эпоха возрождения и идеи гуманизма

Содержание: Введение 3 Утопические идеи Томаса Мора 6 Утопические идеи Томмазо Кампанеллы 12 Заключение 16 Список литературы 18 Введение Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывает период с XIV по начало XVII вв приходится на последние столетия средневекового феодализма.XIV-XVII вв переходная эпоха от феодализма к капитализму, это время географических открытий, торговли, личной предприимчивости, высвобождения человека от сословных ограничений.

Всё это рождает новое качество культуры, известное под названием гуманизма, возрождения. Понятие «гуманизм» появляется в середине XV в. И означает то, что Цицерон и Тацит в свое время выразили термином «humanitas»-человеческий, человечный, образованный, т.е. качества свободного гражданина, необходимые для активного участия в жизни общества. Разрушение цеховокорпоративной структуры способствовало возникновению светской интеллигенции. Она складывается из купцов, знати, юристов, преподавателей, даже из ремесленников и крестьян.

Так появляются кружки гуманистов, не связанных с университетами, где преобладала схоластика. Гуманисты-интеллигенты не связаны определенной профессией. Они представляют новую аристократию-«аристократию духа»; их этикофилософской доминантой является стремление к синтезу духовности. Они все направлены на изучение классической древней (греческой и латинской) литературы, философии, которые становятся эталоном культурной деятельности.

Эпоха Возрождения - это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношению к нему. Возникает убеждение в том, что человек - высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот этап величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.

Особое историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека.

Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины.

Они испытывают презрение к «умствованию» и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке. Термин «Реформация» выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества. Эпоха Возрождения и Реформации определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций.

Страны Западной и Центральной Европы достигли такого идейного и политического развития, когда передовые мыслители того времени стали задумываться о справедливом устройстве общества. Они сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество- это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий.

По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых - для всех людей; в-третьих-это общество далекого будущего. К вопросам устройства государства обращались многие философы эпохи Возрождения. Возникают концепции, обращенные к проблемам государства: основанные на реалистических принципах политические теории Николо Макиавелли и Франческо Гвиччардини и социальные утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Утопические идеи Томаса Мора

Они оба, но каждый по-своему, пытались создать общество, в котором люд... В античности и в эпоху Возрождения Утопия приобрела преимущественно фо... Причем доносы всячески поощряются, а молчание о побеге жестоко наказыв... Оригинальность Мора как мыслителя эпохи Возрождения-в том, что он ищет... Уничтожив собственность и деньги, Утопийцы добились коренного решения ...

Утопические идеи Томмазо Кампанеллы

В дальнейшем, когда общество поднялось на более высокий уровень развит... Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный ст... У соляриев все общее дома, спальни, кровати и все необходимые предметы. капитализм лишь зарождался в недрах феодализма, идеалы Возрождения пол... Маркс был первым, кто обосновал необходимость классовой борьбы для сме...

Список литературы

Список литературы 1. Всемирная история: (учебное пособие) М: Мысль, Т.2. 1985г. Кампанелла Т. Город Солнца. М 1980г. 2. Мор Т. Утопия. М 1978г. 3. Учебный курс по культурологии Ростов-на-Дону: Феникс. 1996г. 4. Философский энциклопедический словарь. — М 1989. 5. Современная западная философия: словарь. — М 1998 6. http://filosof.historic.ru/.