рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Подход Иммануила Валлерстайна

Подход Иммануила Валлерстайна - Доклад, раздел Философия, философия истории Подход Иммануила Валлерстайна. Наиболее Распространена Версия Мир-Системного ...

Подход Иммануила Валлерстайна. Наиболее распространена версия мир-системного анализа, разработанная И. Валлерстайном. Согласно И.Валлерстайну, современная мир-система зародилась в т. н. «длинном 16-м веке» (приблизительно 1450—1650 гг.) и постепенно охватила собой весь мир. До этого времени в мире одновременно сосуществовало множество мир-систем.

Эти мир-системы Валлерстайн подразделяет на три типа: минисистемы, мир-экономики и мир-империи. Минисистемы были характерны для первобытных обществ. Для сложных аграрных обществ характерны мир-экономики и мир-империи. Мир-экономики представляют собой системы обществ, объединенных тесными экономическими связями, выступающие в качестве определенных эволюционирующих единиц, но не объединенные в единое политическое образование.

Согласно Валлерстайну, все докапиталистические мир-экономики рано или поздно превращались в мир-империи через их политическое объединение под властью одного государства. Единственное исключение из этого правила — это средневековая европейская мир-экономика, которая превратились не в мир-империю, а в современную капиталистическую мир-систему. Подход Андре Гундер Франка От этого заметно отличается вариант мир-системного анализа, развитый А. Гундер Франком.

Франк обращает внимание на то, что утверждения о возможности одновременного существования в мире десятков и сотен «мир-систем» во многом обессмысливают само понятие Мир-Системы. Согласно Франку, речь должна идти лишь об одной Мир-Системе, которая возникла не менее 5000 лет тому назад, а затем через многочисленные циклы экспансии и консолидации охватила собой весь мир. В ходе эволюции Мир-Системы её центр неоднократно перемещался.

Вплоть до его перемещения в XIX веке сначала в Европу, а затем в Северную Америку этот центр многие века находился в Китае. В связи с этим наблюдающийся в последнее время подъём Китая Франк интерпретировал как начало возвращения центра Мир-Системы в его «естественное» место после кратковременной европейско-североамериканской «интерлюдии». 3.4. Ю.С. Семенов Ю. И. Семёнов создал свою концепцию социогенеза и предложил оригинальное решение проблем происхождения производства, социально-экономических и иных общественных отношений, неоантропа (Homo sapiens), экзогамии, рода, половых и иных табу, тотемизма, морали, обычного права, религии. Им была разработана схема эволюции семейно-брачных отношений, в которой в качестве ступеней выступают промискуитет, групповой дуально-родовой дислокальный брак и три последовательно сменяющиеся формы индивидуального брака.

Предложил новую периодизацию первобытной истории. Особо им была выделена эра становления человека и общества (праобщества и праистории), длившаяся 1,6 млн лет. Оставшийся период Семёнов подразделил на эпохи раннего первобытного (первобытно-коммунистического), позднего первобытного (первобытно-престижного) и предклассового (переходного к классовому) общества.

Ю. И. Семёнов большое внимание уделял первобытной экономике. Он детально разработал теорию первобытной экономики, в рамках которой проследил логику развития социально-экономических отношений от стадии безраздельного господства первобытного коммунизма до зарождения «азиатского», или политарного (в терминологии автора) способа производства. При анализе первобытной экономики он выявил многообразие ранних форм эксплуатации и предложил своё решение проблемы становления частной собственности, классов и государства.

При этом он выделил 6 основных типов предклассового общества и показал многообразие путей и вариантов перехода к классовому обществу. При исследовании особенностей раннеклассовых обществ создал концепцию политарного («восточного») общества и описал несколько его видов. Развивал теорию этноса и нации; показал, что этносов в первобытную эпоху не было: слово «народ» применительно к этому времени означало не этнос, а конгломерат демосоциальных организаций с общими культурой и языком.

Выявил, что нация не является одной из форм этнической общности — индивидов, принадлежащих к одной нации, объединяет не культура, язык и этническое самосознание, а наличие общего отечества. 3.5. Синергетический подход Синергетика (от греч. συν — «совместно» и греч. εργο ς — «действующий») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем). «…наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…»[1].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

философия истории

Он предложил установить разграничение вопросов «внутри истории» и вопросов «об истории». «Историки, — утверждал он, — отвечают на первый род… Относительно зачинания философии истории как самостоятельного направления… Так французский философ Жозеф Эрнест Ренан (1823—1892) отдаёт пальму первенства пророку Даниилу, автору масштабного…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Подход Иммануила Валлерстайна

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Античность
Античность. Уже в умах мыслителей античного времени возникло стремление к упорядочению исторических знаний, периодизации истории и постижению её направленности. Относительно зачинания филосо

Новое время XVII век
Новое время XVII век. Разложение теологического рационализма (схоластики) породило секуляризованный рационализм, преобразовавший античную онтологию в естественнонаучно-математическую метафизику зак

XVIII век
XVIII век. В результате географических открытий и колонизации в поле зрения европейской образованности попали «дикари», туземные народы с их «первобытным», как тогда думали, образом жизни, что побу

Основные подходы
Основные подходы. XIX век К основным подходам к развитию философии истории можно отнести следующие: • формационный (К. Маркс, Ф.Энгельс, В. И. Ленин и др.) • цивилизационный (Н. Я. Данилевский, О.Ш

Цивилизационный подход
Цивилизационный подход. Цивилизация (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) общефилософское значение — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность

Цивилизация как стадия общественного развития
Цивилизация как стадия общественного развития. Периодизация, предложенная Фергюсоном, продолжала пользоваться большой популярностью не только в последней трети XVIII в. но и на протяжении почти все

Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю
Локальные цивилизации и плюрально-циклический взгляд на историю. Изучение локальных цивилизаций В XIX веке европейские историки, получив первые сведения о восточных обществах, пришли к выводу, что

Циклы цивилизаций
Циклы цивилизаций. На современном этапе учёные выделяют следующие циклы цивилизационного развития: зарождение, развитие, расцвет и угасание[19]. На этапе зарождения возникает социальная философия н

Мировые цивилизации
Мировые цивилизации. Российский исследователь Ю. В. Яковец, основываясь на работах Дэниела Белла и Элвина Тоффлера, сформулировал концепцию мировых цивилизаций как определённой ступени «в историчес

Синергетический подход в естествознании
Синергетический подход в естествознании. Основные принципы • Природа иерархически структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем разных уровней организации: в динамически стабильные,

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги