рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ

СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ - раздел Философия, Западники и славянофилы Славянофилы И Религия. Говоря О Формировании Русской Нации, Можно Выделить Дв...

СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ. Говоря о формировании русской нации, можно выделить два исторических момента, сыгравших наиболее существенную роль в этом процессе.

Речь идет, во-первых, о принятии христианства в его византийской форме и, соответственно, построении культуры по греко-ближневосточному образцу и, во-вторых, о постепенном смещении акцентов в сторону западноевропейской модели цивилизации как эталона образа жизни и развития экономики, политики, культуры.

Такое смещение акцентов, начавшееся еще в допетровскую эпоху, получило наибольший расцвет в период царствования Петра I и с теми или иными отклонениями продолжается вплоть до сегодняшнего дня. Западники являлись, по преимуществу, светскими людьми.

В их представлениях зачастую вовсе не было места религиозной вере, ибо модель западной культуры, по образцу которой они хотели построить свою собственную, представлялась им вполне мирской.

Религиозная вера общественной жизни либо отрицались полностью (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. П. Боткин) , либо носили неустойчивый характер (у так называемых “умеренных” представителей данного течения Т. Н. Грановского, П. Н. Кудрявцева, А. Д. Галахова, П. В. Анненкова, К. Д. Кавелина и др.) . Не соглашаясь с официальным православием, “умеренные” западники все же верили в Бога и в бессмертие души. На иных позициях по отношению к религии и церкви стояли славянофилы, и прежде всего А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др. Один из основоположников славянофильства Хомяков полагал, что именно православие призвано сыграть главную роль в сохранении самобытности и дальнейшем развитии российского общества.

Произойти это должно на основе соборности, под которой он понимал единение людей в поисках коллективного пути спасения, основанного на христианской любви. В отличие от западных разновидностей христианства, в основе которых лежат принципы индивидуализма, раздробленности и атомарной личности, соборность предполагает целостность, недифференцированность человеческого духа, который, впрочем, имеет двойственную природу.

Он включает в себя свободу, духовность (иранство) и необходимость, вещественность (кушитство) . Противоборство этих двух начал, олицетворяющих Россию (Восток вообще) и Запад, составляет стержень мировой истории.

Иранство, согласно Хомякову, представлено русским православием, иудаизмом, кушитство—языческими древнегреческими и древнеримскими религиями, католицизмом, протестантизмом.

В этом и различие восточной и западной цивилизаций: в основе обеих лежит религиозная вера, но в первом случае—православная (духовная, свободная) , а во втором—католическая (рациональная) . Поэтому именно у русского народа, имеющего длительную духовную традицию благодаря православию, есть все предпосылки для свободного в самобытного исторического развития, достижения органической цельности духа и жизни в целом.

При этом, однако, А. С. Хомяков не был враждебен западной цивилизации. Напротив, он выступал за объединение христианских церквей на основе православной соборности. И хотя Хомяков считал, что реформы Петра 1 не были “действием воли народной” все же он не ратовал за возвращение к допетровским временам, тем не менее, полагая, что Россия не должна следовать по западному пути, она самобытна и неповторима, за ней будущее.

Религиозно-философское учение славянофилов продолжил И. В. Киреевский. Считая отличительными чертами западной культурной традиции рационализм и индивидуализм, он полагал, что России следует не ориентироваться на западную модель культуры и цивилизации, а идти собственным путем. Конечно, благодаря христианству она остается тесно связанной с Западной Европой, даже заимствует определенные позитивные элементы европейской жизни — науку, просвещение, но все это не должно ставиться во главу угла, нарушать православной системы ценностей, вырабатываемой веками и лежащей в основе жизни русского народа.

Киреевский исходит из того, что западная культура есть продолжение традиций древнего Рима, характерной особенностью которых были не столько внутренние, сколько внешние правовые и формальные нормы и правила поведения, а главным принципом— внешний авторитет. Отсюда авторитаризм (или принцип авторитета) , по И. В. Киреевскому, является существенной чертой католицизма.

Выступившие против последнего лидеры Реформации, наоборот, создали культ атомистического индивидуализма, который, согласно Киреевскому, ассоциируется с протестантизмом. Для достижения цельности духа, лежащего в основе единого бытия, И. В. Киреевский пытается соединить веру и разум. Синтез разума, чувств, воли и совести создает “верующее мышление” , противостоящее западному безбожию как следствию одностороннего развития науки. При этом И. В. Киреевский выступает не за возвращение допетровских времен, а лишь за целостность православной церкви, которая была нарушена.

Итак, ранних славянофилов отличали: во-первых, идеализация в той или иной мере древнерусского быта и связанная с ней патриархально-утопическая теория общества, исходящая из того, что оно должно строиться по типу семейных отношений, ибо его истинной основой является семья. Во-вторых, вытекающая из данной идеализации вера в то, что спасение России заключается в возвращении, к ее исконным началам, сохранившемся в народных воззрениях и в быту простого народа; кроме того, также мысль о том, что все проблемы и недостатки современного славянофилам российского общества в большей или меньшей степени обязаны своим происхождением прозападным петровским реформам.

В-третьих, учению славянофилов была присуща определенная система религиозных воззрений, тесно связанных с социально-политическими. Славянофилы были сторонниками самодержавия как своеобразной и характерной черты русского общества, противостоящего западному абсолютизму.

Самодержавие, осеняющая его православная вера и народность — вот три основы, ипостаси русской жизни, но первым в этой триаде, по мнению славянофилов, является не самодержавие, а православие. Быть русским — значит принадлежать к особой загадочной религии, чьи контуры совпадают с бесконечностью русских границ” . Второй основой этого единства является самодержавие (монархическая власть) , опирающееся на Русскую православную церковь. Суть монархизма, царской власти состоит в том, что она не народная, высшая, “наднародная” , данная Богом и признаваемая над собой народом, если он “не безбожен” . “Не от народа, а от Божьей милости к народу идет царское самодержавие”. Восстановление монархии, по мнению автора, требует восстановления “истинного христианского мировоззрения, то есть совершенно реального ощущения промысла Божиего в земных делах” . Однако власть монарха возможна лишь при народном признании.

Но, будучи связанной с Высшей силой, она представляет не народ, а ту Высшую силу, из которой вытекает нравственный идеал.

Поэтому необходима вера народа, всей нации в абсолютное назначение, господство нравственного идеала, вытекающего из Таким образом, мы видим, что среди славянофилов происходит возвеличение “русской идеи” , которая тесно связывается с православием, соборностью как особой категорией, где сливается религиозное и национальное. Очевидно, что представители славянофильства твердо придерживаются взглядов, согласно которым Россия может выйти из кризиса и успешно развиваться как великая держава, только если вновь будет опираться на три незыблемые основы, тесно взаимосвязанные между собой, —православие, самодержавие, народность.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Западники и славянофилы

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же,… Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. -Русский… Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЛАВЯНОФИЛЫ И РЕЛИГИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Славянофилы, представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития Ро

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. Философский энциклопедический словарь./Редкол.: С. С. Аверинцев и др 2-е изд М.: Сов. энциклопедия, 1989 814 с. 2. Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги