Английская философия XVII – XVIII вв. Система Д.Локка, Д.Беркли, Д.Юма.

«Английская философия XVII – XVIII вв. Система Д.Локка, Д.Беркли, Д.Юма». Проверил: Учитель 1 квалификационной категории Нигматуллин Р.Ф. Уруссу, 2007 План. Введение. 1. Общая характеристика английской философии XVII – XVIII века. 2. Система философских взглядов Джона Локка. 1. Материализм Джона Локка. 2. Сенсуализм Джона Локка: происхождение знаний из ощущений и рефлексий. 3. Учение об истине и о видах знания. 4. Учение Локка о государстве и праве. 3. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ. 1. Исходные позиции. 2. Атака на материю. 3. О бытии. 4. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА. 4.1. Основные положения. 2. Ассоциации и абстракции. 3. О существовании субстанции. Заключение.

Список использованной литературы. Введение. Реферат по обществознанию выполнен на тему: «Английская философия XVII - XVIII века. Система Д.Локка, Д. Беркли, Д. Юма». Актуальность данной темы заключается в том, что еще в недавнем прошлом именно эти философы в нашей стране подвергались большой критике с позиций материализма.

Их философские концепции излагались как реакционные. Целью реферата является изучение философских концепций существовавших в Англии в XVII - XVIII века, а также исследование систем известных британских мыслителей Д. Локка. Д. Беркли и Д. Юма. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих задач: 1. Рассмотрение английской философии XVII - XVIII века. 2. Поочередное рассмотрение философских систем выше перечисленных мыслителей. При написании реферата использованы учебная литература и пособия по философии.

Базовыми источниками стали учебники по философии под редакцией В.А. Канке и В.П. Кохановского, а также работы Г.А. Заиченко «Джон Локк», Б.Э. Быховского «Джордж Беркли», И.С. Нарского «Давид Юм» областью научных исследований, которых была история английской философии и мыслители прошлого.

Реферат состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает в себя следующие главы: 1. Общая характеристика английской философии XVII - XVIII века. 2. Философия Д. Локка. 3. Философия Д. Беркли. 4. Философия Д.Юма. 1. Общая характеристика английской философии XVII – XVIII века. В XVII – XVIII веках философия стала представлять собой пеструю картину имен, школ и направлений, что стало результатом развития философской мысли в предыдущие три эпохи: эпоху античности, эпоху Средневековья и эпоху Возрождения.

Благодаря быстрому развитию науки Новое время принесло еще большее разнообразие, все чаще и решительнее стали выдвигаться значимые философские идеи. Эпоха ранних буржуазных революций достигла новых философских идей. Значительную роль стала играть английская философия.

Главные философские интересы английских мыслителей Нового времени сосредоточены на практике и науке, знании и опыте. Интерес к вопросам практико-эксперементального характера стимулировался быстрым развитием капиталистического производства. И это в очередной раз подтверждает, что всякая философская система соотносится с вполне определенной исторической эпохой. Английская философия Нового времени резко критикует созерцательный идеал знания.

Знание – сила, а сила эта выражается, прежде всего, в стимулировании ею человека к действию. Она (английская философия Нового времени) стремится к максимальному воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. Френсис Бекон писал: «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». Таким образом, английская философия Нового времени подчеркивает взаимосвязь знания и действия – знание замыкается на действии, а действие на знании.

Знания нет без науки, особенно без фундаментальной, а действия, т.к. оно опирается на науку, нет без эксперимента. В соответствии с философией Нового времени знание не возникает в голове человека само по себе, его нужно получить в результате осмысления данных эксперимента. Эксперимент индуцирует знание, «наводит» на него. Центром и одновременно исходной точкой английской философии Нового времени является размышляющий субъект. От принципа абсолютной личности философии Средних веков философия Нового времени пришла к концепции человека разумеющего.

Это привело к существенному пересмотру всей совокупности воззрений на роль личности, общества, государства, религии. Для передовых философов Нового времени стало нормой опора на понятие естественного права каждого человека дополняемого понятием общественного договора. Тому и другому стремились дать глубокое рационалистическое объяснение на путях защиты и развития юридического мировоззрения во всей его возможной чистоте.

В отличие от своих античных и средневековых коллег английские философы Нового времени стремились защитить права каждой личности. В юридическом отношении все люди признавались равноправными. Совершенно непонятная для философов старых школ новая идея состояла в желании установить «равенство без уравнивания». По мнению английских философов Нового времени, такое равенство должно состоять в равенстве возможностей разных личностей. К числу наиболее видных представителей английской философии Нового времени необходимо отнести в первую очередь таких философов как Томас Гоббс (1588 - 1679), Джон Локк (1632 - 1704), Джордж Беркли (1685 - 1753), Дэвид Юм (1711 - 1776). В данной работе мною рассмотрены философские системы Локка, Беркли и Юма. 2.

Система философских взглядов Джона Локка

Система философских взглядов Джона Локка . 1.

Материализм Джона Локка

Возможно ли, «чтобы материя, с движением или без него могла первоначал... «Материально ли вечное существо или нет»; 5. причина побудившие Локка к этому, дают представление о том, почему фил... По поводу предположения, что «мыслящее существо (бог) может быть также... Он ясно видит, что признание материи вечной, даже если она персонифици...

Сенсуализм Джона Локка: происхождение знаний из ощущений и рефлексий

Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как пробле... Там где нет идей, нет и знаний. с таким впечатлением или движением в какой-нибудь части нашего тела, к... Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа... 2.3.

Учение об истине и о видах знания

Учение об истине и о видах знания. Учение об истине и о видах человече... Такой путь получения достоверного и истинного знания Локк называл «пут... В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, ... право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и ... Если такой нормы-указания предписание в себе не содержит, оно не может...

Исходные позиции

Беркли различает общие и абстрактные идеи. Нельзя, уверяет Беркли, образовать отчетливое абстрактное представлени... сначала истолковав вторичные качества как чистую субъективность, затем... Беркли, абсолютизируя сенсуализм, признает непосредственное чувственно... «Идея» первична.

Атака на материю

Атака на материю. А раз ни одно из наших чувств не знакомит нас с нею, нам ничего о ней ... Придав при помощи термина «идея» субъективный смысл понятию «качеств»,... не заключают в себе активности или действующей силы, при помощи которо... Идеи, оказывается, не единственная форма познания и не единственный пе...

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА

ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ ДАВИДА ЮМА . 4.1.

Основные положения

Основные положения. Почти вся последующая философия Юма строится им как теория познания, о... Что же понимал Юм под «идеями»? «Идеи» в его теории познания - это обр... Они для Юма суть познавательные объекты, предстоящие сознанию. 4.2.

Ассоциации и абстракции

Для успеха своей ориентировки в среде он должен воспринимать сложные, ... Во-первых, ассоциации происходят по сходству, которое бывает не только... « Второстепенный импульс пишет Юм в эссе «О трагедии», - преобразуется... Само по себе репрезентативное понимание абстрагирования заключалось в ... Ассоциативный способ образования чувственных репрезентантов смягчает с...

Заключение. Подводя итоги работы, считаю обязательным перечислить основные идеи философии XVII - XVIII веков, которые были выдвинуты мыслителями эпохи нового времени, в том числе и английскими философами: 1. принцип автономного мыслящего субъекта; 2. принцип методического сомнения; 3. индуктивно-эмпирический метод; 4. рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию; 5. гипотетико-дедуктивное построение научной теории; 6. выработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека. Огромный вклад в выдвижении этих идей внесли Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм. Философская концепция Юма стала своего рода классической для неопозитивистов, а его самого считают прародителем этого философского течения.

Философская система Беркли направлена на опровержение материализма и обоснование религии.

Начиная со второй половины XIX века, философия Беркли стала заимствоваться многими школами идеализма: имманентной школой, эмпириокритицизмом, прагматизмом, ранним неопозитивизмом и др. Нельзя отрицать огромное значение этих британских мыслителей для всей мировой философии. Ими оставлено большое творческое наследие. Но наибольший вклад внес именно Локк, им ярко был выражен эмпирико-материалистический подход к решению коренных философских проблем.

Фридрих Энгельс писал: «Первоначальной родиной всего современного материализма, начиная с XVII века, является именно Англия. Бекон, Гоббс и Локк были отцами блестящей школы французских материалистов». Главное в творческом наследии Локка – глубокий и многогранный материализм, не компромиссы и колебания, а плодотворное решение многих философских проблем и постановка вопросов для будущих поколений теоретиков. И диалектический материализм – законный наследник идей мыслителей, работавших в Англии в Новое время.

Список использованной литературы. 1. Быховский Б.Э. Джордж Беркли. – М.: Мысль, 1970. 2. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М.: Мысль, 1988. 3. Канке В.А. Философия. – М.: Логос, 2000. 4. Кохановский В.П. Философия. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. 5. Нарский И.С. «Давид Юм». – М.: Мысль, 1973.