рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие постмодернизма

Понятие постмодернизма - раздел Философия, Иррациональность философии постмодернизма Понятие Постмодернизма. Само Слово «Пост» Предполагает, Что Явление Родилось ...

Понятие постмодернизма. Само слово «пост» предполагает, что явление родилось из предшественника. Модернизм, рожденный Х1Х веком, породил и явление постмодернизма (другие названия: постструктурализм, деконструктивизм). Модернизм был порождением свободы духа буржуазного общества, это была реакция на остальные философские течения, протест против устоявшихся традиций.

Что же представляет собой постмодернизм как явление уже ХХ века? По формулировкам философских словарей и энциклопедий, постмодернизм «не имеет парадигмального определения». В самом общем смысле можно дать такое определение: постмодернизм – «явление, характерное в последние десятилетия для Запада, выразившееся в конструктивной критике принципов классического рационализма и традиционных ориентиров метафизического мышления» (25, 529-530). Другое определение: «понятие, используемое современной философской рефлексией для обозначения характерного для культуры сегодняшнего дня типа философствования, содержательно-аксиологически дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиций и конституирующего себя как постсовременная, то есть постнеклассическая философия».(4, 643) Вячеслав Глазычев так определяет постмодернизм: «В общем смысле постмодернизм следует рассматривать как отторжение многих, ежели не большинства, постоянных культуры, на которых основывалась жизнь Запада последние пару столетий.

Он поставил под вопрос нашу преданность идее "прогресса" в культуре (рост экономики должен продолжаться, качество жизни должно повышаться бесконечно и т.п.), равно как и политические системы, подкрепляющие этого рода веру»(7). Таким образом, постмодернизм – это отрицание устоев западного общества.

Чтобы лучше разобраться в изучаемом явлении, рассмотрим его основные принципы, сформулированные И.Хассаном.

Эти принципы не являются канонами новой философии, они только выявляют основные черты, присущие постмодернистскому состоянию. Это: Неопределенность (выражена неясностью, двусмысленностью, перестановками смысла); фрагментарность (художник использует нетрадиционные средства: коллаж, монтаж и т. п.); деканонизация (относится к утрате всех канонов общества: в культуре, знании); безличность (стирание "я", множественность "я", "смерть субъекта", автора); непредставимое, непредставляемое (искусство постмодернизма ирреалистично, иконографично); ирония (обращение к игре, диалогу, полилогу при отсутствии парадигмы); гибридизация, или мутантное представление жанров (расширение прошлого в настоящем); карнавализация (центробежную силу языка воплощает участие в диком беспорядке жизни, также имманентность смеха); перформанс, участие (ситуация неопределенности, пробелы должны быть заполнены, поэтому новые виды искусства называются "спектаклем"); конструктивизм (возрастание вмешательства разума в сферу культуры, искусства, выражение себя через символы); имманентность (возросший объем памяти, улучшающиеся технические средства дают возможность охватить мир от тайн подсознания до черных дыр в космосе. В познании действительности приверженцы старых классических теорий и модернизма гоняются, по словам И.Ильина, за "химерами". В чем же видит эти химеры постмодернизм? Он высмеивает 3 неприемлемые формы эстетического опыта: модернизм, реализм и массовую культуру(12). Именно последняя стала бурно распространяться после второй мировой войны в западном мире. Этому способствовало противостояние двух идеологических систем: социалистической и капиталистической. Массовая культура олицетворяла собой ценности западного мира. М.Хоркхаймер и Т.Адорно указывали, что свобода западного мира на самом деле мало чем отличается от тоталитаризма в нацистской Германии.

Они предостерегали от той несвободы личности в условиях либерализма западной цивилизации, которая особо проявляется в настоящее время. "Книга дописывалась в Америке, но реалии самой демократической в мире страны не заставили авторов переменить взгляды на перспективы развития цивилизации, скорее наоборот.

Пропаганда на всех уровнях, от речей президента до рекламы кока-колы, по форме аналогична и в тоталитарных, и в демократических странах.

Связано это, по мнению авторов, именно с направленностью европейского просвещения.

Тенденция к унификации людей проявляется не только в организациях типа гитлерюгенда, но и в массовой культуре, от кино до эстрады.

То, что массовая культура как феномен существует, связано, конечно, с коммерцией (накопительство - во всех его видах - основная черта просвещения), но то, что она существует именно в такой форме, связано с направлением истории цивилизации"(29). Культурным выражением критики этих процессов стал постмодернизм. Таким образом, возникновение постмодернизма обусловлено многими факторами: политическим, социально-экономическим, бурным развитием средств коммуникации, духовными потребностями общества, что мы покажем далее.

В качестве дополнения укажем такие черты постмодернизма, как "отказ от дифференциации философского знания на онтологию, гносеологию и т. д фиксируя невозможность конституирования их в современной ситуации метафизики как таковой и рефлексивно оценивая современный стиль мышления как "постметафизический". Пользуясь классическими формулами философии, попытаемся ответить на вопрос, как постмодернизм решает онтологические проблемы.

Центральной идеей постмодернизма является отказ от представления о "целостности, упорядоченности, иерархической структурности, центрированности, гармоничной упорядоченности мира", иными словами "постмодернистская чувствительность" (парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса). Таким образом, постмодернизм предполагает восприятие мира в качестве хаоса, что выражается еще в "смешении литературы, критики и философии", что "характерно для "постмодернистской чувствительности" конца ХХ века"(11). Каким же образом происходит познание истины постмодернизмом? Гносеологические идеи раскрываются постмодернизмом с позиции М.Фуко: "Знание - это власть"( подобно бэконовскому заявлению на заре Нового времени). Истина - всегда результат насилия над остальными явлениями и процессами действительности.

Философ употребляет для ее обозначения даже эпитет " Воля к истине", отводя решающую роль воле субъекта процесса познания.

Таким образом, постмодернизм в онтологическом плане стоит на агностических позициях. Каковы корни постмодернизма? Мы уже отметили, что генезис слова "постмодернизм" связан с идейно-философским течением Х1Х века - модернизмом, олицетворяющим ценности западного мира. Модернизм - ответная реакция на старые ценности, стремление их переосмыслить, освободиться о косного и догматического. Это косное было внесено социальными, политическими, культурными установками предшествующей эпохи - Просвещения ХУШ века: "постмодернисты часто упоминают "Просвещенческий проект", подразумевая идеологию либерального гуманизма, доминировавшую в западной культуре с XVIII века идеологию, которая стремилась освободить человечество от материальной нужды и политического угнетения.

С точки зрения постмодернистов, этот проект, может, вполне достойный в свое время, сам стал угнетать человечество, заталкивая его в некие жесткие рамки мышления и действий.

Ему поэтому и надлежит противостоять"(12). Но специфика постмодернизма еще и в том, что ревизии подверглись не только философское наследие модернизма, но и ценности других эпох. Аргументируется это его «метафизичностью»: «с этим тесно связана также критика всего предыдущего образа мышления, т. е. рационализма, как метафизического, и обращение к неофрейдизму…»(12). Здесь возникают противоречия, которое невозможно разрешить с позиций классической философии: отрицаются не только диалектические воззрения Гегеля или Маркса, в основе своей отрицающие метафизический подход, но и любые каноны философии как таковые.

Только с позиций релятивизма постмодернистов можно понять, что философия не может разрешить тех проблем сущности и бытия, которые пытались разработать предыдущие философские течения. Интересен сам подход постмодернизма к термину "метафизика". В философской науке выделяют три традиции, соответствующие эпохам развития философии: классическую, неклассическую (позитивисты и экзистенциалисты ХХ века, Ницше, Хайдеггер, Гуссерль) и постнеклассическую (соответствующую постмодернизму). Если первая трактовала метафизику как учение о сверхчувственных(трансцендентных) основах и принципах бытия, отождествлялась до ХУШ века с онтологией, то неклассическая традиция представляла ее как " спекулятивно-философский метод" (уже критически отнесясь к понятию), оцениваемый в качестве "альтернативного непосредственному эмпиризму, специфически понятый в диалектике марксизма, это "неотчужденный способ бытия человека в мире и адекватный способ его осмысления" (по М.Хайдеггеру), "субъектное моделирование реальности" (по Гуссерлю) и т. д. Кант критиковал метафизику, оценив ее как "потенциальную ограниченность рассудка по сравнению с разумом"(4, 497). Постнеклассическая традиция усматривает в ней "классическую философию как таковую", признавая следующие черты: "наличие в Логосе единства бытия", и "презумпция единства бытия и мышления", что есть проявления идеализма.

В общем смысле метафизика противопоставляется современной "философии различия" (постмодернизму) как "философия тождества". По мысли постмодерниста Т.С.Элиота, философия ХХ века пытается опровергнуть "метафизическую теорию субстанциального единства души" и, в целом, "установиться у границы метафизики"(4, 497). Таким образом, постмодернизм восходит к неклассической традиции философии.

Она начинается с идей Ф.Ницше, далее - к структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии Гуссерля, философии М.Хайдеггера, традициям "постнаучного" и "поэтического мышления" , традициям семиотики и структурной лингвистики, далее - к философии диалога и теории языковых игр. Из сказанного следует, что философия постмодернизма является синтезом неклассических философских учений, но в принципе, отрицающим единичные составляющие этого синтеза.

Релятивистский подход приверженцев нового философского направления полностью отрицает любые догмы.

Поэтому в рамках классической традиции постмодернизм можно охарактеризовать как объективный релятивизм. Положения постмодернизма "отрицают объективную данность истины" Истина - не более чем лингвистический, исторический, социальный конструкт" и "не существует критерия, позволяющего отличить истину от не-истины"(25, 529-530). По Лиотару, "сущность знания в современности можно понять только в связи с языком"(18, 16). Поэтому обратимся к пониманию постмодернизмом языковых проблем. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Иррациональность философии постмодернизма

В философии с момента ее возникновения (на рубеже V1-V вв. до н.э.) до настоящего момента сменились тысячи течений, сотни школ, множество концепций… Впервые термин "постмодернизм" употребил Р.Ранвиц в работе "Кризис… В 1960-1970-е годы термин использовался для обозначения новых тенденций в архитектуре и искусстве.В 1979г Ж Ф.Лиотар -…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие постмодернизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Постмодернистская деконструкция классического логоцентризма
Постмодернистская деконструкция классического логоцентризма. Согласно определениям, постмодернизм - это всегда протест, отрицание всего старого, догматичного, любых законов. Главным аргумент

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги