рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анаксимандр. Идея нейтральной материи

Анаксимандр. Идея нейтральной материи - раздел Философия, Милетская школа Анаксимандр. Идея Нейтральной Материи. Фалес Стал Для Греков Великим Перво­пр...

Анаксимандр. Идея нейтральной материи. Фалес стал для греков великим перво­проходцем в области мысли. Но современные ученые скорее выберут своим героем его преемника, более по­этичного и пылкого Анаксимандра.

Анаксимандр пошел дальше блестящего, но про­стого утверждения, что все вещи сделаны из од­ной и той же материи, и показал, как глубоко должно проникать средствами объективного анализа в реальный мир. Он сделал четыре четко опреде­ляемых крупных вклада в понимание людьми мира: 1. Он понял, что ни вода и никакое другое обычное, как она, вещество не может быть базовой формой материи. Эту базовую форму он представлял себе — правда, довольно смутно — в виде более сложного органичного нечто (которое назвал «апейрон»). Его теория прослужила науке двадцать пять веков. 2. Он перенес понятие закона из человеческого общества в физический мир, и это было полным разрывом с прежними представлениями о капризной анархической природе. 3. Он первым догадался применять механические модели, чтобы облегчить понимание сложных при­родных явлений. 4. Он сделал в зачаточной форме вывод о том, что Земля изменяется с течением времени и что высшие формы жизни могли развиться из низших.

Каждый из этих вкладов Анаксимандра — откры­тие первой величины.

Мы можем получить представ­ление о том, насколько они важны, если мысленно убе­рем из нашего современного метода мышления все, что связано с понятиями, что такое нейтральная материя, законы природы, вычислительный аппарат масштабов и моделей и что есть эволюция. Мало что осталось бы в этом случае от науки и даже от нашего здравого смысла.

Анаксимандр был младшим земляком Фалеса, осознал и высоко оценил новизну его идей и развил их — как именно, уже было ска­зано. Анаксимандр был философом в том смысле, что занимался в числе интересовавших его вещей и фи­лософскими вопросами. Он был первым греческим геогра­фом, который составил карту; то, что он видел высоко в горах окаменевших рыб, говорит о том, что он, веро­ятно, поднимался в горы Малой Азии и внимательно всматривался в то, что видел вокруг. Добавляя к этому традиции Милета, родины инженеров, и то, что Анак­симандр применял технологические приемы, когда кон­струировал инструменты, карты и модели, мы также можем предположить, что он, как и Фалес, был по меньшей мере знатоком инженерного дела, а возмож­но, и профессиональным инженером.

Первым крупным вкладом Анаксимандра в науку были его новый метод анализа и понятие «материя». Он соглашался с Фалесом в том, что все в мире со­стоит из какого-то одного вещества, но считал, что это не могло быть ни одно привычное для человека ве­щество вроде воды, скорее это было «безграничное нечто» (апейрон), в котором изначально содержались все формы и свойства вещей, но которое само не имело никаких характерных для него конкретных признаков.

В этом месте Анаксимандр сделал в своих рассуж­дениях интересный ход: если все существующее в дей­ствительности — материя с определенными свойства­ми, эта материя должна иметь возможность быть в одних случаях горячей, в других холодной, иногда мок­рой, а иногда сухой.

Анаксимандр считал, что все свой­ства материй группируются в пары противоположно­стей. Если отождествить материю с одним свойством из такой пары, как сделал Фалес, сказав «все вещи — вода», то из этого последует вывод: «быть — значит быть мокрым. А что же тогда происходит, когда вещи становятся сухими? Если материя, из которой они состоят, всегда мокрая (так Анаксимандр определил Фалесово слово гидор), высыхание уничтожило бы материю в вещах, они стали бы нематериальными и перестали существовать.

Точно так же материю нельзя отождествить ни с каким одним качеством и тем самым исключить его противоположность. Отсю­да следует, что материя есть нечто безграничное, ней­тральное и неопределимое. Из этого «резервуара» вычленяются противоположные качества: все конкрет­ные вещи возникают из безграничного и в него воз­вращаются, когда перестают существовать. Это движение философской мысли от примитивно­го определения материи, как гидор (вода), к понима­нию материи как бесконечной субстанции — огром­ный шаг вперед.

Ввод Анаксимандром моделей в астрономические и географические исследования был не менее важным переломным шагом в развитии науки. Очень мало людей понимают, как велико значение моделей, хотя мы все их используем и не можем обойтись без них. Анаксимандр пытался конструировать предметы, вос­производя присущие им линейные соотношения, но в меньшем масштабе. Одним из результатов этого ста­ла пара карт: карта земли и карта звезд. Карта пока­зывает расстояния до различных мест и направления, в которых надо к ним двигаться.

Если бы людям приходилось узнавать, где находятся другие города и страны, по дневникам путешественников и собствен­ным впечатлениям, то путешествия, торговля и геогра­фические исследования были бы очень тяжелыми занятиями. Анаксимандр построил также модель, вос­производившую движения звезд и планет; она состо­яла из колес, вращавшихся с разными скоростями. Подобно проекциям в наших современных планетари­ях, эта модель позволяла ускорять видимое движение планет по их траекториям и находить в нем законо­мерности и определенные соотношения скоростей.

Чтобы коротко объяснить, сколь многим мы обязаны применению моделей, достаточно напомнить, что атом­ная модель Бора сыграла ключевую роль в физике и что даже химический эксперимент в пробирке или опыт над крысами в биологии — это применение тех­ники моделирования. Первая астрономическая модель была довольно простой и безыскусной, но при всей своей примитив­ности она была прародительницей современного пла­нетария, механических часов и множества других родственных им изобретений.

Анаксимандр предпо­ложил, что земля имеет форму диска, расположена в центре мира и окружена полыми трубчатыми кольца­ми (современный дымоход — хорошее подобие того, что он имел в виду) разного размера, которые враща­ются с разными скоростями. Каждое трубчатое коль­цо полно огня, но само состоит из твердой оболочки вроде скорлупы или коры (эту оболочку Анаксимандр называет флойон), которая позволяет огню вырывать­ся наружу только из нескольких отверстий (дыр для дыхания, из которых огонь вырывается, словно его раз­дувают кузнечные мехи); эти отверстия — то, что мы видим как солнце, луну и планеты; они движутся по небу, когда вращаются круги.

Между круглыми коле­сами и землей расположены темные облака, которые вызывают затмения: затмение происходит, когда они закрывают отверстия в трубах от наших глаз. Вся эта система в целом вращается, делая оборот за один день, и, кроме того, каждое колесо движется само по себе. Было ли в этой модели такое толкование и для не­подвижных звезд, не вполне ясно. Похоже, что Анак­симандр сконструировал глобус неба, но нам неизвестно, как это расширение области применения техники карт и моделей было связано с движущимся механиз­мом из колец и огня. Великим вкладом Анаксимандра в науку была об­щая концепция моделей, которые он применял таким же образом, как мы применяем ее теперь.

В состав­лении первой карты известного ему мира он проявил то же самое сочетание технической изобретательнос­ти и научной интуиции.

Точно так же, как движуща­яся модель может показать соотношения длительных астрономических периодов в меньшем масштабе, в котором их легко наблюдать и контролировать, карта представляет собой модель расстояний между объек­тами и их взаимного расположения в меньшем масш­табе, так что человек может охватить все это одним взглядом; карта избавляет его от необходимости пу­тешествовать долгие месяцы или пытаться разобраться в разрозненных заметках, где путешественники описы­вали свои маршруты, чтобы определить расположение мест, расстояния и направление движения.

Мир у Анаксимандра имел форму круга с центром в Дельфах (где священный камень, как считали греки, отмечал точный центр Вселенной) и был окружен океаном. Как и колеса-«дымоходы», эта карта стала примитивным предком огромного потомства: она прародительница карт и чертежей, которые сделали возможным существова­ние современной навигации, изыскательских работ в географии и геологии. «Карта звезд», возможно, еще более яркий пример того, как работал этот оригиналь­ный научный по своей природе древний ум: мысль нанести небо на карту вместо того, чтобы смотреть на узоры, в которые складываются звезды, как на пред­знаменования или украшения, подразумевает, что земные и небесные явления имеют одинаковую природу, и означает попытку понять мир не путем эстетической фантазии и не безответственным путем религиозно­го суеверия.

Но это применение моделей для дублирования изу­чаемых закономерностей природы, какой бы огромной ни оказалась их роль за прошедшие с тех пор века, всего лишь побочное дополнение к более общей идее о том, что природа регулярна и предсказуема.

Эту идею Анаксимандр выразил в своем определении при­родного закона: «Все вещи возникают из безгранич­ного они возмещают друг другу ущерб, и одна платит другой за свою вину перед ней, когда совершает неспра­ведливость, согласно счету времени». Хотя, кажется, что Анаксимандр повторяет идеи вы­сокой трагедии, в которой «гибрис» (избыток гордос­ти) неизбежно приводит к «немесис» (падению-воз­мездию), он говорит чисто юридическим языком, позаимствованным из судебной практики, где вред, ко­торый один человек причиняет другому, компенсиру­ется уплатой денег.

Здесь он использует в качестве модели для периодической смены природных явлений не часы, а маятник. «Все вещи», которые по очереди нарушают закон и расплачиваются за это, — это те противоположные друг другу качества, которые «вы­членяются» из безграничного.

События в природе и в самом деле часто имеют форму постоянного движения от одного крайнего состояния к другому, противопо­ложному, и обратно; наглядные примеры этого — прилив и отлив, зима и лето. Это движение и стало моделью для «законов природы» Анаксимандра: одно качество пытается развиться больше, чем следу­ет, вытесняя свою противоположность, и поэтому «справедливость» отбрасывает его назад, наказывая за вторжение на чужую территорию.

Но с течением вре­мени та из противоположностей, которая проигрывала вначале, становится сильнее, в свою очередь пересту­пает запретную черту и, «согласно счету времени», дол­жна быть возвращена в свои законные пределы. Это было огромным прогрессом по сравнению с миром Фалеса, где за изменения и движение отвеча­ли индивидуальные «псюхе» вещей, хотя склонность к наделению всего человеческими свойствами и мифо­логическому мышлению не угасла полностью.

С исто­рической точки зрения интересно, что определение закона природы возникло как перенос в другую об­ласть уже сложившегося в обществе представления о судебном праве: мы скорее стали бы ожидать проти­воположного, поскольку природа кажется нам гораздо более упорядоченной, чем человеческое общество. Однако Анаксимандру свод законов показался самой лучшей моделью, какую он мог найти, чтобы пояснить свою новую интуитивную идею точной периодичнос­ти и закономерности естественного порядка.

К идее эволюции Анаксимандра привели знакомство с окаменелыми останками ископаемых животных и на­блюдения за младенцами. Высоко в горах Малой Азии он видел в толще камня окаменевших морских живот­ных. Отсюда он сделал выводы, что эти горы когда-то находились в море, под водой, и что уровень океана по­степенно понижался. Мы видим, что это был частный случай его закона чередования противоположностей: разлив и высыхание разлившейся воды. Он совершен­но верно рассудил, что если когда-то вся земля была покрыта водой, то жизнь должна была зародиться в этом древнем океане.

Он говорил, что первыми и простейши­ми животными были «акулы». Мы не имеем объясне­ния, почему именно они, но, вероятно, потому, что, во-первых, акулы казались ему похожими на ископаемых рыб, которых он видел, и, во-вторых, очень жесткая кожа акул казалась ему признаком примитивности. Глядя на чело­веческих детей — у него был, по меньшей мере, один собственный сын, — он пришел к заключению, что ни одно такое беспомощное живое существо не могло вы­жить в природе без защищающего окружения.

Жизнь на суше произошла от морской жизни: по мере того как вода высыхала, животные приспосабливались к этому, от­ращивая колючие шкуры. Но людям из-за их долгой беспомощности в детстве был нужен еще какой- то до­полнительный процесс. Но перед этой задачей Анакси­мандр встал в тупик: он смог лишь предположить, что люди, может быть, развивались внутри акул и освобож­дались из них, когда акулы умирали, а сами к этому вре­мени становились более способны к самостоятельной жизни.

Анаксимандр, сочетавший в себе любознательность ученого, богатое воображение поэта и гениальную дерз­кую интуицию, несомненно, может разделить с Фалесом честь стоять у истоков греческой философии. После Анаксимандра греческие мыслители смогли увидеть, что новые вопросы, поставленные Фалесом, подразумевают нечто такое, что выходит далеко за пределы тех ответов, которые предлагали и Фалес, и сам Анаксимандр.

Мы словно видим, как наука и философия на миг замерли перед только что открывшимся для них новым миром — миром отвлеченной мысли, который ждал своих иссле­дователей. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Милетская школа

Они известны как, «7 мудрецов». Среди них - основатель милетской философской школы Фалес. Милетская школа известна как первая философская школа. В… Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный, но вместе с… При помощи принятого ими материализма, они как бы преодолевали религиозно-мифологические представления о мире. На…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анаксимандр. Идея нейтральной материи

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Фалес. Первооткрыватель психики и философии
Фалес. Первооткрыватель психики и философии. Греки считали Фалеса великим изобретателем за его успехи инженера. Насколько они недооценивали его, видно по тому, что Фалес мог бы не без основа­ний на

Анаксимен. Изменение без личности
Анаксимен. Изменение без личности. Фалес и Анаксимандр стали первооткрывате­лями нового мира естественных наук и философии. Но все же они не были свободны от старых мифо­логических методов мышления

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги