"Экзистенциализм - это гуманизм" Ж.-П.Сартр"

Оглавление 1. Введение 1. Экзистенциализм как философское течение 2. Французский экзистенциализм как гуманистическое философское учение 4. Заключение 5. Список использованной литературы Введение Экзистенциализм как философское учение сложился в период мировых войн начала прошлого века. У поколения интеллигенции, пережившего первую мировую войну, обманчивую стабилизацию 20-30-х годов, приход фашизма, гитлеровскую оккупацию, эта философия вызвала интерес, прежде всего, потому, что обратилась к проблеме критических, кризисных ситуаций, попыталась рассмотреть человека в его «хождениях по мукам», в претерпевании жестоких исторических испытаний.

Экзистенциализм обращается к проблеме человеческого существования в мире, к таким явлениям жизненного ряда как вера, надежда, боль, страдание, забота, тревога, любовь, страсть и т.д. Ставится задача описания и анализа экзистенциальных структур повседневного опыта человека в его полноте, конкретности, уникальности и изменчивости.

Экзистенциализм исследует сознание на дорефлексивном уровне, в процессе непосредственного «наивного» контакта человека с миром, переживающего свою «заброшенность» в мир «здесь и теперь». Так, размышляя о сущности человека, Камю пишет: « Если же я попытаюсь понять это Я, в коем я столь уверен, если я предпринимаю попытку определить и понять его в целостности, то это Я расплывается в моих руках и протекает меж пальцев, словно вода Для меня самого мне навсегда суждено остаться чужим» [1, с.38]. Эти слова прекрасно выражают актуальность данной работы – человек в ходе своего интеллектуального развития находится в процессе непрерывного поиска самого себя. Отказ от ориентации на научное знание и стремление вслушаться в подвижные умонастроения и ситуационно- исторические переживания человека современной эпохи, делают экзистенциализм интересным объектом исследования, и целью данной работы я вижу исследование экзистенциализма как философского учения гуманистической направленности.

В соответствии с поставленной целью можно выделить две задачи исследования: рассмотреть экзистенциализм как философское направление; выделить основные особенности французского экзистенциализма.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются особенности возникновения и сущность экзистенциализма как философского учения, его основные черты, понятия, концепции, в третьем дается обзор французского экзистенциализма как философского учения периода второй мировой войны, выявляются его отличия, их предопределенность тяжелой политической ситуацией, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы. 1.

Экзистенциализм как философское течение

В 50-е — 60-е годы стал одним из наиболее влиятельных и продуктивных к... Предшественниками экзистенциализма считают Паскаля, Кьеркегора, Достое... Большое влияние на экзистенциализм оказала также феноменология Гуссерл... Сущность человека есть «ничто», в противоположность конкретно-содержат... Человек здесь — чистая субъективность («безосновность», самопроизвольн...

Французский экзистенциализм как гуманистическое философское учение

Ей открылся абсолютный трагизм и мрак истории, и поэтому она не унижае... Чтобы преодолеть отчаяние (а философский замысел Камю состоит именно в... «Безрассудному молчанию мира» противостоит у Камю «порыв», или «бунт»,... Эта предельно субъективистская концепция оказалась морально оправданно... История сама по себе не может ни принудить человека, ни вовлечь его в ...

Заключение

Заключение В предшествующей философии человек рассматривался как часть или высший пункт развития природы; единственный творец в мире неодухотворенных и пассивных предметов. В идеализме человек - это субъективный разум, раскрывающий повсюду в действительности разум объективный.

В материализме — сознание, пассивно воспринимающее впечатления извне. Во всех этих случаях человек представлен, по оценке экзистенциалистов, по аналогии со всей остальной действительностью. Он рисуется или абстрактным разумом, продуцирующим идеи, или психическим механизмом, получающим извне впечатления и анализирующим их, но во всех случаях «предметом». При всех различиях и противостоянии человека внешней действительности, он рассматривался как нечто принципиально сопоставимое с нею, с миром объектов.

Экзистенциалисты противопоставляют человека и остальной мир. Человек есть реальность совсем иного порядка, лишённая предметности (пусть даже внеприродной, идеальной, сколь угодно абстрактной предметности тождественного себе «чистого Я») Ненависть к насилию выше нас самих: она не только по времени, но и по существу опережает всякое наше размышление, ибо ни рациональные аргументы, ни доводы, на которые нас толкает инстинкт самосохранения, не в состоянии поколебать сознания обязательности действия, основывающегося на этом чувстве. Оно есть внутренняя изготовка к безусловно обязательному поступку, взрыв заряда, за которым не может не последовать выстрел.

Исторический процесс понимается экзистенциалистами как ненаправленный, безразличный к человеку, поэтому все социальные действия обусловлены человеческой субъективностью, а человек полностью несет ответственность за свои поступки, не учитывая тяготы исторических обстоятельств.

Список использованной литературы 1.Голубинцев, В.О. Данцев А.А Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004. 2.Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс, 1994. 3.Спиркин А.С. Философия. М 2001 4.Пассмор Д. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 5.Сартр Ж П. Экзистенциализм - это гуманизм// Сумерки богов. М.: Политиздат, 1989. С.319-344. 6.Философский словарь / под ред. Фролова И.Т. М. 1991.