рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Возникновение и развитие натуральной магии

Работа сделанна в 2009 году

Возникновение и развитие натуральной магии - раздел Философия, - 2009 год - Наука как натуральная магия в Средневековье Возникновение И Развитие Натуральной Магии. Средневековье — Тот Период Истори...

Возникновение и развитие натуральной магии. Средневековье — тот период истории человечества, который непосредственно предшествовал ныне подходящей к завершению (а по мнению многих уже завершившейся) эпохе индустриального развития.

Индустриальное общество, во многом противоположное средневековью, в то же время теснейшим образом связано с ним. В конце Средневековья появилось выражение "натуральная магия". Её противопоставляли чудесам, колдовству и обману. Натуральная магия - наука о чудесах, произведённых природой. Это первый шаг на пути к натурфилософии (натурфилософия была переходным этапом от традиционной магии к естествознанию). Магия требует химического искусства, оно начинает общение с самой природой. Магия - это глубокое знание оккультных сил Природы и законов Вселенной без их нарушения и, следовательно, без насилия над Природой.

Слово "магия" означает высшее знание и изучение Природы, глубокое проникновение в ее скрытые силы, в те таинственные, оккультные законы, которые составляют основу каждого. Произошло слово от титула Высших жрецов античности, которых называли Маха, Маги или Магинси, а последователи заросизма - Магистрами (от корня Meh ah - великий, знающий, мудрый). Под магией понимали древнее познание вне святилищ, известное как "поклонение свету", или божественную духовную мудрость - как противопоставление поклонению тьме и невежеству.

Магия и чародейство зависели от более высокого уровня подсознания, чем тот, которым располагает обычный человек в повседневности, и имели дело с невидимой частью психики. Магия может быть названа наукой или учением использования скрытых способностей человека. Она во многом основана на интуиции, которая более информативна, чем разрешительная способность нашего зрения или слуха.

Это была причудливая смесь математических достижений и технических открытий с астрологией, здравых медицинских рассуждений с магическими заклинаниями, химических формул с химерами. Магия сталкивается с практическим применением результатов познания. Естественная магия связана с воздействием естественных причин на естественные предметы и осуществляется на основе законов и необходимости. Она наследует платоновскую идею об универсальной одушевленности всех вещей, вводит специальный элемент - дух, являющийся самой тонкой пневматической субстанцией, пронизывающей все тела. Жизненная сила "духа" истекает из лучащихся звезд. " Камни, металлы, травы, раковины моллюсков, как носители жизни и духа, могут быть разнообразно использованы с учетом их "симпатических свойств". Поэтому Фичино (1433-1499гг) делал еще и талисманы, использовал чары музыки - орфические песенные гимны с одноголосьем и в инструментальном сопровождении, что должно было способствовать улавливанию благотворного влияния планет и гармонии для "устанавливания звездной симпатии". И хотя связь магии с медициной оправдывалась тем, что сам Христос являлся целителем, негативная оценка всей системы магии исторически во многом была обусловлена отношением к ней религии.

Именно средневековье изгнало магию из Божественного миропорядка, отнесло ее к компетенции демонических сил. Хотя по сути своей "натуральная магия" традиционно противостояла религии и зачастую поднимала сугубо философские вопросы.

И если с "естественной магией" связывали чудеса естественных вещей, то с искусственной магией - образцы человеческого творчества, поднимающие его над природой, например, изобретение телескопа или артиллерии.

Согласно древним легендам, подобно тому, как человек после своего падения облачился в земное тело, так и священные науки, содержащие в себе секретную мудрость, облачились в твердые оболочки, сквозь которые не может себя проявлять их трансцендентальная сущность. Таким образом, алхимия трансформировалась в химию, астрология в астрономию.

Итак, познание "тайн природы", "натуральная магия" и "сокровенная философия" выступают как понятия синонимичные. Особое внимание привлекает к себе учение арабского философа Ибн Рушда (Аверроэ-са) (1126-1198). Автор семитомного медицинского труда, знаменитый комментатор Аристотеля и защитник прав разума в познании, Аверроэс был сторонником, выражаясь современным языком, космического детерминизма и единого интеллекта.

Этот активный интеллект, существуя вне и независимо от эмпирических индивидуумов, "есть вечный коллективный разум человеческого рода, который не возникает и не уничтожается и который заключает в себе общие истины в обязательной для всех форме. Он есть субстанция истинно духовной жизни, и познавательная деятельность индивидуума образует лишь частное проявление ее. Разумное познание человека есть, следовательно, безличная и сверхличная функция: это временная причастность индивидуума к вечному разуму.

Последняя есть та общая сущность, которая реализуется в высших проявлениях индивидуаль-ной деятельности"1. Эти далеко ведущие предположения представляют собой отдаленный аналог и концепции ноосферы, и идеи информационного поля Вселенной. В средние же века они тяготели к панпсихизму и были неизменными спутниками мистических размышлений. "Сокровенная философия", с течением времени пришла к выводу, что из всех магических искусств возможным оказалось лишь то, которое строилось на применении сил природы и на естественном взаимодействии вещей.

Натуральная магия предстала в качестве своего рода практической физики, которая показывала, как много фокусов можно сделать на основе природных связей. Возрождение попыталось оправдать магические притязания к свободному поиску и творчеству. " Мудрец, имеющий власть над звездами, маг, который формирует стихии: вот единство бытия и мышления, всеобщая открытость реальности. Это, и ничто иное, подразумевала защита магии, которую Возрождение включило в свое прославление человека"2. Однако, в какую бы сторону ни клонился маятник оценок магии, бесспорен ее исторический возраст.

А это означает, что данный феномен как древнейшее явление универсален, это культурно-этический элемент духовного развития человечества. Началось изучение таких природных сил, как магнетизм и электричество, и поскольку стоящие за ними закономерности не были известны, то проявления этих сил приписывали всеобщей симпатии или антипатии вещей.

Считалось, что космические силы созвездий, действующие благодаря этой симпатии, можно поставить на службу менее действенным силам человека. Этот вид взаимозависимости прежде всего приписывался внешней или внутренней схожести вещей. Большое значение 1 Виндельбранд В «История философии» Киев, 1997 2 Гарэн Э. «Проблемы итальянского возрождения» Москва, 1986 для объяснения мира в целом и магических проявлений имели связи между определеннымипланетами и рудами, минералами или растениями.

Так, например, взаимосвязанными считались золото и Солнце, а также серебро и Луна. Представление о скрытой ткани внутренней гармонии всего сущего стало главной, ведущей идеей для исследователей, занимавшихся естественными науками. Великая реформа, произведенная в магии Агриппой (Корнелий Генрих Агриппа Неттесхеймский 1486-1535гг), имела задачей обратить ее в нечто вроде науки. Все магические действия основаны, по его воззрениям, на скрытых свойствах и силах предметов, проявляющихся в том, что каждый из них притягивает однородное и отталкивает разнородное, причем этот закон относится не только к миру элементарному, но распространяется и на высшие миры. Он был уверен, что магия обнимает собой глубочайшее созерцание самых тайных вещей, знание всей природы, учит нас, в чем вещи различаются друг от друга и в чем они согласуются.

Отсюда происходит ее чудесное действие, так как она сочетает различные силы и всюду связывает низшее с силою высшего; поэтому магия есть совершеннейшая и высшая из наук, высокая и священная философия.

Учение о взаимной симпатии и антипатии вещей, игравшее уже немалую роль в философии неоплатоников, возведено было Агриппой в степень общего закона природы и более двух столетий служило ключом для объяснения всех явлений, о которых не могли себе составить точного понятия иным путем. Конечно, Агриппе не удалось убедить все партии, особенно духовенство, в том, что сущность магии состоит в пользовании силами природы; однако, может быть, и помимо своего желания он сделался родоначальником новой науки, нашедшей после него повсеместно множество последователей и получившей название натуральной магии.

Он не отличался чрезмерной разборчивостью по отношению к фактам, которыми пользовался для доказательства своего всеобщего закона симпатий и антипатий. Все, что можно было найти у древних, например, в естественной истории Плиния, о чудесных свойствах камней, растений и животных, он принимал беспрекословно, добавляя еще много своего, заимствованного из предрассудков того времени.

Из материала, послужившего ему для обоснования упомянутого закона, очень многое, конечно, должно быть отнесено к области басен, но многое было выводом верных, только неправильно истолкованных наблюдений. Однако ни Агриппа, ни его ближайшие последователи не были в состоянии произвести научную сортировку материала, так что все это, взятое вместе, составило фундамент новой науки — magia naturalis, т. е. учение о магических силах вещей в природе.

Эта наука получила особое значение, когда основные положения ее,— правда, с некоторыми изменениями,— были введены в сферу врачебного искусства Парацельсом. Так называемое «учение о сигнатурах», сыгравшее значительную роль в коренных изменениях в медицине. Смысл его в том, что природа, пометив своими знаками растения, как бы сама указала человеку на некоторые из них. Так, растения с листьями сердцевидной формы (мелисса и кислица) – прекрасное сердечное средство, а если лист по форме напоминает почку, его следует использовать при болезнях почек.

Чертополоху приписывалось исцеляющее действие при колющих болях, а камнеломка якобы помогает против камней в мочевом пузыре и почек. Таких симпатических средств очень много в писаниях Парацельса, знахарки знают и применяют многие из них до сих пор. Несколько позже Джамбеттиста делла Порта дал ей окончательную обработку и образовал из нее самостоятельную науку. Порта очень тщательно придерживается теорий Агриппы и цитирует те же басни, но прибавляет к ним множество физических опытов, истолковывая их совершенно правильно (в сочинении “Magia naturalis”), так что область симпатий и антипатий у него является значительно урезанной.

Но все же еще через столетие, даже такой человек, как Галилей, не был окончательно свободен от влияния этих воззрений. На основании некоторых опытов он начал сомневаться в правильности одной из многочисленных «антипатий природы»— horror vacui — боязни пустоты,— но не дожил до того времени, когда это фантастическое объяснение было заменено исследованием истинных причин явления.

В его эпоху симпатические средства занимали выдающееся место в медицине. Впоследствии, по мере роста научных сведений, исследователи природы начали мало-помалу выделять басни и заменять их фактами, открытыми при помощи точных опытов. Таким образом, натуральная магия постепенно в XVII и XVIII столетиях превращается в прикладную физику и химию и составляет переходную ступень от старых магических наук к современным естественным.

Следуя за ее развитием, имеем весьма точную картину того, как вера в магические силы исчезает перед растущим знанием законов природы. В рамках натуральной философии человек есть микрокосм и заключает в себе все числа, меры, веса, движения и элементы. Мир называется "макрокосм". Руководящей идеей становится мысль, что все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее господствует над низшим, но и низшее может действовать обратно и привлечь к себе силы высшего.

Поэтому магические операции основываются на действии единого всеобъемлющего закона природы, на целесообразном приложении сил природы. В этом суть великой реформации Агриппы, который хотел достигнуть того, чтобы ученых-магов считали не чернокнижниками, но носителями высочайшей и священнейшей науки. По мере развития знаний о законах природы старая магия как вера в сверхъестественные влияния пошла на убыль. Конец ее развитию положили ученые-энциклопедисты Атанасиус Кирхер(1601-1680гг) и Каспар Шотт (1608-1666гг). Каспар Скотт в своем большом сочинении «Magia universalis naturae ef artis» (1657г.) писал: «Под натуральной магией я понимаю надежное и глубокое познание тайн природы, так что когда становятся известными природа, свойства, скрытые силы, симпатии отдельных предметов, то можно вызывать такие действия, которые людям, незнакомым с причинами их, кажутся редкостными и даже чудесными». В сущности же, эта книга представляет собой руководство по физике.

Однако вера в старые симпатические средства исчезла еще не скоро. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Наука как натуральная магия в Средневековье

Период Средневековья сформировал этническую, политическую и экономическую карту современной Европы. Выбрав тему «Наука как натуральная магия в Средневековье», я прежде всего… Причем не только простые люди, но и их правители, и церковные наставники.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Возникновение и развитие натуральной магии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Переход от натуральной магии к науке
Переход от натуральной магии к науке. Образ нового человека ввел Джованни Пико дела Мирандола (1463-1494гг): человек является микрокосмом, который в соответствии со ступенями бытия может выбирать Э

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги