Как трактуется природа противоречия в учениях Гераклита, скептиков, Аристотеля, Канта, Гегеля

Реферат по философии По теме «Как трактуется природа противоречия в учениях Гераклита, скептиков, Аристотеля, Канта, Гегеля» План Введение Глава I. Античная философия 1.Гераклит о противоречиях 2.Скептики о противоречиях 3.Аристотель о противоречиях Глава II. Немецкая философия 1.Кант о противоречиях 2.Гегель о противоречиях Заключение Список литературы Введение Диалектическое противоречие занимает центральное место в теории диалектики.

Великие теоретики диалектики относили к диалектическим противоречиям не любые противоборства, рассогласования, конфликты, характеризуемые как «противоречия» в житейском, научном, политическом обиходе. Предметом их внимания были глубинные противоречия бытия и познания, которые выявляет именно философский теоретический ум. Противоречие буквально означает резкое рассогласование в речи, высказываниях о некотором предмете. В ходе рассуждения (повествования, показаний свидетелей, математического доказательства, теоретического вывода) могут появляться пары противоречащих суждений, из которых одно является отрицанием другого.

Противоречие неотрывно от развития, движения, как и развитие от противоречия. Механическое движение противоречиво постольку, поскольку оказывается включенным в развивающуюся систему или имеет внутри себя (как в случае движения планет) развивающиеся стороны. Диалектические противоречия есть только там, где есть развитие, самодвижение. Этот момент включается в само определение противоречия. «Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития» . Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития.

Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе. Сами противоположности находятся в изменении, движении.

Их взаимодействие связано с обменом веществом, энергией, информацией, влияющим на их изменения и на изменения общей их системы. Количественное и качественное преобладание ведущей противоположности задает направление движения (функционирования) и развития системы; это преобладание вначале бывает скрытым, потенциальным, затем — актуальным. Изменяется степень интенсивности, остроты и зрелости противоречия как токового, степень его близости к моменту своего разрешения.

Проблема этапности развития самих противоречий недостаточно исследована. Иногда ограничиваются приведением мыслей Гегеля о прохождении противоречием стадий тождества, различия, противопо¬ложности и противоречия. При этом упускается из виду, что в данном случае Гегель имел в ВИДУ либо процесс возникновения, либо процесс познания противоречий, а не развитие предметно- материального, уже ставшего противоречия системы ГЛАВА I. Античная философия 1.

Гераклит о противоречиях

Тождество противоположностей у Гераклита означает вместе с тем не их в... . Гераклит о противоречиях. Но эта устойчивость у него относительна, и она возможна именно потому,... И именно такая гармония самая сильная.

Скептики о противоречиях

Уже наивная диалектика первых ранних школ греческих физиков и материал... ргоbаbilis — «вероятный», «правдоподобный»). Здесь речь идет о том, как мы мыслим предмет. Но так как для Аристотел... Об этом ясно сказано в "Метафизике": "Так как невозможно, чтобы против... Здесь "противоположные [определения]" - объективные свойства предметов...

Кант о противоречиях

Противоположная позиция подчеркивает, что нельзя вывести все происходя... Формирование открытого, свободного, непредвзятого, внутренне полемично... Для мыслящего человека всегда актуален вопрос: « свободен ли я в своих... Различные определенности бытия, например «качество» и «количество», вы... Соответственно реальное противоречие осознается как живое единство нап...

Заключение Итак, данных философов можно разделить на две группы: те, которые положительно относились к противоречиям и не признававшие их. К первой группе можно отнести Гераклита, скептиков и Гегеля.

Они считали противоречия главным источником познания. Гераклит говорил о борьбе противоположностей: «Эта борьба — главный закон мироздания. Она — причина всякого возникновения. Борьба — отец всего и царь над всем, борьба всеобща и все рождается благодаря борьбе и по необходимости». Ко второй группе относятся Аристотель и Кант. Для Аристотеля, очевидно, что противоположности сами по себе не существуют, поэтому надо говорить не о живом и мертвом, прекрасном и безобразном и т. п а о живом или мертвом существе и т. п т. е. противоположности должны всегда иметь своего носителя, которому они могут быть присущи или неприсущи, в котором они могут находиться или не находиться. " Все противоположные определения всегда восходят к некоторому субстрату, и не одно [из них] не может существовать отдельно". Поэтому "из числа противоположностей ничто не, является в полном смысле слова началом всех вещей". Кант так же отрицательно относится к противоречиям и не считает их источником познания.

Список литературы 1. Асмус В.Ф. Античная философия.

М. 2003. 2. Гегель. Энциклопедия философских наук, т. 1, с. 280. 3. "Философский энциклопедический словарь". М 1983. С. 545 4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М. 2003.