рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социальное познание: сущность понятия

Социальное познание: сущность понятия - Реферат, раздел Философия, Социальное познание и его специфика Социальное Познание: Сущность Понятия. Любое Познание, В Строгом Смысле Слова...

Социальное познание: сущность понятия. Любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе.

Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не менее, в философской литературе понятие «социальное познание» используется с целью разграничить знания об обществе и знания о природе, так как социальное познание имеет много особенностей, отличающих его от познания природных процессов и явлений. К социальному познанию применимо следующее определение: «Социальное познание – это познание людьми законов функционирования общества и самих себя, своих целей, желаний, потребностей, называется социальным познанием ». Специфика данного вида познания заключается главным образом в том, что здесь в качестве объекта выступает деятельность самих субъектов познания, то есть люди здесь сами представляют и субъект познания, и его реальные действующие лица. Кроме того, в качестве объекта познания выступает также взаимодействие между объектом и субъектом познания.

Иначе говоря, в самом объекте социального познания, в отличие от наук о природе, технических и других наук, изначально присутствует и его субъект.

С одной стороны, общество и человек, характер и особенности различных сторон социального познания выступают как часть природы. С другой они являются и творениями самого общества, самого человека, опредмеченными результатами их деятельности. В обществе действуют как социальные, так и индивидуальные силы, как материальные, так и идеальные, объективные и субъективные факторы; в нем имеют значения как чувства, страсти, так и разум; как сознательные, так и бессознательные, рациональные и иррациональные стороны жизнедеятельности людей.

Внутри самого общества различные его структуры и элементы стремятся к удовлетворению своих собственных потребностей, интересов и целей. Эта сложность общественной жизни, ее многообразие и разнокачественность обусловливают сложность и трудность социального познания и его специфику по отношению к другим видам познания.

Социальное познание - это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе. Главная особенность социального познания - совпадение субъекта и объекта познания, что оказывает влияние как на сам процесс познания, так и на его результаты. В ходе социального познания общество познает себя. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов — субъектов познания. Социальное познание начинается с установления социальных фактов.

К ним относятся: действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп; продукты материальной или духовной деятельности людей; мнения, суждения, оценки людей. Существует две основных — крайних, полярных позиции к постановке и решению проблемы соотношения социально- гуманитарного и естественнонаучного познания - натурализм и антинатурализм. Сторонники натурализма не делают различий меж¬ду социальной и естественнонаучной формами познания, как следствие - они фактически отождеств¬ляют социально-гуманитарное познание с естественнонаучным, сво¬я (редуцируя) первое ко второму как эталону (образцу) всякого познания.

В зависимости от того, какая наука принималась за «образец», натурализм выступал в следующих основных формах: механицизм (односторонний концептуально-методологический подход, основанный на абсолютизации и универсализации механи¬стической картины мира), физикализм (при нем универсальным языком науки объяв¬лялся язык физики, а поскольку в последний не «влазили» соци¬ально-гуманитарные понятая, то, стало быть, они «выносились за скобки» науки как таковой); биологизм (применение понятий и законов биологии при анализе социальной жизни); географический детерминизм; демографический детерминизм; фрейдизм. Сторонники позиции антинатурализма противопоставля¬ют социальное познание естественнонаучному, не видя между ними ничего общего.

Так, приверженцы социологизма (социоцентризма) подчеркивали, что общество, реаль¬ная история, культура и личность могут и должны быть исследо¬ваны только и исключительно методами и средствами социально-гуманитарных наук. Представители экономизма (Е. Дюринг, Э. Бернштейн и др.) все богатство общественных связей, все многообразие социальных явле¬нии объясняли исключительно экономическими факторами, выводя из них. все остальные явления общественной жизни (в том числе феномены искус¬ства и литературы) . Сторонники психологизма полагают, что проблемы всех наук, особенно социально-гуманитарных, не могут быть глубоко и всесторонне решены без исполь¬зования понятий и методов психологии.

В противоположность данной методологической позиции, антипсихологизм (к числу приверженцев которого относятся представители неокантианства) утверждает, что философские и социально-гума¬нитарные дисциплины нельзя полностью свести к концептуаль¬но-методологическому содержанию психологии, ибо они автоном¬ны. В пику односторонним натуралистическим программам получает все более широ¬кое распространение культурцентристская исследовательская про¬грамма социального познания, основы которой были заложены в середине XIX - первой половине XX в. усилиями представителей философии жизни (В. Дильтей и др.), баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля и др. В основе культурцентристской программы на современ¬ном ее этапе заложены рукотвор¬ная, но вместе с тем объективная «вторая природа», то есть куль¬тура, тесная связь с повседневностью и ясность теоретических кон¬структов для того, кого они описывают. Главным методом культурцентристской программы является понимание, которое тесно связа¬но с объяснением, эта программа намеренно подчеркивает «присутствие субъекта в изучае¬мом науками о культуре, истории и духе объекте» . Будучи изначально предназначена для адекватной узкой груп¬пы наук - культуры, истории и духа, данная программа в XX в. приобрела общенаучное значение. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальное познание и его специфика

Тем не менее, в указанном контексте речь идет о собственно социальном познании, в узком смысле этого слова, выражающемся в системе знаний об… Предмет исследования – специфика социального познания.Источниками информации… Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания существо социальное; на его познавательную деятельность…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социальное познание: сущность понятия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Характер и специфика различных сторон социального познания
Характер и специфика различных сторон социального познания. Трудности социального познания, объясняемые объективными причинами, то есть причинами, имеющими основания в специфике объекта, сопровожда

Использованная литература
Использованная литература. Андреева Г. М. К проблематике психологии социального познания Аспект Пресс, 2008. — 163 с. 2. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Академический проек

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги