Реферат Курсовая Конспект
Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца - раздел Философия, "Античная философия: космоцентризм" Этика Стоиков: Позднеантичный Идеал Мудреца. Если Прежние Этические Учения Ви...
|
Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Если прежние этические учения видели главное средство нравственного совершенствования индивида в его включенности в общественное целое, то теперь, напротив, философы считают условием добродетельной и счастливой жизни освобождение человека от власти внешнего мира, и прежде всего - от политически-социальной сферы.
Такова уже в значительной мере установка школы стоиков, а особенно эпикурейцев.
К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (ок.333 - ок.262 до н. э), Панетий Родосский (II в. до н. э), Посидоний (конец II - I в. до н. э) и другие. Большую популярность школа стоиков получила в Древнем Риме, где самыми выдающимися ее представителями были Сенека (ок.4 до н.э 65 н. э), его ученик Эпиктет (ок.50 - ок.140) и император Марк Аврелий (121-180). Философия для стоиков - не просто наука, но прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость.
Только философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, сложившейся в эпоху эллинизма, особенно в поздней Римской империи, где разложение нравов в первые века новой эры достигло высшей точки. Сенека, в частности, был современником Нерона, одного из самых развращенных и кровавых римских императоров. Свободу от власти внешнего мира над человеком стоики считают достоинством мудреца; сила его в том, что он не раб собственных страстей.
Мудрец не может стремиться к чувственным удовольствиям. Настоящий мудрец, согласно стоикам, не боится даже смерти; именно от стоиков идет понимание философии как науки умирать. Здесь образцом для стоиков был Сократ. Однако сходство стоиков с Сократом лишь в том, что они строят свою этику на знании. Но в отличие от Сократа, они ищут добродетели не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Это безразличие они называют апатией (бесстрастием). Бесстрастие - вот их этический идеал.
Настроение стоиков - пессимистическое; такое настроение хорошо передано А.С. Пушкиным: На свете счастья нет, но есть покой и воля. Достигнуть внутреннего покоя и бесстрастия - значит научиться полностью владеть собой, определять свои поступки не обстоятельствами, а только разумом. Требования разума непреложны, ибо находятся в соответствии с природой. Под последней стоики понимают как внешнюю природу, так и природу самого человека. Природа для стоика - это рок, или судьба: примирись с роком, не сопротивляйся ему - вот одна из заповедей Сенеки. 17.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Не случайно первых греческих философов - Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена, представителей так называемой милетской школы (VI век до н. э), несколько… Направленность их интересов определялась в первую очередь характером… А древнегреческая мифология была религией природы, и одним из важнейших вопросов в ней был вопрос о происхождении…
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов