рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектика и современная наука

Работа сделанна в 2009 году

Диалектика и современная наука - раздел Философия, - 2009 год - Диалектика древнегреческой философии и современности Диалектика И Современная Наука. В Xix Веке Ситуация В Обществе И В Науке Спос...

Диалектика и современная наука. В XIX веке ситуация в обществе и в науке способствовала смешению диалектики с релятивизмом. Но в первой половине ХХ века предпосылки релятивистских тенденций еще более углубились.

Революционные потрясения охватили практически всю ойкумену, а естествознание впервые обратилось к сфере становления, – так сказать, обосновалось на родной почве релятивизма (физика микромира, генетика, релятивистская космология). Неопределенность и неустойчивость явлений, присущая этой сфере, породили известные мистические, индетерминистские и агностические тенденции в квантовой механике и других науках «неклассического» периода.

В конце же ХХ столетия большую часть человечества охватил глубокий социальный кризис, и под его воздействием политическая идеология рухнула в пропасть релятивизма. В таких условиях только наука могла бы служить опорой для диалектики. Как известно, с 70–х годов XX века формируется новый, постнеклассический облик науки. Ее лидером становится синергетика, комплексная естественнонаучная теория самоорганизации (в основе – термодинамика открытых неравновесных систем). Законы самоорганизации естественно объясняют многие парадоксальные эффекты становления, и этим возвращают научную мысль на классическую стезю здравого смысла, однако уже «приправленного» элементами диалектики.

Ведь понятие самоорганизации объединяет эволюцию и становление, и выступает как видовое в отношении к самодвижению – центральному понятию диалектики. Существо этих преобразований осознают признанные идейные лидеры самой синергетики. «Ныне мы вступаем, – пишут И. Пригожин и И. Стенгерс, – в новую эру истории времени, эру, в которой бытие и становление могут быть объединены в непротиворечивую картину». Обе названные дисциплины – и диалектика, и синергетика, – уверены в способности материи к творческому саморазвитию. «Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность», – пишут те же авторы.

Обе эти дисциплины акцентируют необратимость развития и утверждают нелинейный тип мышления. Между тем, еще Л. Больцман, М. Смолуховский и А. Пуанкаре пытались доказать принципиальную обратимость тепловых процессов.

Под влиянием синергетики и в результате собственного развития, другие фундаментальные науки также идут сегодня, по нашему мнению, навстречу диалектике. Это не значит, что диалектика в ее наличной исторической (то есть гегелевской и марксистской) форме полностью соответствует современным потребностям науки. Скорее верно обратное; но причина тут не в принципиальной порочности диалектики, а в ее теоретической незрелости и политически обусловленных извращениях.

Как уже сказано выше, учение о связи в классической диалектике оставалось недоразвитым; в официальном марксизме оно, к тому же, существенно искажается. Сам принцип всеобщей связи подменялся в нем «принципом детерминизма». Считалось, что Ф. Энгельс отвергает не детерминизм как таковой, а лишь механический детерминизм, заменяя его «диалектическим детерминизмом». Между тем, ни такого понятия, ни других указаний на приемлемую форму детерминизма у Энгельса нет. В «Диалектике природы» он критикует вообще «детерминизм, перешедший в естествознание из французского материализма», и явно следует в этом вопросе за Гегелем, согласно которому детерминизм может быть только метафизическим и механическим.

Как отмечали многие физики и философы, противоречивое понятие диалектического детерминизма прикрывало фактический отказ от детерминизма в физике. Прикрывало, очевидно, ради сохранения детерминизма как принципа официального мировоззрения.

Характерной чертой современной науки является именно выход за пределы детерминации, в сферу «нелокальной корреляции», – непосредственной связи сторон и элементов, как внутри конкретных систем, так и в физическом мире в целом. Само название синергетики означает «совместное действие», «кооперация», и указывает на «добровольную» согласованность поведения элементов системы в ходе ее самоорганизации. Напр в хрестоматийном опыте Х. Бенара молекулы нагреваемой ртути одновременно выстраивают свое движение таким образом, что вся масса жидкости распадается на одинаковые конвективные ячейки, хотя подвод энергии осуществляется в хаотической форме.

Такое поведение молекул нельзя свести к детерминации как следствию определенных оснований, но оно имеет реальное основание в сущностном единстве природы данной системы. Всеобщая связь здесь не только не нарушается, а наоборот – обнаруживается с наибольшей непосредственностью. С другой стороны, в современной физике микромира уже эмпирически доказано объективное существование несиловой квантовой связи, не зависящей от пространства и времени.

Этим решен, наконец, парадокс Эйнштейна–Подольского–Розена, вокруг которого с 1935 года преломлено столько теоретических копий. И еще на рубеже 90-х годов многие эпистемологи, опираясь на современные достижения науки, пришли к выводу, что давнее противостояние детерминизма и индетерминизма в современном естествознании уже преодолено. Фактически наука вернулась от механического принципа детерминизма и мистического индетерминизма к исконному диалектическому принципу всеобщей связи.

Некоторые авторы подчеркивают в синергетике описание хаотичных состояний, «забывая», что главное в ней – законы самоорганизации, то есть, как раз, законы порождения порядка из хаоса. Обычно такая «забывчивость» связана со стремлением истолковать идеи постнеклассической науки как, якобы, дальнейшее углубление «неклассического» релятивизма, и противопоставить синергетику диалектике.

Напр утверждают, что признание синергетикой существенной роли слабых флуктуаций среды в точках их бифуркации несовместимо с признанием закономерного характера эволюции сложных систем (особенно – социальных), – тогда как диалектика претендует именно на познание таких законов. На деле концепции необходимости и случайности в синергетике и диалектике практически совпадают: обе признают неразрывное единство необходимого и случайного. «Совместное действие стохастических и детерминированных «сил» («случайность» и «необходимость») переводит системы из исходных состояний в новые, определяя при этом, какие именно новые конфигурации реализуются», – отмечает Г. Хакен, автор самого понятия синергетики. «И детерминистский характер кинетических уравнений, позволяющих вычислить заранее набор возможных состояний, и случайные флуктуации, «выбирающие» одно из нескольких возможных состояний вблизи точки бифуркации, теснейшим образом взаимосвязаны.

Эта смесь необходимости и случайности и составляет историю системы», – пишут И. Пригожин и И. Стенгерс.

Признают лидеры синергетики и способность человека управлять развитием общества. Напр И. Пригожин пишет: «В отличие от биологической эволюции, общество может действовать целенаправленно: в известном смысле мы можем выбирать направление нашей эволюции… что предполагает наличие моральной ответственности». По справедливому замечанию Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, синергетика «неразрывно связана с оптимизмом. В современной ситуации ускоренного и нестабильного развития мира она имеет мажорное звучание. Это – оптимистическая попытка… овладеть методами нелинейного управления сложными системами, находящимися в состоянии неустойчивости». Такова же традиционная социальная позиция диалектики, начиная с этического рационализма Сократа и включая марксистский социальный активизм в его лучших проявлениях.

А за грубые формы ее реализации, обусловленные извращениями диалектики, сама диалектика ответственности не несет.

Но отношения общества и диалектики заслуживают самостоятельного рассмотрения.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Диалектика древнегреческой философии и современности

Слово “диалектика” пришло к нам из древнегреческой философии.Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины… Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анализировал… Но в дальнейшем, в средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектика и современная наука

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историко-философские замечания
Историко-философские замечания. Первые письменные суждения о диалектике Гераклита оставил Платон, он же – первый наследник сократовской диалектики и один из наиболее авторитетных диалектиков древно

Уточнение смыслов
Уточнение смыслов. Выход из тупика предполагает обращение к началу. И мы здесь не претендуем на новые понятия диалектики и ее оппозитов; наоборот, хотим через такое обращение глубже прояснить смысл

Законы и категории диалектики
Законы и категории диалектики. Становление диалектической теории в трудах Гегеля и классиков марксизма пришлось на эпоху, когда в науке активно утверждался принцип эволюционизма (космогония Лапласа

Диалектика и онтология
Диалектика и онтология. Многие философы предпринимали анализ ленинского определения материи и предлагали свои уточненения или расширения, но мы не можем здесь рассматривать вклад каждого из них и р

Диалектика и общество
Диалектика и общество. В современном обществе индивиды, в массе своей, – наемные работники, то есть экономические нули. Государство и рынок являют для них «земной абсолют», за коим непременно стоит

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги