рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Исторический спор западников и славянофилов

Исторический спор западников и славянофилов - раздел Философия, Тема: Исторический Спор Западников И Славянофилов План Введение 1. Славянофил...

Тема: исторический спор западников и славянофилов План Введение 1. Славянофильство 1.1 Понятие 1.2 Кружок славянофилов 1.3 Политико-правовые воззрения славянофилов 2. Западничество 2.1 Понятие 2.2 Представители 2.3 Политико-правовые воззрения западников Заключение Список литературы Введение Становление самобытной русской философии началось в XIX веке с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России.

На рубеже 30—40-х гг. в среде дворянской интеллигенции сложились два противоположных течения русской общественно-политической мысли: славянофильство и западничество. Представители этих направлений высказали противоположные версии цивилизационной принадлежности России, ее места и роли среди других народов, особенности ее политического и правового опыта в сравнительно- историческом сопоставлении с опытом Европы и народов Востока. Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? Как отвечают на этот вопрос представители полярных взглядов - западники и славянофилы я и попытаюсь осветить в своей работе.

Начиная писать этот реферат, хотелось понять, в чем спор между этими двумя течениями, выяснить для себя достоинства и недостатки каждого и в какой-то мере приложить опыт других людей для выбора собственного мнения.

Следует особо отметить роль Чаадаева, который смог сформулировать ряд проблем, впоследствии получивших свое развитие в идеологии и западничества и славянофильства. Те, кого мы сегодня называем «западниками» и «славянофилами», были объединены чувством недовольства существующим режимом, все их помыслы были направлены к поиску путей, которые могли бы привести к исправлению ненормального положения вещей в России.

В этом смысле и те и другие были в оппозиции к русской самодержавной политике. Что же касается их теоретических взглядов, то при внимательном их рассмотрении можно прийти к выводу, что между ними было больше сходства, нежели различий. И те и другие признали факт своеобразия русской истории, ее неадекватности истории западноевропейской. В отношении к прошлому и в восприятии настоящего они были солидарны. Что же касается будущего, то здесь их пути расходились.

Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Западники считали, что Россия – та же Европа, но только отстала от нее в развитии. За столетия ига европейское лицо россиян существенно изменилось, и только Петр сумел вырвать страну из отсталости и сна, повернуть ее снова на магистральный путь европейской цивилизации. Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного, общественного, технологического опыта. Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать культуру.

Важное место западники отводили вопросу о том, что россиянин, наконец, должен осознать себя как независимую личность, знающую и уважающую свои права. Славянофилы заняли противоположную позицию. По их мнению, у России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней. Россия - земля не государственная, а общинная, семейная.

В ней прежде всего сильны традиции коллективизма, коллективной собственности. Русский народ не претендует на государственную власть, он доверяет ее монарху, который подобен отцу в семье, его слово и воля - живой закон, не подлежащий оформлению в виде конституции. Важную роль в жизни страны и ее народа играет православная вера. Именно она и указывает россиянам их истинное предназначение - к истинному нравственному самоусовершенствованию. 1. Славянофильство 1.1 Понятие Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, поддерживающие учение о самобытности и национальной исключительности русского народа.

Для них характерно неприятие западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее — патриархальных, общественных институтов. Но в отличии от теории «официальной народности», последователи которой также разделяли эти идеи, славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли.

Сходство взглядов славянофилов и западников заключается в том, что и те и другие выступали за отмену крепостного права сверху и проведение ряда реформ — судебной, административной и др буржуазных по своей сущности, ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати, не принимали николаевскую политическую систему. Но противоречивость взглядов славянофилов, сочетание в их воззрениях прогрессивных и консервативных черт до сих пор вызывают споры об оценке славянофильства как идейного направления и о его месте в русской общественной мысли.

Следует также иметь в виду, что и среди самих славянофилов не было единства мнений. Их споры между собой порой носили не менее острый характер, что с западниками. Славянофильство как идейное течение русской общественной мысли заявило о себе в 1839 г когда два его основоположника Алексей Степанович Хомяков и Иван Васильевич Киреевский выступили со статьями: первый "О старом и новом", второй — "В ответ Хомякову" (с несогласием некоторых положений Хомякова). В этих статьях, несмотря на разные подходы к проблеме прошлого, настоящего и будущего России, были сформулированы основные, общие для обоих авторов, положения славянофильской доктрины.

Обе статьи не предназначались для печати, но широко распространялись в списках и оживленно обсуждались. Конечно, и до этих статей различными представителями русской общественной мысли высказывались славянофильские идеи, но они тогда еще не обрели стройной системы.

Славянофильство как идейное направление оформилось к 1845 г. — ко времени выпуска трех славянофильских по содержанию книжек журнала "Москвитянин". Редактор журнала М. П. Погодин придерживался, как было сказано, консервативных взглядов, но он охотно предоставлял славянофилам печатать в нем свои статьи, так как правительство не разрешило им иметь свой периодический орган. 1.2

Кружок славянофилов

Все хорошо знавшие Хомякова отдавали должное этой "колоссальной личнос... "Хомяков! — восклицал историк К. В общество славянофилов входила и замечательная семья Аксаковых — брат... Позже в кружок вошли публицисты А.И. Кош и Ю.

Политико-правовые воззрения славянофилов

Характерно, что крепостное право они считали одним из "нововведений" П... Эту программу одобрили все славянофилы. Оно было представлено "обеими столицами" — Москвой и Петербургом. Моск... 2.2 Представители: К.Д. Большой общественный резонанс имели читаемые Т.Н.Грановским в 1843—185...

Заключение Различные теории и течения, постоянно охватывающие Россию, так и не привели страну к определенному решению, по какому пути идти. Споры западников и славянофилов стали частью истории, а актуальность их просвечивает сквозь века. Можно отыскать множество источников противоречий между этими двумя философскими направлениями: возможность политического обустройства, и ход исторического развития, и положение религии в государстве, образование, ценность народного наследия и т.д. И все же строго разграничивать эти два «лагеря» вряд ли целесообразно. Несмотря на различия в воззрениях, славянофилы и западники выросли из одного корня.

Почти все они принадлежали к наиболее образованной части дворянской интеллигенции, являлись крупными писателями, учеными, публицистами. Большинство их — воспитанники Московского университета. Единственным важным мировоззренческим различием было отношение к духовным традициям православия: славянофилы отстаивали принципы своеобразно понятой ими христианской философии, тогда как западники в целом придерживались рационалистических взглядов.

Теоретической основой взглядов и тех и других была немецкая классическая философия. Всех их волновали судьбы России, пути ее развития, хотя они понимали их по-разному. Герцен писал впоследствии об известной условности деления на славянофилов и западников по той простой причине, что все они были патриотами своего народа и отечества - " Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно". Их объединяло, по крайней мере в начальный период, решительное осуждение крепостного права и административно-судебного произвола, а также боязнь того, что если перемены не придут сверху, то переворот явится снизу.

Кроме оппозиции к существующей социально-политической системе и идей о необходимости серьезных в ней изменений, их сближали, наконец, и дружеские связи. Исторический опыт дискуссий 40-50-х гг. XIX века в России между западниками и славянофилами имеет непреходящее значение.

Их отзвуки в разной форме, в различной терминологическом выражении проходят и через все последующие десятилетия XIX века (почвенничество, концепции русских либералов и радикалов), через век XX и продолжают вновь возникать и в ХХI веке. Список использованной литературы 1) «История политических и правовых учений» под редакцией доктора юридических наук профессора В.С. Нерсесянца Москва, 2000 г. 2) Сборник лекций «Русская общественная мысль» Москва, 1999 г. 3) Большая Советская Энциклопедия 4) http://www.mirvn.ru/articles/1002189/100 2189A.htm Курс философии. “Русская философия” Электронная версия 5) Д. И. Олейников. «Славянофилы и западники». «Механик». Москва, 1966 г.

– Конец работы –

Используемые теги: исторический, спор, западников, славянофилов0.074

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Исторический спор западников и славянофилов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Идейная полемика славянофилов и западников
Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии.За столетия ига европейское лицо… Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного,… У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней.…

Западники и славянофилы - дискуссия по поводу цивилизационной политической идентичности России
Лишь на этом пути может быть продолжен процесс развития национального самосознания и идентификации как условие достижения тех результатов, которые… Поэтому понятен устойчивый интерес к прошлому отечественной мысли и крупнейшим… Важное место среди них занимают славянофилы, творчество которых оставило ярчайший след в русской истории и культуре.…

Идейная полемика славянофилов и западников
Одна версия связывала Россию с общей европейской судьбой. Россия - Европа, но только отстала от нее в развитии.За столетия ига европейское лицо… Будущее России - в примере Европы, в заимствовании ее государственного,… У России - своя судьба, свой путь в истории. Ей не подходят западные порядки и рецепты лечения общественных болезней.…

Лекция 1. Историческое знание. Концепции исторического развития. Российская история как часть мировой и европейской истории
Основные понятия... Историческое знание исторический источник палеография текстология...

Историческое краеведение как элемент современного исторического образования
Оно же является важным средством связи школы с жизнью. Историческое краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями об… Значение краеведческой работы трудно переоценить, так как она дает возможность… Наиболее значимыми являются труды А.С. Баркова О научном краеведении , Г.Н. Манюшина Историческое краеведение , Д.В.…

ИСКУССТВО СПОРА. О теории и практике спора
Оглавление ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПОРЕ О доказательствах О доказательствах продолжение Спор из за... Предисловие к первому изданию... Спор имеет огромное значение в жизни в науке в государственных и общественных делах Где нет споров о важных...

Опричнина и споры вокруг неё в исторической науке
Симеон Бекбулатович. 9 Последствия и историческое значение. 10 Оценки опричнины в отечественной исторической науке. Научные дебаты. 11 Заключение.… Слово опричнина вообще вошло в обиход задолго до времени правления Ивана.… Участок этот назывался опричниной. У царя, конечно, масштабы были другие. Начав с нескольких подмосковных сел и…

Философские аспекты дискуссии «западников» и «славянофилов»
Он видел в этом сближении не механическое заимствование западноевропейского опыта, а объединение на общей христианской основе, требующей реформации,… Это обновление Чаадаев видел не в подчинении православия католицизму, а именно… Такое одностороннее толкование славянофильства нередко приводило к тому, что это направление трактовалось как…

Развитие исторической науки в России. Исторические школы, концепции, формационный и цивилизационный подходы
Оказывается, не так и давно и не сразу. Превращение истории России в науку происходило постепенно.Стремление описывать историю России, как это… Затем в трудах немецких ученых И.Г. Байера, Г.Ф. Миллера, А.Л. Шлецера,… Среди них- два главных: Иван III и Петр Великий (XV и нач.XVIIIв). После Карамзина известными были историки Н.А.…

Методика обобщения исторических знаний по историческому материалу
Важным условием и средством более углубленного усвоения нового учебного материала на уроке является систематическое закрепление изучаемых фактов и… Психологическая наука утверждает, что забывание изучаемых фактов и явлений… Поэтому важно создать уже в процессе изучения нового материала такие условия, которые бы содействовали упрочению…

0.036
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Западники и славянофилы Русские должны по примеру ведущих европейских стран выстраивать свою государственность, развивать парламентаризм, демократические традиции, повышать… Россия - земля не государственная, а общинная, семейная. В ней прежде всего… Славянофильство неотъемлемая органическая часть русской общественной мысли и культуры 19 в. Постоянный и резкий…
  • Искусство спора. О теории и практике спора На сайте allrefs.net читайте: "Искусство спора. О теории и практике спора"
  • Западники и славянофилы Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же,… Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела. -Русский… Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм,…
  • Западники и Славянофилы. Проблема "Россия-Запад". Евразийство Достоевский Речь о Пушкине Введение Важнейшей чертой русской философии является то, что ход истории, изменения социальной реальности рассматриваются… Человек, его жизнь, судьба выступают важнейшим критерием, как существующей… Видный русский философ В. Зеньковский, занимавшийся историей русской философии, справедливо отмечал В целом, русская…
  • А.С. Хомяков: творческий портрет. Славянофилы и Тульский край Особенно важно то, что отец его жил на тульской земле и сам Хомяков после выхода в отставку жил в Тульском крае, занимался сельским хозяйством в… Он проанализировал влияние различных исторических событий на жизнь русских… Основные положения учения славянофилов он изложил в своей статье «О старом и новом» (1839), а затем он выступил в…