рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозное и атеистическое сознание

Работа сделанна в 2009 году

Религиозное и атеистическое сознание - Контрольная Работа, раздел Философия, - 2009 год - Понятие общественного сознания и его структура Религиозное И Атеистическое Сознание. Религиозное Сознание Является Одной Из ...

Религиозное и атеистическое сознание. Религиозное сознание является одной из старейших форм общественного сознания, и совершенно очевидна подчиненность его конкретным общественно-историческим условиям.

Религиозное сознание являлось ведущей формой общественного сознания в течение более, чем двух тысячелетий, вплоть до эпохи Просвещения. С развитием науки, философии, правосознания, морали, религии значительно уступает свои позиции.

Возникает атеизм как учение, опровергающее религиозные взгляды. Но научное опровержение религиозных взглядов не может полностью решить проблемы религии. Религиозное сознание соответствовало объективным потребностям человеческого духа. Эти духовные потребности должны быть удовлетворены. Стремление отвергнуть религию должно было сопровождаться созданием такой системы общечеловеческих ценностей, которая могла бы заменить человеку соответствующие духовные, религиозные потребности.

Религия выражала не только страх человека перед грозными и непонятными силами, господствующими в повседневной жизни. В ней отразились попытки воздействовать на эти силы. В религиозных обрядах, заклинаниях, жертвоприношениях люди пытались служить сверхъестественным силам и в некоторой степени управлять ими. Кроме того, с помощью религии закреплялись нормы поведения человека. Религия служила средством достижения социальной стабильности. Религия не случайное явление в культуре человечества, а закономерно возникшая, исторически и социально обусловленная форма осознания человечеством окружающего мира и самого себя. Религия является отражением хотя и фантастически окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни.

Ф.Энгельс назвал религию фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, и которые господствуют над ними в их повседневной жизни отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. В языческих религиях реальные земные проблемы были связаны с миром природы, подавляющей человека, с проблемами его болезни и смерти.

В то же время и в язычестве, и позднее в христианстве постепенно на первое место выдвигаются духовные проблемы, та же, как вопрос о сущности самого человека, о его смертности или бессмертии, о соотношении добра и зла, о совести и справедливости. Таким образом, религиозное сознание формировалось как сознание о справедливой жизни. И религиозные проблемы очень тесно переплетались с нравственными проблемами.

Нет ни одного народа, который не знал бы религию, и, значит, появление и развитие религиозного сознания, независимо от конкретного смыслового содержания, связано с духовными потребностями человека. Формы религии многообразны. Но различные мировые религии христианство, ислам, буддизм при всем их внешнем различии имеют много общих черт. Это сходство объясняется прежде всего единством человечества, сходством процессов социального развития, общими для людей законами психологии.

Религиозное сознание, наряду с религиозной деятельностью, религиозными отношениями и организациями, является элементом в структуре религии. Элементы и структура религии возникли и изменялись в процессе истории человечества. Религия от лат relegio - набожность, святыня - это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни.

Как самостоятельное социальное явление религия не выделялась в первобытном обществе, но в ходе дальнейшего развития истории общества она выделялась в относительно самостоятельную сферу духовной жизни и в ее структуре обозначились названные выше элементы. В современной философии различают три ступени в истории религии 1. Религия, опирающаяся на свое божество в природных силах бог Солнца, бог Земли и т.п. 2. Религия, признающая всемогущего Бога-господина, требующая повиновения ему это может быть учение о персонифицированном Боге монотеизм, это ислам и иудейская религия, а в широком смысле и христианство троица, сюда же относится и религия как простая мораль без Бога 3. Религия искупления, возникающая из чувства греховности.

Эта религия связана с верой в милосердие Бога, освобождающего от греха. Религиозное сознание как элемент в структуре религии взаимосвязано с другими ее элементами религиозной деятельностью, отношениями и организациями. Как форма общественного сознания религиозное сознание находится во взаимодействии с другими его формам, и прежде всего такими, как нравственное сознание, эстетическое, правовое и др. Религиозное сознание специфично.

Ему присуще, прежде всего, вера, эмоциональность, символичность, чувственная наглядность, соединение реального содержания с иллюзиями, диалогичность диалог с Богом, знание религиозной лексики, воображение, фантазия. Религиозное сознание отличается тем, что наряду с признанием реальной жизни, в нем сохраняется иллюзорное удвоение мира, вера в продолжение духовной жизни после прекращения жизни земной, вера в потусторонний мир. Доказать логично существование этого мира невозможно, поэтому религиозное сознание основано на вере. Вера - это интегративная часть религиозного сознания.

Она не нуждается в подтверждении истинности религии со стороны разума или чувств. Религиозная вера означает необходимость соответствующего поведения и деятельности и надежду на сверхъестественную добродетель благодаря милости Бога. В сущности своей это слепая вера. Не всякая вера является религиозной.

Может быть и научная вера, но опирающаяся на факты. В этическом смысле вера - это способность доверять, предполагающая душевную стойкость вера в человека, в дружбу, в будущее, в справедливость, в идеал и т.п Вера связана с риском, ибо это чувство может ошибаться. В религиозной вере основной объект - это идея бога, на ней основано содержание религии. Для верующих идея бога является решением проблемы смысла жизни человека и нравственной опорой, стремлением выделить в жизни светлые и добрые начала.

Искренне верующие люди стремятся жить, соблюдая общечеловеческие моральные нормы. Религиозная вера является опорой в жизни для верующих. В религиозном сознании утвержден определенный идеал, подкрепляемый верой в него. Этот идеал - Бог. Верующий человек устремлен к этому идеалу, в котором сочетаются лучшие реальные земные черты. Религиозный долг человека заключается в смирении перед Богом, в устремленности к нему как к идеалу, а для этого нужно отказаться от своей человеческой воли и не перечить воле Божественной, смиренно делать дело, к которому приставлен, и как можно меньше рассуждать.

В этом смысле религия способствует пассивно-созерцательному отношению к жизни и дает лишь иллюзорное представление о ней. В структуре религиозного сознания важнейшим компонентом являются религиозные чувства. Религиозные чувства - это, прежде всего, эмоциональное отношение верующих к признаваемому объекту Богу, ко всему, что связано с ним местам, действиям, связям, друг к другу, и к миру в целом.

Религиозные чувства взаимосвязаны с религиозными представлениями, мифами, взглядами, идеалом, верой, поэтому они имеют определенную направленность, смысл и значение. У верующего человека религиозные чувства являются объектом духовной потребности и стремления к их переживанию, они эмоционально насыщены и могут быть легко ранимы. В религиозном сознании сочетаются и иллюзорное, и адекватное отражение мира. В некоторых исторически конкретных ситуациях люди нуждаются в иллюзиях, в мифах, в сверхъестественном.

Но было бы ошибочным утверждение, что религиозное абсолютно ложно. В нем немало верного, адекватного миру содержания. Например, в религиозном мифе или притче, подобно тому, как это происходит в искусстве, в художественном образе, воспроизводятся реальные явления и события. В некоторых случаях могут быть исторические, психологические, логические и другие знания.

Религиозное сознание как одна из сторон духовной жизни может взаимодействовать с другими, поэтому здесь могут иметь место философские, нравственные, эстетические, экономические, политические воззрения. Религиозное сознание существует и функционирует в связи с религиозной лексикой, с языковым выражением, благодаря которому выражается религиозный смысл. Именно благодаря языку это сознание становится общественным, практическим и действительным. Следует отметить, что произнесенное слово в религиозной вере может обрести магический смысл так же, как может быть и словесное табу. Философский подход к религии требует выделения в религиозном сознании двух уровней обыденного и теоретического концептуального. Обыденное религиозное сознание является непосредственным отражением бытия людей.

Оно выступает в виде представлений, иллюзий, чувств, настроений, привычек, традиций. Его нельзя назвать цельным и систематизированным. На этом уровне религия связана с индивидом и выступает в личной форме. Здесь преимущественно выступают традиционные способы передачи чувств, иллюзий, представлений.

Концептуальный уровень религиозного сознания - это систематизируемая совокупность понятий, принципов, суждений, аргументов, в которую включено учение о Боге, природе, обществе, человеке. Это вероучение, теология, богословие, подготовленное и обоснованное специалистами. В этот уровень сознания входят религиозно-этические, религиозно-эстетические, религиозно- правовые, религиозно-экономические, религиозно-политические концепции, основанные на принципах религиозного мировоззрения.

И, наконец, к концептуальному уровню религиозного сознания присоединяется религиозная философия, находящаяся на стыке философии и теологии неотомизм, персонализм и др Философский подход к религии означает установление ее связи с идеализмом. Идеализм является теоретической основой современной религии, в то же время следует отметить, что если идеализм имеет определенную систему категорий и логичность суждений, то в отличии от идеализма религия в целом выступает как мировоззрение, основанное на вере и чувствах, и поэтому относительно легко усваивается и принимается сознанием определенной части людей.

Объединяющим началом в религиозном теоретическом сознании является вероучение, теология, включающая в свой состав ряд дисциплин, представляющих различные стороны богословия. Религия обладает достаточно большой относительной самостоятельностью, и это придает ей значительную устойчивость.

Современное развитие науки и техники вступает в серьезное противоречие с догмами религии. Обществу и государству нужны образованные граждане, представляющие себе научную картину мира. И в то же время сохраняется религия, выполняющая роль держателя сознания людей в необходимых нравственных рамках. Религия в значительной степени определяет поведение верующих. Современная наука опровергает основные догмы религии. Но религия гибко и быстро приспосабливается к изменяющейся действительности.

Причиной сохранения религиозности сознания является и устойчивость традиций, которые складывались веками и прочно вошли в быт людей. Большую роль играют церковные обряды, связанные с большими событиями в жизни человека рождение, свадьба, похороны. Сохранение религиозного сознания связано с эстетической привлекательностью обрядовой культуры, с эмоциональной насыщенностью религиозных чувств, с чувством веры в добро и справедливость. Своеобразным аккумулятором религиозных взглядов всегда выступало и выступает сейчас искусство.

Религиозные организации всегда старались поставить себе на службу различные виды искусства архитектуру, живопись, скульптуру, музыку, поэзию, театр. Все это призвано усилить влияние религии, укрепить веру. В большинстве случаев господствующая религия выступает в союзе с государством, с политической властью. Сохранению и расширяющемуся влиянию религии способствует активная деятельность церковных организаций и сект, стремящихся найти пути к сердцам и разуму людей.

В этих случаях используются все более гибкие и утонченные методы. Религия - явление конкретно-историческое. Она может исчезнуть лишь тогда, когда не будет потребности в ней, когда будут уничтожены общественные отношения, порождающие веру в сверхъестественные силы и необходимость сохранения этой веры. 2.6 Естественно-научное сознание Естественно-научное сознание как особая форма общественного сознания - это сложное, социальное явление. В эпоху НТР она активно вторгается во все сферы жизни общества, становится непосредственной производительной силой.

При всей сложности содержания науки следует помнить, что наука - явление духовного характера. Наука - это система знаний о природе, обществе, о человеке. Научное знание - это продукт духовного производства, по природе своей оно идеально. Естественно-научное сознание - это всеобщий духовный продукт общественного развития, и в таком качестве она многогранна. С эпохи Возрождения наука становится важнейшей сферой общественного сознания, располагающей своими методами познания.

В науке критерий рационального освоения мира занимает главное место и из триединства - истина, добро, красота - в качестве ведущей ценности в ней выступает истина. Наука - это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такая область духовного производства, которая имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Таким образом, наука - это и система знаний, и их производство, и практически преобразующая деятельность на их основе. Предметом науки является и окружающий мир, и различные формы и виды движения материи, и их отражение в сознании, т.е. природа, человек и общество в целом. Поэтому науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека.

Методы исследования науки зависят от ее предмета. Например, в общественных науках одним из главных является статистика, а в естественных - эксперимент. В то же время грань между этими науками не абсолютна. В современных условиях появляются смежные дисциплины биохимия, биофизика. Общенаучными методами являются анализ, синтез, индукция, дедукция, системный подход и др. В каждой науке выделяется эмпирический уровень и теоретический.

Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в философском объяснении принципов и законов, в формировании методологических и мировоззренческих сторон научного познания в целом. В настоящее время потребности материального производства влияют на развитие науки и на направления ее исследований в свою очередь, и наука влияет на развитие общества. Открытия науки и изобретения в области техники оказали огромное влияние на развитие человечества.

Роль науки в развитии производства возрастает с расширением и обобществлением производства. Современная наука благодаря своим открытиям значительно облегчила жизнь и деятельность людей. Научные открытия и изобретения привели к повышению производительности труда, к увеличению количества и улучшению качества товаров. В современных условиях наука становится непосредственной производительной силой. Важное значение для совершенствования системы общественной жизни, для ускорения социально-экономического развития на основе НТП приобретают гуманитарные науки. Социологические и экономические исследования должны помочь разумно использовать имеющиеся при- родные и социальные возможности, выбрать оптимальное направление и развитии материального и духовного производства.

Наука, как и все другие формы освоения человеком действительности, возникает и развивается из необходимости удовлетворения потребностей общества. Роль и социальное значение науки не ограничиваются ее объяснительной функцией, ибо основная цель познания - это практическое применение научных знаний. Итак, формы общественного сознания и в их числе естественно научное, эстетическое и нравственное сознание определяют уровень развития духовной жизни общества 2.7 Экономическое сознание Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика.

Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности. Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений.

Экономическое сознание, осмысление и совершенствование нацелено на существующей экономической реальности.

В структуре экономического сознания следует прежде всего выделить такой элемент, как экономические знания, на основе которых совершается практическая деятельность. И в данном случае экономическое сознание играет активную и относительно самостоятельную роль. Экономическое сознание не ограничивается отражением социально-экономического бытия, оно включает в себя отношение к нему, оценки экономической деятельности и выступает значительным фактором поведения различных социальных групп.

В экономическом сознании отражены прежде всего условия хозяйственной жизни людей, отношение определенного класса, социальной группы, человека к собственности на средства производства. Поэтому в экономическом сознании не просто отражается бытие, оно опосредовано социально-экономическим положением человека, практическим опытом, традициями и конкретными ситуациями.

Таким образом экономическое сознание не пассивно отражает реальный мир, оно его оценивает и, исходя из конкретных потребностей, изменяет. Оно оказывает активное воздействие на всю социально-экономическую жизнь общества. Экономическое сознание включает в себя разные уровни осмысления действительности. В его структуре следует выделить теоретическое, научное сознание и эмпирическое, обыденное осмысление экономики.

Теоретическое сознание выражено в экономических законах, категориях, теориях, идеях, которые являются следствием развития научного познания. Оно представлено экономической наукой. Обыденное экономическое сознание складывается на основе мироощущений, непосредственного жизненного опыта, элементарных экономических знаний и социально-психологических установок. Эти уровни экономического сознания связаны между собой и их взаимодействие создает многообразие экономических воззрений и ориентаций.

Специфика экономического сознания заключается в том, что оно прогнозирует и проектирует новое осмысление жизни, новые подходы и методы. 2.8 Экологическое сознание В современных условиях важнейшая роль отводится экологическому сознанию, пониманию человеком своего единства с природой. Экология от греч. o iros - жилище и водоучение - это наука, изучающая взаимоотношение и взаимодействие организмов друг с другом и со средой их обитания.

Термин экология впервые ввел в 1886 году немецкий ученый-биолог Эрнст Геккель. В процессе длительной эволюции в живой природе была создана развивающаяся динамическая система - биосфера - земная оболочка, охваченная жизнью и обладающая своеобразной физико-химической и геологической организованностью. Биосфера является основой жизни человека и предпосылкой создания материального производства как фундамента существования общества. С возникновением общества и развитием производства, техники, наука биосфера переходит в ноосферу сферу разума, часть планеты, охваченную разумной, осознанной человеческой деятельностью.

Следует отметить, что ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению. Это связано и с выходом человека в космос и с освоением недр Земли. В связи с непрерывным развитием и расширением материального производства значительно увеличивается масштаб вмешательства человека в естественную среду обитания, при этом часто наносится значительный ущерб биосфере, нарушается естественное экологическое равновесие, та равновесная природная система, которая естественным путем формировалась в течение тысячелетий.

В современных условиях степень воздействия человечества на природу все более возрастает. К сожалению, это воздействие носит и негативный характер, в результате чего катастрофически ускоряются некоторые природные процессы, накапливаются совершенно новые, подчас непонятные природные свойства, которые все более удаляют природу от ее первоначального состояния.

Происходит необратимое геохимическое изменение природы. Биосфере наносен значительный ущерб, нарушена система природных естественных процессов загрязнены воздух и почва, разрушен в значительной мере почвенный покров, вырублены леса, погибла часть водоемов, отравлена вода многих рек и морей и т.д. В свою очередь и природная среда оказала значительное отрицательное воздействие на развитие общества и на каждого конкретного человека. Возникли многочисленные заболевания людей, вызванные нарушениями в сфере экологии.

В результате своей деятельности человечества вступило в острое противоречие со средой обитания. Возник экологический кризис, выразившийся в резком отрицательном изменении биосферы. Произошло ухудшение среды обитания, нарушен экологический баланс - равновесие между восстановлением и использованием природных ресурсов. Экологическая проблема стала глобальной проблемой современного мира. В этих условиях встает вопрос об ответственности человека за все преобразования в природе.

Перед экологией сейчас стоит задача определения допустимой меры воздействия на природу с целью сохранения ее в качестве необходимой биологической системы, пригодной для существования человечества. Речь идет о том, чтобы не только предотвратить экологическую катастрофу, но и улучшить природные и социальные условия жизни человека и всего живого на планете. Современная экологическая ситуация требует от общества развития экологической культуры, осознанного нравственно-эстетического отношения к природе во имя физического и духовного здоровья человечества. Важную роль здесь призвано сыграть экологическое сознание.

Экологическое сознание - это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности. Экологическое сознание предполагает выделение человеком самого себя как носителя активного и творческого отношения к природе. Это рассмотрение любых производственных и социальных вопросов с учетом экологических факторов и последствий, это экологический подход к решению определенных проблем.

В экологическом сознании проявляется отношение человека к событиям и процессам действительности, затрагивающим так или иначе природную среду. Формирование и развитие экологического сознания происходит целенаправленно, под воздействием политических институтов, средств массовой информации, специальных социальных учреждений, искусства и т.д. В настоящее время необходимо экологическое образование и воспитание, призванное регулировать поведение индивидов и социальных групп в отношении их к природе.

Целью экологического воспитания является формирование экологического общественного и индивидуального сознания. Предметом экологического сознания выступает отношение к природе человека и общества. Экологическое сознание отражает действительный мир в форме таких понятий, как экологическая обстановка, экологический баланс, экологический кризис, зона экологичес- кого бедствия и другие. Кроме того, здесь присутствуют и опреде ленные ценности и нормы.

Экологическое сознание заключает в себе определенные знания о природе и месте человека в ней, экологические оценки происходящих процессов, чувства любви к природе. Экологическое сознание призвано выполнять определенные социальные функции. Оно имеет прежде всего познавательную, воспитательную и практическую функции. Экологическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания, и прежде всего с такими, как нравственное, эстетическое, правовое, политическое, экономическое.

Современная экологическая обстановка требует от человека нравственного и эстетического отношения к природе во имя сохранения жизни на Земле. Нравственно-эстетические критерии должны быть отражены и в правовом, и в политическом сознании. Не должно быть только прагматического отношения к природе. Природа - это источник и эстетического наслаждения, и физического здоровья.

С понятием природы тесно связано понятие Родины. Сейчас от человека требуется новая форма самосознания - экологического понимания своего места в природе, необходимости единства и гармонии с ней. Сущностью экологического сознания является гуманное отношение к природе, понимание человеком себя как частицы природного мира. Критерием развитости экологического сознания служит сформированная духовная потребность, в бережном отношении к природе, в стремлении не только сохранить, но и приумножить природное богатство и красоту. 3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Понятие общественного сознания и его структура

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных… Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его… Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозное и атеистическое сознание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги