Идеи Гроссетеста, Роджера Бэкона и Брадвардина в естествознании позднего средневековья

Содержание 1.Введение 2.Идеи Роберта Гроссетеста 3.Идеи Роджера Бэкона 4.Идеи Томаса Брадвардина 5.Заключение 6.Литература 21 Введение. Социально-экономические изменения в западноевропейском обществе XIII в в особенности прогресс ремесленного производства и успехи торговли в умножавшихся городах нашли свое отражение в усилении интереса к естественнонаучным идеям и исследованиям. Натурфилософские произведения Аристотеля и арабоязычных ученых и философов стали в рассматриваемом веке первостепенными духовными стимуляторами (а во многих случаях и образцами) такого рода интересов.

В Англии XIII в. названные социально-экономические изменения были особенно интенсивными. Здесь возникли весьма активные центры научно-преподавательской деятельности. Им стал, прежде всего, Оксфордский университет, появившийся почти одновременно с Парижским. По сравнению с Парижским, университет в Оксфорде имел определенные преимущества, благоприятные для развития естественнонаучных знаний.

Теологический факультет Парижского университета стал главным богословским центром католической церкви, и римская курия бдительно опекала его. Контролирующая роль этого факультета весьма ощущалась на философском факультете, что с особой силой проявилось в осуждении латинских аверроистов (а в начале века — Давида Динанского). В Оксфордском же университете, находившемся тогда на периферии католического мира, не было столь жесткого контроля римской курии.

В таких условиях в Оксфордском университете сложился кружок, который как бы продолжил деятельность философов Шартрской школы, замершую к концу предшествующего века. Работа по переводу античных и арабоязычных философов, интенсивно проводившаяся в Толедо и в Палермо, а в начале столетия распространилась и на Оксфордский университет. Одним из первых переводчиков которой был Альфред Английский (умерший около 1220 года), привезший в Оксфорд некоторые естественнонаучные произведения Стагирита. 1.

Идеи Роберта Гроссетеста

В историко-философской литературе Гроссетеста нередко называют одним и... Но в отличие от францисканского мистика оксфордский натурфилософ не см... Это не аристотелевская качественная физика, объяснявшая движение тел и... Но и в других местах Европы появились мыслители, у которых естественно... 1275), Дитрих (Теодорик) Фрейбергский (ок.

Идеи Роджера Бэкона

Идеи Роджера Бэкона. Роджер Бэкон, (1214 — 1292) — один из наиболее ин... Действительно, сциентистские стремления Бэкона примерно такие же, как ... При этом ему ясна дедуктивная и доказательная суть математического зна... В то время была возвышенна область бестелесных предметов, слишком труд... Это воззрение "удивительного доктора" напоминает то, с чем уже встреча...

Идеи Томаса Брадвардина

Идеи Томаса Брадвардина. в Лионе и представлявшие свод средневековых трудов ХIII-ХIV вв. Преодоление европейской математической традиции начинается в позднем с... Гроссетест и Р.Бэкон впервые в Средние века настаивают на необходимост... От этого с, одной стороны, выигрывает естествознание, разумеется не ср...

Заключение

Заключение.

Идеология средневековой философии сформировалась на взглядах христианства и античной философии.

Эти два противоположных учения не так-то просто было связать друг с другом. У греков понятие бытия было связано с идеей предела (пифагорейцы), единого (элеаты), то есть с определенностью и неделимостью.

Беспредельное, неделимое представлялось как несовершенство, хаос, небытие. В учении христианства же бытие характеризуется как высшее начало, беспредельное всемогущество, которым обладает только Бог. Среди средневековых философов имелись серьезные расхождения по определенным вопросам. В этих расхождениях своеобразно проявлялась борьба материалистической и идеалистической тенденций. Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия ("универсалии"). Так называемые реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально, до вещей, что они существуют объективно, независимо от сознания в разуме бога. Против реалистов выступали номиналисты, которые учили, что общие понятия - это всего лишь имена вещей, и что они, таким образом, существуют "после вещей" и не обладают самостоятельным существованием.

В их взглядах проявилась материалистическая тенденция в философии средневековья.

После ряда веков, в течение которых царила экономическая и социальная разруха, вызванная нашествием германских племен и разрушением Римской империи, которая препятствовала развитию культуры, экономическим и творческим связям, общению народов, в ХI-ХII вв. начинается постепенный подъем экономики, культуры и философской мысли на европейские языки переводятся труды древнегреческих авторов, развивается математика, появляются сочинения, в которых выдвигается мысль о необходимости изучать не только сущность бога и человеческой души, но и сущность природы.

В рамках средневековой философии начинают пробиваться первые, хотя и слабые ростки нового подхода к миру. Для средневековой философии характерно то, что она носила ярко выраженный религиозный, теоцентрический характер, а наряду с этим и то, что в ней господствовала схоластика.

Литература

Литература 1.Гуревич А.М. Категории средневековой культуры. М 1972 2.Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М 1979 3.Джохадзе Д.В Стяжкин Н.И.

Введение

Введение в историю западноевропейской средневековой философии.

Тбилиси, 1981 4.Уколова В.И. Античное наследие и культура Средневековья. М 1989 5.Ислам. Энцеклопедический словарь. М 1991 6.Карсавин Л.П. Святые отцы и учители церкви. М 1994 7.Коплстон Фредерик Чарьлз. История средневековой философии. М 1997 8.Соколов В.В. Средневековая филовофия. М 2001 9.Соколов В.В. От философии Античности к философии Нового Времени. М 2001 10.Широков B.C. Средневековые математические идеи с точки зрения современной математики. 1987. 11.Очерк о средневековой философии http://gate.edu.nsu.ru/cgi-bin/atheism/m sg38.html.