рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия как теоретическое ядро мировоззрения

Философия как теоретическое ядро мировоззрения - Реферат, раздел Философия, Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира Философия Как Теоретическое Ядро Мировоззрения. Философия Составляет Теоретич...

Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образуется своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Но мировоззрение имеет и высший уровень — обобщение достижений науки, искусства, основные принципы религиозных взглядов и опыта, а также тончайшую сферу нравственной жизни общества. В целом мировоззрение можно было бы определить следующим образом: это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально-политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентации, верований, убеждений и идеалов людей.

В зависимости от того, как решается вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение называют идеалистическим или материалистическим, религиозным или атеистическим. Материализм есть философское воззрение, признающее субстанцией, сущностной основой бытия материю.

Согласно материализму, мир есть движущаяся материя. Духовное же начало, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — мозга. Идеализм есть философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу — разуму, воле. Можно сказать, что материальное и духовное — это совечно единое сущее. Вне этого принципа мы не можем понять смысл сущего, его регулятивные принципы, объективную целесообразность и гармонию в мироздании.

В рамках только материализма мы в принципе не в состоянии ответить на вопрос: кто так мудро формообразует все и вся и осуществляет регулятивную функцию. Материализм не совместим с признанием объективной целесообразности в мире, а это неоспоримый факт в бытии сущего. 2. Материализм 2.1 Материализм как одно из основных направлений современной философии Материализм (от лат. materialis – вещественный) – одно из дух главных философских направлений, которое разрешает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление психическое, субъективное.

Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Материалистическое решение второй стороны основного вопроса философии – о познаваемости мира – означает убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей.

Слово «материализм» начали употреблять в 17 веке главным образом в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Г.В. Лейбниц) для противопоставления идеализму.

Под содержанием материализма понимается совокупность его исходных посылок, его принципов. Под формой материализма понимается общая его структура, определяемая в первую очередь методом мышления, в связи с которым и посредством которого разрабатывается и обосновывается данное течение материализма. Таким образом, в содержание материализма заключено, прежде всего, то общее, что присуще всем школам и течениям материализма, в их противоположности идеализму и агностицизму, а с формой материализма связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма. Но такое разграничение вместе с тем относительно, условно.

Форма материализма, воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический материализм не только по форме, но и по содержанию качественно отличен от вульгарного материализма, от метафизического материализма и всех других видов материализма, хотя имеет с ними то общее, что присуще всякому материализму вообще. Если речь идёт о последовательных ступенях развития одного и того же вида материализма, то эти ступени рассматриваются как его этапы.

Когда же происходит коренное изменение формы материализма, смена старой его формы новой, говорят что меняется вид материализма. Изменение формы материализма совершается в первую очередь под влиянием прогресса научного знания и общественного развития. Каждое, создающее эпоху в естествознании 20 века, открытие – в физике (теории относительности, квантовой механики, использование атомной энергии, проникновение в глубь элементарных частиц, др.), в молекулярной биологии (раскрытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и др.), в кибернетике, астрономии и других науках – требовало непрестанного изменения и развития формы и содержания диалектического материализма путём его обогащения обобщениями новых естественно-научных открытий.

При этом сохраняются все принципы диалектического материализма, получающие подтверждение, развитие и конкретизацию.

Соответственно трём главным ступеням развития выделяются основные виды материализма: • Наивный или стихийный материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не расчленена на отдельные отрасли; она носит единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей. • Метафизический, или механический материализм 17 -18 вв. Наука быстро дифференцируется, расчленяясь на обособленные отрасли, которые выходят из-под опеки философии.

Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются лишь элементы диалектики при господстве общего метафизического взгляда на мир. • Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически соединяются, так что устанавливается полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учения о мышлении), теории познания. В науку проникает великая идея всеобщей связи и развития природы.

Разобщённые до тех пор отдельные науки приводятся во взаимную связь не только между собой, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук совершается в единстве с их интеграцией. Наряду с основными видами материализма существовали промежуточные – переходные от одного основного вида материализма к другому. В развитии материализма внезапные перевороты всегда подготавливались постепенно. В качестве переходных выделялись следующие виды материализма: Материализм Древнего Востока, предшествовавший античному материализму.

По большей части это был предматериализм, поскольку первые элементы материализма в философских учениях Древнего Востока ещё не вполне отделились от мифологических представлений, не освободились от антропоморфизма и гилозоизма. Древнейшим материалистическим философским течением в Индии было учение локаята (или чарвака). Локаята отрицала существование какого-либо другого мира, кроме материального. Философия локаята возникла, по-видиму, в эпоху, когда древний родовой строй сменился в Индии государством и когда наряду с древними Варнами воинов и духовенства (брахманами) стала возвышаться варна торговцев, а из земледельцев начали выделяться свободные крестьяне и ремесленники.

Согласно учению локаята о бытии, весь мир состоит из материальных первоэлементов. Кроме этих первоэлементов и их сочетаний, нет ни какой другой реальности. Вера в существование бога, души, рая, загробного мира ложна, а предметы этой веры недоступны для восприятия.

Вещи, природы состоят из воздуха (или ветров), огня (или света), воды и земли. После смерти организмы вновь разлагаются на первоначальные элементы. Материализм эпохи Возрождения соединил в себе черты наивного материализма и наивной диалектики с первыми элементами метафизических взгляда на мир. Таким образом, он был, строго говоря, переходным между античным, наивным материализмом и ещё не сформировавшимся метафизическим материализмом. Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимание природы, был Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626). В согласии с передовыми умами своего века, Бэкон провозгласил высшей задачей познания завоевание природы и усовершенствование человеческой жизни.

Лишь та наука способна побеждать природу и властвовать над ней, которая сама «повинуется» природе, т. е. руководится познанием её законов. Поэтому Бэкон различает два вида опытов: 1) «плодоносные» и 2) «светоносные». Плодоносными он называет опыты, цель которых – принесение непосредственной пользы человеку, светоносными – те, цель которых не непосредственная польза, а познание законов явлений и свойства вещей. Материализм, непосредственно предшествовавший диалектическому материализму и частично развивавшийся параллельно ему, уже выходил за границы метафизического материализма, содержал элементы диалектики, но ещё не поднимался до диалектического материализма и не распространял материализм на общественные явления.

Этот вид материализма зарождается в 18 веке (напр. Дж. Толанд) и в начале 19 века (напр. А Сен-Симон) и в особенности русские революционные демократы. В трудах русских просветителей объективно были выражены стремления решить вопрос о назначении философии.

Так Козельский, Аничков, Батурин, Десницкий, Третьяков стремились, освободить философию из под опеки теологии, трактовали её как вполне самостоятельную науку. Философские воззрения этих просветителей были вполне материалистическими. 2.2

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира

Нет ничего более далекого от истины, чем мнение такого рода. В действительности все проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной… Философия дает человеку богатый фактический материал для размышлений, а также… Определенное представление о философии имеет каждый культурный человек. Дело в том, что каждый из нас постоянно,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия как теоретическое ядро мировоззрения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основной вопрос философии и две его стороны
Основной вопрос философии и две его стороны. Основной вопрос философии Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к материи. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу

Человек в концепции Фейербаха
Человек в концепции Фейербаха. Чтобы познать человека, нужно его полюбить. Фейербах отвергает трактовку человека как только духовного существа (в том числе картезианское “Мыслю, следовательно, суще

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги