рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие и природа ценностей

Работа сделанна в 2009 году

Понятие и природа ценностей - Контрольная Работа, раздел Философия, - 2009 год - ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ Понятие И Природа Ценностей. Философское Учение О Ценностях И Их Природе Назы...

Понятие и природа ценностей. Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией от греч. axios - ценность и logos - учение. Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Начиная уже с Сократа и Платона, основными вопросами теории ценностей были что есть благо, что есть справедливость? Они же являлись и главными критериями истинного бытия.

Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу последнего принцип справедливости. Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению того же Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения представителей софистов все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса Человек есть мера всех вещей. Попытка дифференцированного подхода к ценностям содержится в философии Аристотеля, который, с одной стороны, признает самодостаточные ценности, или самоценности, к ним, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, ибо разные вещи кажутся ценными детям и мужам, добрым и мудрым людям.

Мудрость состоит как раз в постижении умом вещей по природе наиболее ценных. Различные исторические эпохи и разные философские системы накладывают свой отпечаток на понимание ценностей.

В средние века они связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяют и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей. Кант впервые употребляет понятие ценности в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него является разведение сущего и должного, реальности и идеала.

Ценности - это требования, обращенные к воле цели, стоящие перед человеком значимость тех или иных факторов для личности. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические утилитарные и духовные. Первые выступают как товары и характеризуются со стороны их количественной определенности. По существу, здесь имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара. Поскольку вещи имеют ценность пишет он мы рассматриваем их как товары. Их значимость состоит в ценности, и только в ценности, не в их специфических качествах. Эти ценности всегда относительны, зависят от спроса, от продажи, от вкуса публики. Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все. что имеет ценность и значимость духовно по своей природе. После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований сформировалось несколько типов теорий ценностей.

Отметим лишь некоторые из них. Натуралистический психологизм Дж. Дьюи 1859- 1952 . В этой концепции ценности рассматриваются как объективные факторы реальности, которые эмпирически наблюдаемы, а их источник связывают с биологическими и психологическими потребностями человека.

С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий какую-либо потребность людей, является ценностью. Аксиологический трансцендентализм В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Здесь ценности - не объективная реальность, а идеальное бытие. Они рассматриваются как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами по себе и не могут служить средством для каких-то иных целей.

Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является сознание вообще, т.е. трансцендентальный потусторонний, запредельный субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют общую основу конкретных ценностей и культуры. Персоналистический онтологизм.

Наиболее видным представителем этого направления является М. Шелер, утверждавший объективный характер ценностей. Они, по его мнению, образуют онтологическую основу личности. Но ценности, находящиеся в предметах, не следует отождествлять с их эмпирической природой. Так же как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности приятное, величественное, доброе могут созерцаться вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются.

Познание ценностей и их созерцание основано в конечном счете на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, чем они долговечнее и чем выше удовлетворение, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Более высокие ценности - это ценности прекрасного и познавательные ценности. Высшей ценностью является ценность святого, идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви.

Поэтому все ценности имеют свою основу в ценности божественной личности. Социологическая концепция ценностей. Основателем ее является М.Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. С его точки зрения, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества. В нашей современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии.

В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека как идеал как норма как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения.

Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане, например, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков. Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность - это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение значимость явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может выступать в качестве предметных ценностей и оцениваться с точки зрения добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого и т.д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

Другим видом ценностей являются субъектные ценности, к которым относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей. Таким образом, в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются предметные ценности и субъектные ценности. Ценности всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер. Они формируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

Ценности не возникают неизвестно откуда и не вкладываются в человека извне. Они формируются в процессе его социализации и носят динамический характер. В этой связи следует сказать, что весь жизненный опыт человека и система его знаний непосредственно влияют на характер его ценностей. Одно и то же вино будет оцениваться по-разному и представлять различную ценность для дегустатора вин и для другого человека.

Это же можно сказать и об отношении к Богу верующего и атеиста. На ценностное восприятие и процесс формирования ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь значимые факторы человеческого существования - биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей.

Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности - это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает. На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес . 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛИЧНОСТЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ

Социологический анализ выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и… В отличие от понятия индивида, которое определяется как обособление в рамках… Личность в социологии исследуется в качестве продукта социальных взаимосвязей и субъекта социальной активности.В общей…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие и природа ценностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Личность и социальные ценности
Личность и социальные ценности. Каковы ценности, таковы и общество, и личность. Не случайно, что проблема ценностей всегда выступает на первое место в переходные периоды общественного развит

Социальные ценности и социализация личности
Социальные ценности и социализация личности. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можн

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги