рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типы наук

Типы наук - раздел Философия, типы науки и научных исследований.принцип системности Типы Наук. И. В Историческом Развитии Науки Начиная С Xvii Столетия Возникли ...

Типы наук. и. В историческом развитии науки начиная с XVII столетия возникли три типа научной рациональности и соответственно три крупных этапа эволюции науки, сменявшие друг друга в рамках развития техногенной цивилизации: 1) классическая наука (в двух ее состояниях, додисциплинарная и дисциплинарно организованная наука); 2) неклассическая наука; 3) постнеклассическая наука.

Между этими этапами существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового этапа не отбрасывало предшествующих достижений, а только очерчивало сферу их действия, их применимость к определенным типам задач. Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного знания.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью.

Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями. Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появле¬ние научного знания не отменило и не упразднило, не сдела¬ло бесполезными другие формы знания.

Полная и всеобъем¬лющая демаркация - отделение науки от ненауки - так и не увенчалась успехом до сих пор. Когда разграничивают научное, основанное на рациональ¬ности, и вненаучное знание, то важно понять: вненаучное зна¬ние не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно произ¬водится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и сред¬ства познания. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта и отнесенные к «ведомству» вненаучного знания, объединя¬ются общим понятием - эзотеризм.

Выделяют следующие типы вненаучного знания: 1) ненаучное, понимаемое как разрозненное несистемати¬ческое знание, которое не формализуется и не описыва¬ется законами, находится в противоречии с существую¬щей научной картиной мира; 2) донаучное, выступающее прототипом, предпосылочной базой научного; 3) паранаучное - несовместимое с имеющимся гносеоло¬гическим стандартом.

Широкий класс паранаучного (пара- от греч около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение ко¬торых не является убедительным с точки зрения крите¬риев научности; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки. Лженаука - это ошибочное знание.

В качестве симптомов лженау¬ки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также пре¬тенциозность. Считается, что лженаучное обнаружива¬ет себя и развивается через квазинаучное; 5) квазинаучное знание ищет себе сторонников и привер¬женцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Оно, как правило, расцветает в условиях жестко иерархизированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории нашей страны периоды «триумфа ква¬зинауки» хорошо известны: лысенковщина, фиксизм как квазинаука в геологии 50-х гг шельмование генетики, кибернетики и т. п.; 6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности.

Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы иссле¬дования противоположны науке. Это как бы подход с «противоположным знаком». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной неста¬бильности. Но хотя данный феномен достаточно опа¬сен, принципиальное избавление от антинауки невоз¬можно; 7) псевдонаучное знание представляет собой интеллекту¬альную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних ас¬тронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс. Еще на ранних этапах человеческой истории существова¬ло обыденно-практическое знание, доставлявшее элементар¬ные сведения о природе и окружающей действительности. Его основой был опыт повседневной жизни, имеющий, одна¬ко, разрозненный, несистематический характер, представля¬ющий собой простой набор сведений.

К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание, которое строится на основе условно принимаемых правил и целей.

Оно дает возможность возвы¬ситься над повседневным бытием, не заботиться о практи¬ческой выгоде и вести себя в соответствии со свободно при¬нятыми игровыми нормами. Оно носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.

Особую разновидность знания, являющегося достоянием отдельной личности, представляет личностное знание. Оно ставится в зависимость от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познава¬тельной деятельности. Коллективное знание общезначимо, или надличностно, и предполагает наличие необходимой и общей для всех системы понятий, способов, приемов и пра¬вил его построения. Личностное знание, в котором человек проявляет свою индивидуальность и творческие способности, признается необходимой и реально существующей компонен¬той знания.

Оно подчеркивает тот очевидный факт, что науку делают люди и что искусству или познавательной деятельно¬сти нельзя научиться по учебнику, оно достигается лишь в об¬щении с мастером. Особую форму вненаучного и внерационального знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее явля¬лась привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода. Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классифика¬ции, можно столкнуться с выделением трех видов познавательных феноменов: паранормальное знание, псевдонаука и девиантная наука.

Причем их соотношение с научной деятельностью или степень их «научности» возрастают по вос¬ходящей. То есть фиксируется некая эволюция от паранормаль¬ного знания к разряду более респектабельной псевдонауки и от нее к девиантному знанию.

Это косвенным образом свиде¬тельствует о развитии вненаучного знания: 1) Широкий класс паранормального знания включает в себя учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за обычными явлениями. Самыми яркими представителями этого типа знания считаются мистика и спиритизм. 2) Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также «умелая обработ¬ка фактов.

Ко всем этим априорным условиям деятель¬ности в данной сфере присоединяется свойство иссле¬дования через истолкование. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтвер¬ждения высказанным взглядам и может быть истолко¬ван в их пользу. По форме псевдонаука - это прежде всего рассказ или ис¬тория о тех или иных событиях. 3) Характеристика девиантного и анормального знания. Тер¬мин «девиантное» означает отклоняющуюся от приня¬тых и устоявшихся стандартов познавательную деятель¬ность.

Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, раз¬деляемыми большинством членов научного сообщества. Иногда встречающийся термин «аномальное знание» не означает ничего иного, кроме того, что способ получения зна¬ния либо само знание не соответствуют тем нормам, которые считаются общепринятыми в науке на данном историческом этапе. Достаточно часто звучит заявление, что традиционная на¬ука, сделав ставку на рационализм, завела человечество в ту¬пик, выход из которого может подсказать вненаучное зна¬ние. К вненаучным же дисциплинам относят те, практика которых основывается на иррациональной деятельности -на мифах, религиозных и мистических обрядах и ритуалах.

Интерес представляет позиция современных философов на¬уки, и в частности П. Фейерабенда, который уверен, что эле¬менты нерационального имеют право на существование внутри самой науки. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

типы науки и научных исследований.принцип системности

При более подробной характеристике это: наука как система знаний о мире (Вселенной, обществе, человеке), наука как человече¬ская деятельность по… Функционированием науки как системы уже полученного зна¬ния занимается сама… Промежуточным вариантом является система образования, в которой науч¬ные знания служат как для внешнего, так и для…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типы наук

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общенаучные методы исследования
Общенаучные методы исследования. В структуре общенаучных методов и приемов чаще всего выделяют три уровня: методы эмпирического исследования; методы теоретического исследования; общелогические мето

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги