рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Диалектический метод Гегеля

Диалектический метод Гегеля - раздел Философия, Содержание Введение 1. Биография Гегеля 2. Философия Гегеля 2.1 Общая Философ...

Содержание Введение 1. Биография Гегеля 2. Философия Гегеля 2.1 Общая философия 2.2 Философия права 2.3 Главное в философии Гегеля 3. Диалектический метод Заключение Список литературы Введение Так как истинная философия не берет своего содержание извне, а оно само в ней создается диалектическим процессом, то, очевидно, началом должно быть совершенно бессодержательное. Таково понятие чистого бытия.

Но понятие чистого бытия, т. е. лишенного всяких признаков и определений, нисколько не отличается от понятия чистого ничто; так как это не есть бытие чего-нибудь (ибо тогда оно не было бы чистым бытием), то это есть бытие ничего. Первое и самое общее рассудочное понятие не может быть удержано в своей особенности и косности, — оно неудержимо переходит в свое противоположное. Бытие становится ничем; но, с другой стороны, и ничто, поскольку оно мыслится, не есть уже чистое ничто: как предмет мышления, оно становится бытием (мыслимым). Таким образом, истина остается не за тем и не за другим из двух противоположных терминов, а за тем, что обще обоим и что их соединяет именно за понятием перехода, процесса, “становление” или “бывание” (das Werden). Это есть первое синтетическое или умозрительное понятие, остающееся душою всего дальнейшего развития.

И оно не может остаться в своей первоначальной отвлеченности. Истина не в неподвижном бытии, или ничто, а в процессе. Но процесс есть процесс чего-нибудь: что-нибудь из бытия переходит в ничто, т. е. исчезает, из ничто переходит в бытие, т. е. возникает.

Значит, и понятие процесса, чтобы быть истинным, должно пройти через самоотрицание; оно требует своего противоположного — определенного бытия, или “тут-бытия” В отличие от чистого бытия, как такого, определенное бытие понимается как качество. И эта категория, посредством новых логических звеньев [нечто и другое, конечное и бесконечное, для себя бытие и бытие для кого-нибудь, единое и многое], переходит в категории количества, из которого развивается понятие меры, как синтеза количества и качества.

Мера оказывается сущностью вещей, и, таким образом, из ряда категорий бытия мы переходим в новый ряд категорий сущности. Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две первые части Гегелевой логики (логика объективная). Третья часть есть учение о понятии (в широком смысле), или логика субъективная, куда включаются и основные категории обыкновенной формальной логики (понятие, суждение, умозаключение). Как эти формальные категории, так и вся “субъективная” логика имеют здесь формальный и субъективный характер далеко не в общепринятом смысле.

По Гегелю основные формы нашего мышления суть вместе с тем и основные формы мыслимого. Всякий предмет определяется сначала в своей общности (понятие), затем различается на множественность своих моментов (суждение) и, наконец, через это саморазличение замыкается в себе как целое (заключение). На дальнейшей (более конкретной) ступени своего осуществления эти три момента выражаются как механизм, химизм и телеология (показать логический смысл этих главных степеней мирового бытия было одной из заслуг Гегеля, но отнесение их именно в третью, субъективную часть логики несвободно от произвольности и искусственности). Из этой своей (относительной) объективации понятие, возвращаясь к своей внутренней, обогащенной теперь содержанием действительности, определяется как идея на трех ступенях жизни, познавания и абсолютной идеи. Достигши, таким образом, своей внутренней полноты, идея должна в этой своей осуществленной логической цельности подвергнуться общему закону самоотрицания, чтобы оправдать неограниченную силу своей истины.

Абсолютная идея должна пройти через свое инобытие (Andersseyn), через внешность или распадение своих моментов в природном материальном бытии, чтобы и здесь обнаружить свою скрытую силу и вернуться к себе в самосознающем духе. Абсолютная идея по внутренней необходимости полагает, или, как выражается Гегель, отпускает от себя внешнюю природу, — логика переходит в философию природы, состоящую из трех наук: механики, физики и органики, из которых каждая разделяется на три, соответственно общей гегельянской трихотомии.

В механике математической дело идет о пространстве, времени, движении и материи; конечная механика, или учение о тяжести, рассматривает инерцию, удар и падение тел, а механика абсолютная (или астрономия) имеет своим предметом всемирное тяготение, законы движение небесных тел и солнечную систему как целое.

В механике вообще преобладает материальная сторона природы; в физике выступает на первый план формирующее начало природных явлений. “Физика всеобщей индивидуальности” имеет предметом свет, четыре стихии (в смысле древних) и “метеорологический процесс”; “физика особенной индивидуальности” рассматривает удельный вес, звук и теплоту, а “физика цельной индивидуальности” занимается, во-первых, магнетизмом и кристаллизацией, во-вторых, такими свойствами тел, как электричество, и, в-третьих, “химическим процессом”; здесь в изменчивости вещества и превращении тела окончательно обнаруживается относительный и неустойчивый характер природных сущностей и безусловное значение формы, которое и реализуется в органическом процессе, составляющем предмет третьей главной естественной науки — органики. В этой высшей, самой конкретной и содержательной области природы форма и материя совершенно друг друга проникают и внутренне уравновешивают; цельный и устойчивый образ не есть здесь случайность или произведение внешних сил (как в механике), а есть адекватное воплощение самозиждительной и самоподдерживающейся жизни.

Пристрастие к трихотомии наставило Гегеля отнести к “органике” и минеральное царство, под именем геологического организма, наряду с организмом растительным и животным; впрочем, в конкретной природе нет безусловной границы между неорганическим и органическим, и на кристаллизацию можно смотреть как на зачаточную организацию.

В настоящих организмах растительном и животном разум природы или живущая в ней идея проявляется в образовании множества органических видов, по общим типам и степеням совершенства; далее — в способности каждого организма непрерывно воспроизводить форму своих частей и своего целого через уподобление внешних веществ (Assimilations-process); затем — в способности бесконечного воспроизведения рода через ряды поколений, пребывающих в той же форме (Gattungsprocess), и, наконец (у животных), — в субъективном (психическом) единстве, делающем из членов органического тела одно самочувствующее и самодвижущееся существо.

Но и на этой высшей степени органического мира и всей природы разум или идея не достигают своего действительно адекватного выражения.

Отношение родового к индивидуальному (общего к единичному) остается здесь внешним и односторонним.

Род, как целое, воплощается лишь во внебытии принадлежащих к нему, неопределенно множественных особей, раздельных в пространстве и времени; и особь имеет родовое вне себя, полагая его как потомство.

Эта несостоятельность природы выражается в смерти. Только в разумном мышлении индивидуальное существо имеет в себе самом родовое или всеобщее. Такое внутренне обладающее своим смыслом индивидуальное существо есть человеческий дух. В нем абсолютная идея из своего внебытия, представляемого природой, возвращается в себя, обогащенная всей полнотой приобретенных в космическом процессе реально-конкретных определений.

Третья главная часть Гегелевой системы — философия духа — сама троится соответственно различению духа в его субъективности, в его объективации и в его абсолютности. Субъективный дух, во-первых, рассматривается в своем непосредственном определении, как существенно зависящий от природы в характере, темпераменте, различиях пола, возраста, сна и бдения и т. п.; всем этим занимается антропология. Во-вторых, субъективный дух представляется в своем постепенном восхождении от чувственной уверенности через восприятие, рассудок и самосознание к разуму.

Этот внутренний процесс человеческого сознания рассматривается в феноменологии духа, которая в смысле подготовки ума к пониманию Гегелевой точки зрения может служить введением во всю его систему, а потому и была им изложена в вышеупомянутом особом сочинении, раньше его логики и энциклопедии философских наук, в которые она потом вошла в сжатом виде. Последняя из трех наук субъективного духа, психология, по содержанию своему приблизительно совпадает с главными частями обыкновенной психологии, но только это содержание располагается не в своих эмпирических частностях, а в своем общем смысле, как внутренний процесс самораскрывающегося духа. 1.

Биография Гегеля

Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеда... Философия Гегеля 2.1 . С 1968 по 1994 работой Архива руководил О. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "К... Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле ...

Общая философия

(Существуют и другие формулировки самого Гегеля: «Что разумно, станет ... В синтезе противоположность тезиса и антитезиса разрешается, или упраз... В сознании, таким образом, дух возрождается. Но затем сознание проходи... Согласно Гегелю, свобода – фундаментальное начало духа. «Когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, тогд...

Главное в философии Гегеля

Настоящая свобода достигается духом не через отрешение от предметов, а... Таким образом, для познания истины нам не нужно носиться со своим я, п... “Если зародыш”, говорит Гегель, “сам по себе есть будущий человек, то ... Изо всех умозрительных систем только в одном гегельянстве абсолютная и... Выступая против одностороннего, абстрактно аналитического метода, он у...

Заключение Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного назначения, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость. Заслуга Гегеля в том, что он дал диалектический анализ всех важнейших категорий философии и сформулировал 3 основных закона.

Помимо этого, диалектический метод Гегеля включает в себя принципы анализа действительности как восхождения от абстрактного к конкретному, соответствия исторического и логического, всестороннего. Это наследие вошло в сокровищницу мировой философской мысли. За Гегелем должна быть признана огромная заслуга решительного установления в науке и общем сознании истинных и плодотворных понятий процесса, развития и истории, как последовательного осуществления идеального содержания. В действительности все находится в процессе: не существует никаких безусловных границ между различными сферами бытия, нет ничего отдельного, несвязанного со всем; рассудочная мысль создала повсюду пределы и рамки, несуществующие в действительности, — “абсолютная” философия разрушила этот фиктивный мир и с этой стороны, несомненно, достигла примирения и отожествления между знанием и действительностью.

От этого разрушения твердых и неподвижных понятий и определений сильно пострадали предвзятые мнения и закоснелая умственная привычка находить везде готовые и неизменные предметы; но зато выиграла истина; наука приобрела во всех сферах генетическую и сравнительную методы, общее миросозерцание расширилось и одухотворилось, а под незаметным влиянием этого теоретического прогресса увеличилась свобода и взаимное проникновение жизненных отношений.

Характерное для гегельянства требование от идеи, чтобы она оправдывала свою истинность осуществлением в действительности, и, с другой стороны, требование от действительности, чтобы она была осмысленной, т. е. проникнутой идеальным содержанием — это двойное требование могло, конечно, оказывать лишь самое благотворное нравственное влияние на подчинявшееся ему сознание.

Список литературы 1) Философия культуры. Становление и развитие. С Пб.:Лань, 1998. 2) Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб, 1994 3) Гулыга А.В. Гегель. М 1994 4) Плотников Н. Дух и буква. К истории изданий Гегеля. – Путь, 1995, № 7 5) Врачев В.Г. Энциклопедия философских наук Г.В.Ф.Гегеля.

Взгляд из XXI века. ХРОНОС. 2008.

– Конец работы –

Используемые теги: Диалектический, метод, Гегеля0.064

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Диалектический метод Гегеля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Сравнение эффективности методов сортировки массивов: Метод прямого выбора и метод сортировки с помощью дерева
При прямом включении на каждом шаге рассматриваются только один очередной элемент исходной последовательности и все элементы готовой… Полностью алгоритм прямого выбора приводится в прогр. 3. Таблица 2. Пример… Можно сказать, что в этом смысле поведение этого метода менее естественно, чем поведение прямого включения.Для С имеем…

Метод и система в философии Гегеля. Философия Гегеля как классика первой половины XIX столетия
В рассматриваемую бурную и противоречивую эпоху объективная диалектика развития проявлялась в различных сферах общественного бытия и общественного… Начиная с Канта плеяда мыслителей первой величины придала небывалую… Гегель − создатель неформальной, диалектической, логики. Наибольшее влияние Гегель оказал в области…

Статистические показатели себестоимости продукции: Метод группировок. Метод средних и относительных величин. Графический метод
Укрупненно можно выделить следующие группы издержек, обеспечивающих выпуск продукции: - предметов труда (сырья, материалов и т.д.); - средств труда… Себестоимость является экономической формой возмещения потребляемых факторов… Такие показатели рассчитываются по данным сметы затрат на производство. Например, себестоимость выпущенной продукции,…

Методы решения жестких краевых задач, включая новые методы и программы на С++ для реализации приведенных методов
Стр. 8. Второй алгоритм для начала счета методом прогонки С.К.Годунова.Стр. 9. Замена метода численного интегрирования Рунге-Кутта в методе прогонки… Стр. 10. Метод половины констант. Стр. 11. Применяемые формулы… Стр. 62. 18. Вычисление вектора частного решения неоднородной системы дифференциальных уравнений. Стр. 19. Авторство.…

Вопрос 1. Предмет,задачи и методы генетики. Вопрос 2 . Наследственность и изменчивость - фундаментальные свойства живого, их диалектическое единство
Генетика наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими В ее основу легли закономерности наследственности... Задачи генетики вытекают из установленных общих закономерностей... Генетика является также основой для решения ряда важнейших практических задач К ним относятся выбор наиболее...

Диалектический метод
Первоначально термин диалектика означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства.… Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он… Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени…

Решение систем линейных алгебраических уравнений методом простых итераций и методом Зейделя
При использовании итерационных процессов, сверх того, добавляется погрешность метода. Заметим, что эффективное применение итерационных методов существенно зависит… Сейчас разберем несколько определений которые будем использовать в этой работе.Система линейных уравнений с n…

Электрографический метод - метод регистрации и анализа биоэлектрических процессов человека и животных
Так, ни одно кардиологическое исследование не проводится теперь без тщательного анализа электрической активности сердца больного. Ценные… Современные электрографические установки, обеспечивающие многоканальную… В самом деле, если бы электрофизиолог и врач, пользующиеся электрографическим методом, попытались глубоко изучить…

Классификация методов обучения. Общая характеристика методов мотивации и осуществления учебного процесса
Классификация методов обучения Общая характеристика методов мотивации и...

Метод контурных токов, метод узловых потенциалов
При пользовании методом сначала выбирают и обозначают независимые контурные токи (по любой ветви должен протекать хотя бы один выбранный ток). -… Расчёт установившегося режима в цепи переменного тока комплексным методом… МЕТОД УЗЛОВЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ Метод позволяет уменьшить количество уравнений системы до числа , где Ny – число узлов…

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам