Сенсуализм Джона Локка: происхождение знаний из ощущений и рефлексий

Сенсуализм Джона Локка: происхождение знаний из ощущений и рефлексий. Проблему происхождения человеческих знаний Локк формулирует как проблему происхождения идей. Там где нет идей, нет и знаний. «Если спросят, - пишет Локк когда же человек начинает иметь идеи то верный ответ, на мой взгляд, будет: «когда он впервые получает ощущение». Так как оказывается, что в душе не бывает идей до доставления их чувствами, то полагаю, что идеи в разуме одновременны с ощущением, т.е. с таким впечатлением или движением в какой-нибудь части нашего тела, которое производит в разуме некоторое восприятие.

Этими то впечатлениями, произведенными на наши чувства внешними объектами, впервые, кажется, занимается душа в деятельности, называемой нами восприятием, воспоминанием, размышлением, рассуждением и т.д.». Изначально, до соприкосновения с материальным миром, человеческая душа, по Локку белая бумага без всяких знаков и идей. И поскольку чувственный опыт, согласно Локку, источник знаний о материальном мире, постольку его теоретико-познавательная позиция – материалистический сенсуализм.

Достоинство локковского сенсуализма в том, что он не вырождается в плоский сенсуализм, в представление, что коль скоро знания происходят из чувств, ощущений, то, следовательно, между знаниями и чувствами, ощущениями можно поставить знак равенства. Наоборот, Локк пытается проследить переход от ощущений к знаниям.

Исследование природы и разнообразных функций разума позволяет не только показать, что ощущения – «богатый источник большинства наших идей, которые всецело зависят от наших чувств и через них входящих в разум», но и выявить другие познавательные способности, развивающиеся по мере обогащения тем материалом знания, который доставляют ощущения. Стремление, исходя из чувственного, материального мира, постепенно подняться до высших рациональных форм человеческого знания, показать детерминированность их чувствами, опытом означало попытку доказать важнейший тезис материалистической гносеологии.

Естественно, поставив такую задачу, Локк наряду с объектами внешнего мира выделяет и особый, внутренний объект знания – познавательные способности человека в целом, его разум. Синтез способности чувственного отражения материального мира с другими познавательными способностями Локк осуществляет, признавая вместе с внешним, чувственным опытом, из которого поступает исходная информация о внешнем мире, опыт внутренний.

Таким образом, согласно Локку опыт имеет как бы два измерения: чувственное, которое обращено на внешний мир, и рациональное, направленное на саму познавательную деятельность. Вместе с основополагающим видом опыта – ощущением, Локк признает опыт внутренний – рефлексию, что означает понимание того, что принцип сенсуализма – это только один из ключей к объяснению возникновения идей и знаний. 2.3.