рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фалес. Первооткрыватель психики и философии

Фалес. Первооткрыватель психики и философии - раздел Философия, Милетская школа Фалес. Первооткрыватель Психики И Философии. Греки Считали Фалеса Великим Изо...

Фалес. Первооткрыватель психики и философии. Греки считали Фалеса великим изобретателем за его успехи инженера. Насколько они недооценивали его, видно по тому, что Фалес мог бы не без основа­ний назвать своими изобретениями понятия «мате­рия», «физика», «наука» и «философия». Как ни странно это звучит, все эти понятия надо было открыть.

И чтобы открыть их, надо было рас­статься с мифологией. Утверждение Фалеса, что «все вещи — вода», может показаться малообещаю­щим началом для тех науки и философии, которые мы знаем сегодня. Но по сравнению с мифологией, внут­ри которой оно родилось, это была революция. Раз­рыв с мифологией не был, да и не мог быть полным. Фалес еще не мог представить себе материю как нечто абстрактное и отделить понятие о ней от мысленного образа морской воды: одно было неотъем­лемо от другого.

А его представление об изменении еще основывалось на чувстве, что «все полно богов». Но Фалес задал вопрос нового типа, и этот вопрос придал четкую форму западной мысли. В одной старинной китайской книге сказано: «Все, что существует, находится в пространстве; и все, что находится в пространстве, имеет звук». Сегодня мы вряд ли согласимся со вторым из этих высказываний, но первое более правдоподобно.

В число тем, кото­рыми сейчас занимаются наши ученые-исследователи, входят вопросы о природе пространства и материи, о способах превращения массы в энергию, новые конст­рукции циклотронов и т. д Мы считаем все это «на­укой», и порой мы — или, по крайней мере, научные обозреватели наших газет — пишем, что сегодняшняя наука занята поисками глубочайшей природной осно­вы нашей действительности. Так ли это на самом деле, зависит от того, истинно ли утверждение, что все су­ществующее в мире расположено в пространстве и состоит из вещества, а это скорее общефилософский вопрос, чем узко научный.

Именно Фалеса из Милета мы должны благодарить за возникновение на Западе и философии, и науки. Как бывает в большинстве случаев при рождении чего-то нового, появление философии на свет выглядело достаточно скромно; и как во многих случаях бывает с тем, что старо, ее историю трудно выделить из потока ин­формации и восстановить. Фактически наш главный источник сведений о Фалесе — это короткая цитата из Аристотеля, которая начинается словами: «Фалес из Милета учил, что все вещи — вода». До Фалеса никто в Древней Греции и на Ближнем Востоке не пытался ответить, «что такое все вещи». Ранние греки на примитивном уровне своей культуры считали, что мир природы населен обожествленными существами, похожими на людей, толь­ко живущими далеко и большими по размеру, кото­рые «делают то, что происходит». А Фалес, наоборот, пытался формулировать объяс­нения в терминах причинно-следственных связей меж­ду существующими в пространстве и времени предме­тами, а не в терминах субъективных ассоциаций между идеями.

Давайте рассмотрим ближе тот фундаментальный вопрос, на который ответил Фалес. Поиск ответа на вопрос «Что такое все вещи?» требовал огромной проницательности и огромной силы воображения, по­скольку этот вопрос подразумевает, что все в мире — это части единого мира «бытия» и что все вещи име­ют какое-то общее свойство.

Он влечет за собой воп­рос о том, что такое «бытие», в отличие от менее обоб­щенных вопросов о том, что такое те или иные конкретные живые существа.

И прежде чем ответить на этот вопрос, Фалес предположил, что бесконечное разнообразие того, что существует в мире, структури­ровано настолько, что позволяет дать какой-то один ответ. С этого допущения и началась философия. Философия в том смысле, в котором мы будем при­менять этот термин, кроме всего прочего — попытка найти единственное интуитивное определение бытия, единственную систему реального мира, которая могла бы синтетически объединить и скрепить многочислен­ные специализированные компоненты наших знаний и нашей общественной структуры. Нет никаких указа­ний на то, что кто-либо до Фалеса занимался этим вопросом или ожидал, что если бы кто-то заинтере­совался им, то наблюдения над физическим миром и их обобщение могли бы дать на него ответ.

Ближне­восточные легенды, в которых описано, как мир под­нимается из воды после Всемирного потопа, отвечают на другой вопрос: как возник мир? Они не задаются вопросом о том, что он такое.

Они дают ответ друго­го рода: «кто-то сделал мир». Нет, определенные вещи всегда действуют определенным образом. В греческом языке эпохи Фалеса слово hydor (вода) означало не только Н20, но применялось и для обозначения «любого жидкого вещества». Что привело Фалеса к его идее? Хотя мы этого не знаем, мы можем предположить, что к его теории имеют отношение четыре фактора. Во-первых, он был инженером. Милет был центром обучения инженеров персидской армии, а в рассказах о Фалесе говорится, что он был человеком этой профессии.

Во-вторых, он был из Милета. В Милете, где смешивались в одной толпе греческие, персидские, египетские и лидийские купцы и путешественники, отбросить принять в Гре­ции представления было легче, чем где - либо еще. В-третьих, он был путешественником и морякам: из бо­лее поздних рассказов мы узнаем о его путешествиях и созданных им новых правилах навигации.

Как и у других ионийских греков, центром его мира было Эгейское море. В-четвертых, вода в этой части мира не была чем-то, что дается даром. Ее огромное значение для всех живых существ и ее вкус здесь оценивали по достоинству: через сто лет после Фалеса поэт Пиндар написал: «Лучшая из всех вещей — вода». Как бы ни сочетались между собой эти стимули­рующие компоненты прошлого опыта, в любом слу­чае из них родилась новая идея — мысль, что различия между вещами каким-то образом обусловлены преобразованиями воды — ее переходами из жидко­го состояния в огненное, иначе говоря, газообразное, или твердое, а именно: что в основе этих различий лежит определенная закономерность, потому что все вещи, существующие в природе, — это материя в покое или в движении.

Если говорить коротко, то Фалес определил основ­ные сущностные свойства материи как такие, которые отвечают на его новый философский вопрос; поэтому он имеет право называться первооткрывателем не только философии, но и науки.

Второй отрывок мысли Фалеса — это снова корот­кая цитата из его высказываний, сохраненная Аристоте­лем: «магнит имеет душу («психе»), потому что двигает железо». Так же, как слово «гидор» в греческом язы­ке времен Фалеса не всегда означало только один вид жидкости, так и «психе» не имело того значения «созна­тельное «я», которое сразу же подсказывает нам перевод «душа». Для Фалеса «психе» могло означать всего лишь источник движения, внутреннюю силу. (Другую такую же силу-душу Фалес видел, когда наблюдал за электро­статической силой притяжения предметов к янтарю). Но эта информация все же показывает, что «жидкая мате­рия» Фалеса все-таки была в какой-то степени живой и что изменения и действия, происходящие в природе, ча­стично объяснялись тем, что материя живая.

Представ­ления о безличной природе, в которой нейтральная ма­терия автоматически передает импульсы движущих сил, не возникало у Фалеса. Поэтому мы не совсем правы, когда, говоря о его идеях, применяем термины «природа», «материя» или «автоматические причинно-следственные отношения». Полное разграничение представлений о природе как о чем-то механическом и представлений о природе как о чем-то живом произошло только через восемьдесят лет после него. То, что слова «жидкость» и «душа» были такими дву­смысленными в греческом языке во времена Фалеса, не случайно.

До него никто даже не вступал на путь фор­мирования ясного представления о материи, а без поня­тия «материя» никому не могли прийти на ум ни понятие «физика» (изучение движущейся материи), ни понятие «материализм» (философский взгляд, согласно которо­му все, что существует, материально). У греков тогда еще не было ясного представления о человеческом «я», оно же душа, оно же сознание; они склонялись к тому, что­бы отождествлять «я» человека с его телом.

Представ­ление о душе человека как внутреннем «я», отдельном от тела, появилось на сцене философии почти через два столетия после Фалеса. Некоторые философы будут спорить с этим, дока­зывая, что ясновидение и проведение четких границ несовместимы.

Они полагают, что философия неизбеж­но теряет дар ясновидения по мере того, как наука, жизнь и учеба создают эти четкие границы. Рассмат­ривая историю мысли, мы должны спросить себя, дей­ствительно ли факты показывают, что такое противо­положение обязательно, то есть существует всегда. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Милетская школа

Они известны как, «7 мудрецов». Среди них - основатель милетской философской школы Фалес. Милетская школа известна как первая философская школа. В… Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с… При помощи принятого ими материализма, они как бы преодолевали религиозно-мифологические представления о мире. На…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фалес. Первооткрыватель психики и философии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Анаксимандр. Идея нейтральной материи
Анаксимандр. Идея нейтральной материи. Фалес стал для греков великим перво­проходцем в области мысли. Но современные ученые скорее выберут своим героем его преемника, более по­этичного и пылкого Ан

Анаксимен. Изменение без личности
Анаксимен. Изменение без личности. Фалес и Анаксимандр стали первооткрывате­лями нового мира естественных наук и философии. Но все же они не были свободны от старых мифо­логических методов мышления

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги