рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Объективный идеализм Платона

Объективный идеализм Платона - раздел Философия, Классический период развития античной философии Объективный Идеализм Платона. Особое Место В Античной Философии Классического...

Объективный идеализм Платона. Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до н.э.). В своих многочисленных диалогах (особый жанр философствования) Платон первоначально выступает как апологет Сократа.

В этих диалогах Сократ представлен как борец за правду, как учитель правды и как мученик за правду [1, C.67-74]. Творчество Платона имеет приблизительно три этапа.

Началом первого является смерть Сократа.

При жизни Сократа Платон, вероятно, не писал никаких философских произведений.

В этот период он находился под непосредственным влиянием не только мыслей, но и образа жизни своего учителя. Лишь после его смерти, во время пребывания в Мегаре, он создает первые диалоги и трактат «Апология Сократа». Адаптируя философию Сократа, Платон подготавливает свою философию, выстраивает собственную систему объективного идеализма, которая для эллинов должна была стать руководством в их жизнедеятельности. Завершают эту систему "Государство" и "Законы" как синтез этических, философских и политических взглядов на базе объективного идеализма.

Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный мир идей как мир "истинного бытия", обосновывает господство общего, существующего вне единичного и над единичным. Категориальный каркас философской системы Платона составляют: идея как активное, формообразующее начало и материя как страдательное начало, олицетворение потенции. Эта пара категорий замыкается на мировую душу, обеспечивающую целесообразное соединение идеи и материи, их единство.

В своем взаимодействии идея, материя и душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает Создатель. Бог упорядочил хаос, устроил ум в душе, а душу в теле, построил Вселенную. По Платону, Бог есть начало, середина и конец всего. Он - начало, ибо от него все происходит; он - середина, так как он - сущность всего; и он - конец, ибо все к нему устремлено. Своеобразно рассматривает Платон и проблему души человека. Она как бы является отраженным светом мировой души. На этом основании Платон выстраивает и свою концепцию познания. Душа включает разум, волю и чувства.

В зависимости от того, какая часть души выступает доминантой, складывается установка человека на отношение к миру. Разум нацелен на познание, воля на благородные желания, а чувства - на низменные влечения. Таким образом, познание мира возможно, но не для каждого. Невежда доволен собой и не нуждается в знании. Знание необходимо философу, ибо душа его ориентирована на познание мира. Философ стоит между полным знанием и незнанием, стремится от менее совершенного знания к более совершенному.

Он ориентирован на интеллектуальное знание, тогда как в основном люди довольствуются чувственным знанием. Платон широко использует понятие "диалектика", вкладывая в него содержание термина "логика". Диалектику противопоставляет эристике - искусству спора ради спора. Логическим завершением философии объективного идеализма Платона является учение о нравственности (этика) и о государстве (политика). Государство подобно человеку, а человек - государству.

Нравственно совершенным человек может быть только в совершенном государстве. По Платону, все существующие государственные устройства - извращение того, что должно быть, и не потому, что они основаны на социальном неравенстве, а потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей. Это несоответствие из одного государства делает два враждебных: государство власти предержащей и государство тех, кто ее лишен.

Такое положение противоестественно. Оно ведет к противостоянию и ослаблению общества. Больше всех ослабляет общество государство демократии, где равные права получают люди, не равные от природы. В этом случае бал правит не умеренность, а страсти. Принципы нравственности обесцениваются, и вот уже ученик учит учителя, а дети судят своих родителей. Много верного подметил Платон, но его идеал, где каждый исполняет свой долг и имеет только свое, где каждое сословие имеет свой образ жизни, сообразуясь со своей природой; где философы должны управлять, воины защищать, а земледельцы и ремесленники производить необходимые блага оказался не самым лучшим.

Иллюзия справедливости общества, в котором "каждый имел свое и исполнял тоже свое" рассеивается при более пристальном изучении платоновской модели государства, где место человека занимает его функция; где нет искусства, ибо польза от него сомнительная; где людей не лечат, ибо жизнь беспрестанного умирания никчемна; где нет семьи и частной собственности, как социальных факторов индивидуализации человека. "Образец совершенного государства" был подвергнут вскоре критике со стороны Аристотеля.

Последний усомнился в том, что целое может быть счастливо, если все его части несчастливы. Этика Платона построена, исходя из идеалистического понимания души. Ее основой является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости.

Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов. Важное место, которое в Платоновых социальных концепциях занимает религия, определено уже в его иерархии идей, ибо идея набожности стоит весьма близко к идее добра и красоты. Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Она направлена, прежде всего, на воспитание стражей и правителей. Важное место в ней занимает гимнастика — телесное воспитание.

Следующим элементом воспитания является обучение чтению, письму и мусическим предметам (до того уровня, который позволен в области искусства идеальным государством). Вся система завершается изучением арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Это тот уровень образования, который достаточен для воспитания стражей. Те же, кто предопределен к тому, чтобы стать правителями, должны изучать также философию, и в частности «диалектику». 3. Систематизация философского знания Аристотелем Классический период философии античности продолжает Аристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского.

Основатель собственной философской школы. Систематизатор. Энциклопедист. Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики.

Научная деятельность Аристотеля — это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук. Написал более 150 научных трудов и трактатов. Сохранившиеся произведения условно можно разделить на логические, общефилософские, физические, биологические, психологические, этические, политэкономические и эстетические.[4, C.98] Логику Аристотель рассматривает как инструмент научного исследования, как пропедевтику философии, как "Органон" (орудие, средство, инструментарий). Вопросам логики посвящены "Аналитика", "Топика", "Категории". Естественнонаучные сочинения проходят под общим названием " Физика". В них доминируют вопросы природы.

Важное место в философском наследии Аристотеля занимают трактаты "О душе", "Никомахова этика", "Поэтика", "Риторика", "Политика" и "Экономика", где рассматривались вопросы политики, нравственности, искусства, государственного устройства. Общефилософские вопросы рассматриваются в сводном трактате "Метафизика". Каждое сочинение древнегреческого мыслителя начинается с анализа наследия прошлых поколений.

Отбирая, систематизируя и суммируя положительное знание, Аристотель делает

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Классический период развития античной философии

Вершина развития античной греческой философии приходится приблизительно на время от второй половины V до конца IV в. до н.э. Это период наибольшего… Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми… Расцвет древнегреческой философии приходится на V—IV вв. до н.э а отголоски её замирали ещё в течение тысячелетия.В…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Объективный идеализм Платона

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философские взгляды Сократа
Философские взгляды Сократа. Сократ (ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н.э.)— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению че

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги