рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Периоды средневековой философии

Работа сделанна в 2008 году

Периоды средневековой философии - Реферат, раздел Философия, - 2008 год - Религиозная философия средних веков Периоды Средневековой Философии. Философское Знание Средних Веков Принято Усл...

Периоды средневековой философии. Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений.

Патристика - совокупность теолого-философских взглядов "отцов церкви", которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона. Схоластика - представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. 1. Патристика (II-VI век н.э.) Свое название патристика получила от латинского слова «патрис», означающее «отцы церкви». Соответственно это период христианских отцов церкви, которые заложили основы христианской, а, следовательно, и средневековой философии.

Патристику можно условно разделить на несколько периодов: 1) Апостольский период (до середины II века) – время деятельности апостолов-евангелистов. 2) Апологетика (середина II века – начало IV) – Апологетами называли образованных христиан, вставших на защиту христианства от языческой философии.

Для защиты христианства апологеты прибегали к помощи античной и греческой философии, используя аллегорию и логические доказательства, пытаясь показать, что верования язычников нелепы, их философия не имеет единства и полна противоречий, что христианская теология это единственная философия, несущая людям единую для всех истину. Виднейшими трудами, сохранившимися до наших дней, были апологии Юстина, Татиана, Тертуллиана. 3) Зрелая патристика(IV-VI) – Выделяют восточную (греческую) и западную (латинскую) патристику.

Благодаря греческому языку восточная патристика связана с античной философией сильнее западной. Наиболее известные деятели восточной патристики: Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и другие; западной: Аврелий Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним. Основные проблемы патристики: формирование символов веры, проблема трех ипостасей, христология, креационизм и другие. 2.2. Схоластика(VII-XIV). Слово «схоластика» происходит от слова schola (школа), пришедшего в латинский язык из греческого, поэтому схоластику часто называют школьной философией.

В отличие от отцов церкви, опиравшихся на собственный разум и интуицию, схоластики использовали рациональные пути познания Бога. В схоластике существовало три основных направления: реализм, номинализм и концептуализм. Схоластику разделяют на три периода: 1) Ранняя схоластика (от 400-х гг. до 1200-х гг.) Во многих отношениях этот период связан с Августином и близким ему неоплатонизмом.

Его выдающимися фигурами были ирландский монах Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, известный так называемым онтологическим доказательством существования Бога, а также скептический и свободомыслящий француз Петр Абеляр, который, в частности, способствовал оттачиванию схоластического метода постановки и обсуждения философских вопросов. 2) Зрелая схоластика (приблизительно с 1200 гг. до первых десятилетий XIV века). Выдающимися представителями этой эпохи грандиозных систем и синтеза были Альберт Великий, его ученик Фома Аквинский и главный оппонент Фомы Иоанн Дунс. 3) Поздняя схоластика (с начала XIV века до расцвета Ренессанса). Его ведущим представителем был англичанин Уильям Оккам. Он утверждал, что вера и разум существенно отличаются друг от друга и обосновывал номинализм и поворот разума к эмпирическому.

Таким образом, его учение знаменовало собой переход к философии Нового времени. Существенный вклад в систематизацию ортодоксальной схоластики внес монах, пред¬ставитель Ордена доминиканцев Фома Аквинский.

Он ставил своей целью отработку положений христианского ве¬роучения в формах здравого смысла. Аристотель был тем фунда¬ментом, опираясь на который, Фома канонизировал христианс¬кое понимание соотношения идеального и материального как соотношение изначального принципа формы (т. н. принципа по¬рядка) с колеблющимся и не вполне установившимся принципом материи (т. н. слабейшим видом бытия). Мир индивидуальных явлений, с точки зрения Фомы Аквинского, рождается слияни¬ем первопринципа формы и материи.

Душа же человека, являясь формообразующим принципом, свое индивидуальное воплоще¬ние получает только при соединении с телом. Содержание и выводы схоластических споров не оказали серьез¬ного влияния на дальнейшее развитие философии, но благодаря технике рассуждений схоластика внесла определенный вклад в дальнейшее развитие логики. Схоластика - сред¬невековая ученость. Она тесно связана со складывающейся с VIII- IX вв. системой образования на Западе.

Вместе с тем это и новый этап в развитии духовной культуры Европы, пришедший на смену патристике. Он базировался на святоотеческой литературе, являя собой од¬новременно вполне своеобразное и специфическое культурное обра¬зование. Принята следующая периодизация схоластики. Первый этап - от VI до IX в предварительный. Второй этап - от IX до XII в период интенсивного формирования. Третий этап - XIII в «золотой век схоластики». Четвертый этап - XIV-XV вв угасание схоластики.

Схоластическая ученость на практике представляла собой ряд сту¬пеней, поднимаясь по которым ученик мог дойти до самых высших. В монастырских и церковных школах изучали «семь свободных искусств». Последние делились на «тривиум» (от числа «три») и «квадривиум» (от числа «четыре»). Ученик должен был сначала освоить тривиум, т.е. грамматику (латинскую), диалектику, риторику. Квадривиум, как бо¬лее высокая ступень, включал арифметику, геометрию, музыку и ас¬трономию.

Учебными заведениями, обеспечивавшими еще более вы¬сокий уровень подготовки, были университеты. Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарица¬тельном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии». В центре изучаемых вопросов был вопрос об отношении знания и веры. Схоласты исходили из тезиса о первенстве и главенстве веры. Но зачастую спор велся по псевдопроблемам.

Например, таким. Сколько чертей уместится на кончике иглы? Улыбаются ли ангелы? Из-за подобных вопросов впоследствии слово «схоластика» стало синонимом науки, оторванной от жизни, практически бесплодной, далекой от наблюдений и опыта. Один из вопросов, обсуждаемых схоластами, представляет и сегодня сложную проблему.

Может ли всемогущий Бог создать такой камень, который сам не сможет поднять? Любой ответ на этот вопрос приводит к выводу о том, что Бог не всемогущ.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Религиозная философия средних веков

Многими людьми понятия любви и мудрости считаются наиболее, зага¬дочными. Однако уже в памятниках древней культуры можно найти не утратившие до сих… Столь же древни взгляды о том, что мудрость сопрягается со знанием и жизнью,… Однако после того как на территории Римской империи стало распространяться христианство, античная философия…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Периоды средневековой философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные идеи средневековой философии
Основные идеи средневековой философии. Средневековая философия была неразрывно связана с христианством, поэтому общефилософские и христианские идеи тесно в ней переплетаются. Основная идея средневе

Основные проблемы средневековой философии
Основные проблемы средневековой философии. философия и теология; вера и разум; двойственность истины. Развивающаяся в конце XII и в XIII столетии в странах Западной Европы интеллектуальное д

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги