"Альтернативы диалектики"

Содержание Введение 1.Диалектика – учение о развитии 1.1 Принципы диалектики 2.Метафизика как основная альтернатива диалектики 3.Другие альтернативы диалектики 3.1 Догматизм 3.2 Релятивизм 3.3 Софистика 3.4 Эклектика 3.5 «Отрицательная» диалектика Выводы Список использованной литературы Введение Цель: Познакомиться с альтернативами диалектики.Задачи: Выяснить, какие существуют альтернативы диалектики и рассказать о каждой из них. Развитие - это невозвратное, направленное, необходимое изменение материальных и идеальных объектов.

В результате развития возникает новое качество. Это - общее свойство материи, ее важнейший признак. Развитие - это прежде всего изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием. В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижению, самовоспроизведению. Диалектика есть современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отображает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах.

И это касается не только развития "абсолютной идеи", как у Гегеля, а и материального мира. Т.е. диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как "духа", так и материи, сознания, познание. В реферате я попытался определить основные альтернативы диалектики, такие как метафизика, «Отрицательная» диалектика, софистика, догматизм и релятивизм. 1. Диалектика – учение о развитии 1.1

Принципы диалектики

Принципы диалектики. Почему мир развивается? Как происходит его развитие? Существует ли нап... Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода духо... Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений в соде... Открытия XX в.

Метафизика как основная альтернатива диалектики

Совокупность философских идей, по-иному (не диалектически) объясняющих... Соответственно во вторую группу входят философские идеи, объясняющие м... Данными идеями либо отрицается принцип противоречивости развития, а ес... По вопросу связей старого и нового — если диалектика признает наличие ... 3.

Другие альтернативы диалектики

Догматизм Догматизм (от dogma, положение) - философский термин, обозна... Вообще говоря, догматизмом называется попытка построить философскую си... 3.2 Релятивизм Возвратным боком догматизма есть релятивизм. Релятивизм... интерпретации результатов процесса познания. Наиболее часто релятивистами используется тезис Дюгема-Куайна о недооп...

заключение от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.[6] 3.4 Эклектика Часто встречается метафизика в форме эклектики. Эклектикой является все то, что обнаруживает в себе эклектизм, то есть стремление построить целостность на основе разнородных, несовместимых элементов.

Эклектика (греч. еklego - выбираю) - метод мышления, соединяющий в одном построений, одном отношении взаимоисключающие принципы. Эклектик непоследователен, его взгляды противоречивы. Французский философ Виктор Кузен утверждал, что философская система может быть создана из истин, содержащихся в самых различных учениях. Эклектичными, к примеру, могут быть признаны попытки мировоззренческого слияния материализма и идеализма. 3.5 «Отрицательная» диалектика Диалектика вообще, по мнению философов Т.Адорно и Ж П.Сартра, может воображаться и быть понятной только как "отрицательная" диалектика.

Она воплощается в разнообразных формах возражения, отбрасывании, критике, уничтожении. Диалектика же, которая воплощается в утверждении существующего, есть догматической, консервативной, апологетической и потому не может быть приемлемой. Итак, "отрицательной" диалектике присущий прежде всего односторонность, признание лишь одного стороны диалектики - как современной теории развития и метода познания. "Отрицательная" диалектика присущий субъекту, имеет отношение только к сознанию; не имеет объективного значения.

Категоричный анализ негативности, как это выразительно показано у Сартра сводится к эмоционально-волюнтаристскому трактованию возражения через такие понятия, как "неприязнь", "отсутствие", "жаль", "обеспокоенность", "растерянность" , "ужас", "тревога", "невнимательность" и т.д. В самом деле, этих эмоциональных залогах и расположениях духа человека находят отображение элементы возражения.

Здесь Сартр прав. Однако негативность не сводится только к этому, к субъективности, к эмоционально-антропологическому переживанию. Сартр, таким образом, оставляет в стороне другую диалектику - объективную, которая властвует во всей природе. "Отрицательная" диалектика за своей сущностью является субъективной диалектикой. Здесь необходимо подчеркнуть два момента: а) в самом деле, в человеческом обществе субъектом отрицания есть человек.

Он сам определяет в процессе познания, что и как возражать, выбирает формы такого возражения, темпы, условия, стороны; б) в природе диалектическое возражение осуществляется без вмешательства человека, субъекта, сознания как самоотрицание с удержанием в процессе развития всего того, что необходимо для дальнейшего становления нового. Тем не менее такое представление не находит понимания в концепции "отрицательной" диалектики, которые есть недостаточным, а в сущности, ошибочным, поскольку отбрасывает самоотрицание в процессе развития.[8] Выводы Диалектика как общая теория развития дает ключ к пониманию его сущности, отображает реальные процессы в природе, обществе и мышлении такими, которыми они есть в действительности.

Поскольку весь окружающий мир находится в движении, изменению и развитию, диалектика в своей основе неизбежно должны выходить из этой всеобщности. Она и воссоздает в мышлении все процессы действительности в обобщенной форме с учетом их противоречивости, изменений, взаимопереходов, становление нового.

Поэтому диалектика и имеет категоричный аппарат, законы и принципы, которые адекватно отображают в мышлении изменения и взаимопереходы. поскольку самые являются подвижными и сменными. Без понимания этого, без учета диалектики разногласий и движущих сил развития в любых естественных и общественных системах объективной действительности истинное познание невозможное. Диалектика, в отличие от других концепций развития, рассматривает предметы и явления не изолировано один от другого, а в их взаимной связи, а, итак, и во взаимодействии, и противоречивости.

Процесс развития можно понять и воссоздать в мышлении только с учетом этого. Таким образом, если рассматривать диалектику как теорию развития, то ее антиподами является метафизика и "отрицательная" диалектика; если рассматривать диалектику как логику, то ее альтерантивами есть софистика и эклектика. Если же рассматривать диалектику как теорию познания, то ее альтернативами выступают догматизм и релятивизм.

Поэтому диалектика является альтернативой всех теорий, учений, течений и направлений, которые отбрасывают, игнорируют или фальсифицируют объективные принципы связи, развития, разногласия, возражение, такие, как метафизика, софистика, догматизм, релятивизм, "отрицательная" диалектика. Список использованной литературы 1. Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 168c; 2. http://prog10.narod.ru/glava2_4.htm; 3. Философия. Учебник. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 174-175c; 4. Философия (конспект лекций) Якушев А. – 153c 5. http://www.sunhome.ru/philosophy/1951 6. Софизм // Философский энциклопедический словарь М 1989 7. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/79980 8. http://allphilosophy.ru/altd.php.