рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема блага в истории мировой культуры

Работа сделанна в 2007 году

Проблема блага в истории мировой культуры - Контрольная Работа, раздел Философия, - 2007 год - Философско-правовая аксиология Проблема Блага В Истории Мировой Культуры. В Самом Общем Виде Во Все Времена ...

Проблема блага в истории мировой культуры. В самом общем виде во все времена под благом понималось нечто та¬кое, что имело для человека положительное значение, позитивный смысл.

Однако в исследовании конкретных форм существования бла¬га уже в эпоху Античности наметились разные подходы.

Демокрит под благом понимал счастье как «жизнь по правде», как подчинение не установленным кем-то законам, а требованиям приро¬ды, как согласование своих поступков с требованиями самой жизни. Будучи благом высшего порядка, счастье проявляется в нескольких формах: эвтюмии (спокойное и ровное настроение, хорошее располо¬жение духа), евесто (внутренняя устойчивость человека, его невозму¬тимость), гармонии (симметрия во всем, соблюдение меры), атарак¬сии (безмятежность) и этамбии (неустрашимость). Реализация этих форм счастья обеспечивает человеку свободу, а государству — спра¬ведливость.

Таким образом, Демокрит рассматривал благо в нераз¬рывном единстве со счастьем, свободой и справедливостью. Сократ, как известно, высшим качеством человека считал муд¬рость как единство знания и умения различать добро и зло, а также практически реализовывать добродетели, прежде всего — законопо-слушание. Причем законопослушание, по Сократу, должно быть аб¬солютным. Отождествляя закон и справедливость, он считал любые законы справедливыми.

Отвечая на вопрос своего учителя, Платон дал первое известное философское определение блага: «Благо — то, что существует ради него самого». Однако подчеркнутая неутилитарность блага вовсе не означает, что его конкретные проявления (их Платон называет множество: красота, соразмерность, истина, и др.) не приносят пользу че¬ловеку и обществу. Истинное благо (среди них и закон) Платон срав¬нивает с Солнцем — оно делает мир «умопостигаемым» и видимым.

Ученик Платона Аристотель ввел в научный обиход понятие «выс¬шее благо», понимая под ним «правильное государство». Как известно, в ряду правильных государств Аристотель отдавал предпочтение «по-литии» как власти средних, заботящихся об общих интересах. В пра¬вильном государстве, считал Аристотель, отдельный человек имеет возможность реализовать свою политическую сущность, т.е. быть полноправным гражданином полиса. В таком государстве установле¬ны справедливые законы, поэтому человек чувствует себя комфортно и обретает индивидуальное благо.

А на его основе возникает и форми¬руется благо всех как естественное и справедливое сосуществование людей и сообществ. Высшее благо у Сенеки — это осознание своей жиз¬ни, приведение ее в соответствие с природой вещей, это свобода чело¬века от пороков и страстей, от рабской зависимости, в которой его дер¬жат вещи и наслаждения. «Нет рабства более позорного, чем рабство добровольное», — утверждал великий мыслитель.

Избавление, свобо¬да от рабства в самом широком его смысле и есть высшее благо. В XVII—XVIII вв. развитие философии идет по пути рационализма. Так, например, Р. Декарт отождествлял высшее благо с процессом позна¬ния истины, выявлением первопричин, Б. Спиноза — со свободой, кото¬рая немыслима без разума. Свобода в его понимании — это подчинение страстей разуму, это действие на основе познания необходимости. Родоначальник классической немецкой философии И. Кант рас¬сматривал благо как единство разума, долга и свободы.

И благо — общественное и личное — человек и человечество обретают в единстве, синтезе долга, свободы и разума. Собственно говоря, И. Кантом заканчивается традиция поиска и обоснования блага. Оно становится предметом специальной фило¬софской дисциплины — аксиологии, заменившей этот термин сино¬нимичной категорией «ценность». Понятием «ценность» широко пользуется Г. Гегель в работе «Фило¬софия права», подразумевая под ним, с одной стороны, количествен¬ную определенность вещи, выраженную через ее качество, а с дру¬гой — значимость этой вещи для человека. К. Маркс в «Капитале» ценность вещи связывал с потребительной стоимостью товара, но использовал этот термин и для характеристики других явлений, в том числе государства, права, науки, философии.

Ф. Ницше расчленил бытие на объективную реальность и мир цен¬ностей, значений и смыслов человеческого сознания. Ценность для Ницше — это всегда смысл, который человек «вкладывает» в вещь или «извлекает» из нее. В отечественной литературе теорию ценностей разрабатывали Олег Григорьевич Дробницкий (1933—1973), Василий Петрович Туга ринов (1898—1978), Мераб Константинович Мамардашвили (1930— 1990), которые вопреки официальной установке об аксиологии как лженауке внесли большой вклад в ее становление и упрочение.

Сегодня проблемам аксиологии посвящены труды А. Г. Ионина, Н.Н. Козловой, В.М. Межуева, Ю.М. Резника, Э.К. Соколова и др. Благо связано также с правом, свободой, равенством и справедли¬востью.

Поэтому рассмотрение общего блага в юридическом аспекте предполагает анализ его философско-правовой сущности, условий существования и функций. § 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философско-правовая аксиология

Взаимодействуя с окружающей средой, человек, в отличие от жи¬вотного, озабочен не едой, питьем и размножением, для него важно осознать свою… И, стало быть, явля¬ется одной из высших человеческих ценностей. Правовая аксиология позволяет разобраться в ценностных установках и ценностных ориентациях в правовой реальности,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема блага в истории мировой культуры

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Право как общее благо
Право как общее благо. Ценности выступают в единстве двух сторон: как определенная человеческая деятельность творческого характера и как предмет общественных и личных потреб¬ностей и интересов. Чел

Право как ценность и элемент общего блага
Право как ценность и элемент общего блага. Общее благо в юридическом контексте можно понимать как фено¬мен, возникающий в результате функционирования права в качестве социального института. По свое

Свобода как экзистенциал человека
Свобода как экзистенциал человека. Свобода — многогранное и многоаспектное явление, чрезвычайно важное для человечества. Ради свободы люди шли на эшафот, под фла¬гом свободы совершались революции,

Ответственность и вина
Ответственность и вина. С ответственностью тесно связана вина. Человек может нести ответственность за свои поступки наличии вины. Вина имеет место тогда, когда человек сознает или штельно допускает

Природа и сущность справедливости
Природа и сущность справедливости. На ранней стадии развития общества существовало естественное право обязательного возмездия за деяние, наносящее вред племени, т.е. право мести». Однако у мести не

Справедливость как правовое равенство
Справедливость как правовое равенство. Справедливость прежде всего предполагает равенство. Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании со¬блюдения равенства. Со

Сущность и взаимосвязь ценностных правовых установок и ориентации
Сущность и взаимосвязь ценностных правовых установок и ориентации. Материальные и духовные вещи и явления, наполняющие жизнен¬ный мир человека, различаются по роли и значимости для человека.

Правовые ценностные установки как фактор формирования активности социальных субъектов
Правовые ценностные установки как фактор формирования активности социальных субъектов. Нa социальную активность личности влияет вся правовая реальность, и6o сама правовая реальность есть выражение

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги