощи, осыпают ее подарками и привилегиями, стараются «купить» ее расположение и содействие.

Представить духовные искания средневекового человека вне церкви невозможно. Именно познание мира и Бога, вдохновляемое церковными идеалами, породило красочную, многообразную, живую культуру Средневековья. Именно церковь создавала университеты и школы, поощряла богословские диспуты и книгопечатание. Все это обуславливает, тот факт, что главной характеристикой европейской средневековой философии является теоцентризм (в центре Бог). В этот период философия развивается в рамках теологии, выполняя скорее вспомогательную функцию, поэтому большинство авторов называют ее служанкой богословия.

Богословские сочинения нацелены на рациональное обоснования догматов христианской веры, и философия играет роль методологической основы, не претендуя на отыскание истины, которая трактуется как откровение. Центральными проблемами средневековой философии можно назвать проблему соотношения веры и разума, которая легко интерпретируется как проблема соотношения философии и теологии, спор об универсалиях и различные способы доказательства бытия Бога, сформулированные в сочинениях разных авторов - наиболее значимыми следует считать работы Ансельма Кентерберийского и Фомы Аквинского. 1.

Основные черты средневековой философии

н.э. Средневековая теологическая философия отличалась замкнутостью на самой... Но важно разграничивать и отделить те части вероучения, которые могут ... Но все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное: ведь ... подлинным бытием не сами вещи, а их общее понятие – универсалии, по см...

Человек и его история в учениях А. Августина и Ф. Аквинского

Также Августин, подобно Цицерону, рассматривает формы человеческой общ... Иногда пользование властью вырождается в злоупотребление ею. Позитивный закон может меняться. Акты, противоречащие естественному закону, не могут считаться позитивн... Усматривая центр жизни человеческого духа в воле, Августин видит источ...