Материализм Джона Локка

Материализм Джона Локка. Система философских взглядов Локка строится как теоретико-познавательная концепция.

Его онтологические воззрения обнаруживаются при решении им различных, но взаимосвязанных вопросов теории познания.

Свою материалистическую позицию Локк определяет, рассматривая теоретико-познавательный статус понятий «материальная субстанция», «идеальная субстанция», понятий первичных и вторичных качеств и т.д. Многие философы рассматривали и рассматривают Локка как дуалиста. У Локка можно ясно различить двоякую постановку проблемы об отношении материи и сознания: во-первых, он рассматривает это отношение, исследуя первопричину мира и всего богатства его явлений; во-вторых, он ставит вопрос о том, возможно ли в принципе, чтобы материя обладала свойством мышления. Локк предлагает вниманию читателей «Опыта» несколько различных вопросов, ответы на которые объяснили бы отношение между материей и сознанием.

Эти вопросы таковы: 1. Порождает ли материя движение; 2. Порождает ли материя сознание; 3. Возможно ли, «чтобы материя, с движением или без него могла первоначально иметь в себе и от самой себя чувство, восприятие и познание»; 4. «Материально ли вечное существо или нет»; 5. Создает ли вечно мыслящее существо материю? Ясно, что материалистическое решение проблемы происхождение и сущности сознания возможно лишь при условии положительного ответа на первый вопрос – признания движения атрибутом материи, ибо материя, лишенная атрибута движения не может последовательно мыслиться как причина и субстанция мышления.

Положительный ответ на второй вопрос означает материалистическое решение проблемы.

Положительный ответ на третий вопрос ведет к материализму в его гилозоистической форме, на четвертый – к материализму Спинозы. И только положительный ответ на пятый вопрос в зависимости от его конкретного решения ведет или к явному идеализму, или к деизму. Как же Локк отвечает на эти вопросы? Что касается первого, то он считает, что «материя… не обладает способностью произвести в себе движение». Отрицательный ответ Локк дает и на второй вопрос: точно также не способна она и породить сознание. Вслед за тем он отвергает и гилозоизм.

Особый интерес представляет его отрицательный ответ на четвертый вопрос, т.к. причина побудившие Локка к этому, дают представление о том, почему философ дает отрицательные ответы и на первые два вопроса. По поводу предположения, что «мыслящее существо (бог) может быть также и материальным». Локк совершенно справедливо считает, что спинозовская форма признания бога делает его слишком призрачным. Он ясно видит, что признание материи вечной, даже если она персонифицируется в боге, легко ведет к атеизму.

Атеизм был тем последним шагом, на который он не отважился. 2.2.