Основные черты российской ментальности

Основные черты российской ментальности. Наиболее яркая особенность русского менталитета, отмечаемая философами – религиозность.

В России религиозность обрела особый оттенок, и явилось это следствием феномена общинности. Это явление в русской национальной культуре занимает основное, фундаментальное место. В западной цивилизации сознание и поведение индивида носит ярко выраженный индивидуальный характер, который дает тень и на всю западноевропейскую культуру. У русских все наоборот. Поведение и сознание носит чисто коллективный характер. Это четко выражается в правовых нормах на бытовом уровне, таких как принцип круговой поруки, который имеет очень глубокие корни и пронизывает всю русскую культуру вдоль и поперек.

Как известно из истории русского народа, общинность является нам везде и всюду, например крестьянские общины, круговая порука в армии и среди крестьян, четкое выделение слоев населения по каким-либо признакам, причем, даже в современное время. Но, рассматривая особенности православной общинности, «прежде всего надо говорить о самобытной модели экономики, которая сильно отличается от западной. Если в западной экономике господствовали индивидуализм, жесткая конкуренция, а эффективный труд мотивировался преимущественно материальными интересами, то в русской модели экономики предпочтение отдавалось коллективизму, обеспечению органичной, естественной связи и взаимодействия между работниками, поддержанию духа общинности и ответственности перед коллективом.

Русская модель хозяйственного развития принадлежала к общинному типу экономики. Она развивалась на традиционных ценностях крестьянской общины и артели, коллективизма, взаимопомощи, трудовой демократии, местном самоуправлении.

Эффективный труд мотивировался в ней преимущественно моральными, а не материальными стимулами». [5, с. 124] Православное смирение породило в русских людях жертвенность, подвижничество, пренебрежение ценностями житейского комфорта и благополучия. Однако смирение – не значит бездеятельность; оно предполагает волевое деяние (подвиг, добродетель). Дела социального целого ставятся выше собственного дела. Служение оказалось наиболее соответствующей русскому менталитету формой деятельности, да и вообще жизни.

Для русского человека ценность индивидуальной жизни ничтожна по сравнению с общей ценностью (семья, община, Отечество). Отсюда – дух русской державности, слияние государства и общества. Следствие христианского смирения – душевная теплота русских, гостеприимное отношение к инородцам, чувство общности, потребности в бескорыстном общении. До сих пор русские являются единственной нацией, способной принять в свое лоно человека любой другой национальности, вероисповедания и цвета кожи. Для русской ментальности свойственны не эгоцентрические стимулы к самоутверждению, а стремление к духовной свободе.

Это стремление применительно к хозяйствованию проявляется и в отношении к материальным благам. Ни у одного народа, пожалуй, негативное отношение к материальному благополучию не укоренилось настолько глубоко, как у русских. На Руси, в России состоятельному человеку нужно было искать «извиняющие причины» своего богатства.

Отсюда – тяга к благотворительности, к меценатской деятельности (вспомним Морозовых, Мамонтовых и другие известные купеческие династии России). В русском характере недостаточно развиты стремление дорожить материальными благами, бережное отношение к материальным ценностям, уважение к труду, ответственность по отношению к собственной судьбе. Так же православные ценности отразились и в процессе складывания русской трудовой этики. Основным направлением в жизни верующего христианина было спасение души. В ходе наложения православных ценностей на крестьянскую среду была выработана русская трудовая этика.

Труд получил широкую сакрализацию как занятие благородное, богоугодное и располагающее очистительными функциями применительно к душе. Труд явился олицетворением добра, а по христианскому мышлению тот, кто делает добро, попадает в рай, т.е. спасает свою душу. Это ознаменовало складывание понятий «трудолюбие» и «добролюбие», т.е. человек, которые трудился, а значит, делал добро – спасал свою душу. На этой логике построен весь быт русского крестьянства.

Об этом нам доподлинно показывает народное творчество, а именно русские поговорки и пословицы: «Кто перекрестясь работал, тому Божья помощь», «Дело спорится – углам помолись», «С молитвой в устах, с работой в руках». Таким образом, в русском менталитете сочетаются разнообразные свойства и способы поведения. Н.Бердяев выразительно подчеркнул эту особенность русского народа: «Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически монашеское православие.

Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт” [6, c. 6].