рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историко-философские замечания

Работа сделанна в 2009 году

Историко-философские замечания - раздел Философия, - 2009 год - Диалектика древнегреческой философии и современности Историко-Философские Замечания. Первые Письменные Суждения О Диалектике Герак...

Историко-философские замечания. Первые письменные суждения о диалектике Гераклита оставил Платон, он же – первый наследник сократовской диалектики и один из наиболее авторитетных диалектиков древности. Не удивительно, что эти суждения долго оставались вне критики, и до сих пор еще в представлении многих определяют облик диалектики. Между тем, Платон почти неприкрыто смешивает воззрения Гераклита со взглядами его ученика, релятивиста Кратила, которого слушал в юности сам Платон.

В диалоге «Кратил» он цитирует по памяти (от лица Сократа): «Гераклит говорит где-то, что «все сущее течет, и ничто не остается на месте», «дважды тебе не войти в одну и ту же реку» . Толкуются эти высказывания именно в том (релятивистском) смысле, что в мире вещей нет ничего постоянного: «Все течет, как дырявая скудель». Встречаются подобные суждения в других произведениях Платона.

Пассаж о реке воспроизводится Плутархом, также с релятивистским комментарием: «нельзя дважды застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии, но быстрота и скорость обмена рассеивает и снова собирает ее, а лучше сказать не снова и не после, но одновременно…» К настоящему времени твердо установлено, что в дошедших до нас фрагментах самого Гераклита таких утверждений нет. А на наш взгляд, – и не могло быть, поскольку Гераклит именно диалектик, а не релятивист. В частности, смысл его высказываний относительно реки совершенно иной: «В одну и ту же реку дважды входим и не входим, существуем и не существуем»; «На входящего в те же речные струи бегут все новые воды». Здесь действительно выражается суть диалектики – неразрывное единство противоположностей: бытия и небытия, устойчивости и изменчивости.

Платон же берет одну, «релятивистскую» сторону этих положений Гераклита, и «забывает», отбрасывает как раз характерное отличие диалектики от релятивизма. Нетрудно заметить связь такой интерпретации Гераклита с убеждением Платона, что подлинно постоянное существует лишь по ту сторону земного бытия.

Такое убеждение является характерной чертой всякого религиозного сознания. Поскольку такое сознание исторически преобладало, спутывание релятивизма и диалектики в общественном мнении и в «мнениях философов» было практически неизбежным. Способствовала этому и неразвитость понятий. Сам Гераклит еще не употреблял термин «диалектика», а Сократ применял его только в смысле метода отыскания истины.

Платон здесь следует за Сократом: диалектик для него – «умеющий ставить вопросы и давать ответы», «мастер имен» и т. п. Для Аристотеля диалектика – прежде всего, вероятностные умозаключения. И в дальнейшем, через Абеляра вплоть до Немецкой классики, диалектика рассматривалась главным образом как метод рассуждения посредством гибких понятий, с учетом противоположных мнений и изменчивости вещей; а на этой почве различия диалектики и релятивизма довольно зыбки.

Даже авторитетные мыслители порой не отличают такую (субъективную) диалектику от релятивистской эристики софистов; то же находим в некоторых современных энциклопедиях. Между тем, хорошо известно, что Сократ направлял свою диалектику в первую очередь против софистики. Известно также, что концепции диалектики, метафизики и философского релятивизма определились в онтологическом споре Гераклита, Парменида и Кратила о понятиях бытия и небытия. Однако и в Новое время, при формировании диалектики как теоретической системы, этот аспект оказался в забвении.

Сам Гегель отрицал онтологию, отождествляя ее с вольфовской метафизикой. У него «объективная логика непосредственно занимает место онтологии – той части указанной метафизики, которая должна была исследовать природу ens (сущего) вообще…» Правда, Гегель, как и Гераклит, кладет в основание всего сущего единство бытия и небытия; однако представляет это единство на релятивистский манер. «Их истина есть, – пишет он, – …становление; такое движение, в котором они оба различны, но благодаря такому различию, которое столь же непосредственно растворилось» . Универсальный оселок для проверки метода – трактовка движения.

Не случайно Гегель объявил Зенона Элейского «родоначальником объективной диалектики», и утверждал, что «зеноновская диалектика материи еще и поныне не опровергнута». Но если Зенон, ради доказательства своих апорий, превращал точечный момент времени в протяженный «атом времени», внутри которого все покоится, то Гегель, наоборот, «спрессовывает» в безразмерную точку разные моменты движения. «Двигаться означает, – пишет он, – быть в данном месте и в то же время не быть в нем, – следовательно, находиться в обоих местах одновременно…» . Физически это эквивалентно движению с бесконечной скоростью, философски это – чистый релятивизм.

Неудивительно, что естествознание отворачивалось от такой путаной «диалектики». Между тем, принципы диалектики вовсе не требуют от предметов «находиться в обоих местах одновременно». Диалектическое противоречие, то есть борьба противоположностей, заставляет предмет непрерывно изменять свое состояние, но вовсе не отрицает, что это изменение совершается с течением времени.

Концепция Зенона изначально метафизическая, так как отвергает непрерывную изменчивость явлений, а концепция Гегеля в данном случае – релятивистская, поскольку он растворяет сущее в изменении и становлении. Марксизм унаследовал от Гегеля и непризнание онтологии, и релятивистский уклон в диалектике, и почтение к зеноновской метафизике.

Энгельс в «Диалектике природы» не строит новую, диалектическую онтологию, а лишь использует естествознание как источник иллюстраций к законам диалектической логики. Ленин трактует сугубо онтологический вопрос о первичности или вторичности сознания как… «основной гносеологический вопрос»; тем самым в философии не остается места для онтологии. Согласно преобладавшей в СССР доктрине, «никакие философские вопросы не могут решаться в чисто онтологической форме… вне и до исследования человеческой деятельности…». Правда, существовал и «онтологизм» Ленинградской школы, но как явление маргинальное.

Формулируя свою методологическую позицию, материалист Энгельс безоговорочно следует за идеалистом Платоном. «По сути дела правильный взгляд на мир впервые ясно выражен, – пишет он, – Гераклитом: все существует и в то же время не существует, так как все течет, все постоянно изменяется, все находится в постоянном процессе возникновения и уничтожения». Но фактически это позиция не Гераклита, а Кратила.

В другом месте тот же автор столь же безоговорочно следует за идеалистом Гегелем: «…Уже простое механическое перемещение может осуществиться лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени находится в данном месте и одновременно – в другом, что оно находится в одном и том же месте и не находится в нем» И Ленин принимает «нельзя войти дважды» как, якобы, суть диалектики, а в трактовке движения некритически идет за Гегелем и Энгельсом.

Между тем, для физики зеноновские апории утратили свою загадочность по меньшей мере со времен Галилея, утвердившего принцип относительности механического движения. Напр в апории с Ахиллом и черепахой достаточно выбрать инерциальную систему отсчета, в которой скорость черепахи равна нулю, и проблема попросту исчезает. Математика тоже внесла свой вклад в прояснение апорий, поскольку Зенон в них прибегает к дихотомии, создающей бесконечные ряды отрезков. Он неявно предполагал, что сумма членов бесконечного ряда всегда образует также бесконечное число.

Но сейчас известно, что есть два типа рядов такого рода: расходящиеся и сходящиеся. Ряды Зенона относятся ко второму типу: в них отдаленные члены становятся бесконечно малыми, а сумма членов сходится к конечному числу. Мыслителям такого масштаба, как Гегель, Энгельс и Ленин, странно было путаться в этих апориях после Галилея и Ньютона. К тому же Ленин отлично знал о теории относительности, установившей предел скоростей физического движения, то есть – принципиальную невозможность пребывания чего-либо материального в двух местах в один момент времени.

Единственное объяснение этой странной слепоты – неполное различение диалектики и релятивизма, идущее от Платона и сохранившееся, как мы видели, в классической диалектике Гегеля и марксизма. Наука давно уже «схватила движение в понятии», но многие философы до сих пор не осознали этого из-за путаницы в самой философии. Релятивистский уклон сказался и в трактовке марксизмом его центральной идеи – понятия коммунизма.

Согласно «Немецкой идеологии», коммунизм «не состояние, которое должно быть установлено», но только «действительное движение, которое уничтожает современное состояние». По Энгельсу, коммунизм, опять-таки, «не доктрина, а движение» etc. А друг и душеприказчик Энгельса, Э. Бернштейн, выдвинул уже чисто релятивистский лозунг: «Конечная цель – ничто, движение – все». Шли ни к чему, потому и пришли к ничему Это не тот случай, когда понять заблуждение значит его оправдать. Современное состояние науки, развитие самой философии и общества давно уже требуют уточнения концепций диалектики, метафизики и релятивизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диалектика древнегреческой философии и современности

Слово “диалектика” пришло к нам из древнегреческой философии.Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины… Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анализировал… Но в дальнейшем, в средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историко-философские замечания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Уточнение смыслов
Уточнение смыслов. Выход из тупика предполагает обращение к началу. И мы здесь не претендуем на новые понятия диалектики и ее оппозитов; наоборот, хотим через такое обращение глубже прояснить смысл

Законы и категории диалектики
Законы и категории диалектики. Становление диалектической теории в трудах Гегеля и классиков марксизма пришлось на эпоху, когда в науке активно утверждался принцип эволюционизма (космогония Лапласа

Диалектика и онтология
Диалектика и онтология. Многие философы предпринимали анализ ленинского определения материи и предлагали свои уточненения или расширения, но мы не можем здесь рассматривать вклад каждого из них и р

Диалектика и современная наука
Диалектика и современная наука. В XIX веке ситуация в обществе и в науке способствовала смешению диалектики с релятивизмом. Но в первой половине ХХ века предпосылки релятивистских тенденций еще бол

Диалектика и общество
Диалектика и общество. В современном обществе индивиды, в массе своей, – наемные работники, то есть экономические нули. Государство и рынок являют для них «земной абсолют», за коим непременно стоит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги