рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени

Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени - Реферат, раздел Философия, Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени. Биологические и социальные потребности Представления О Человеке И Его Потребностях В Период Возрождения И Нового Вре...

Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени. Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения. В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение – гуманизм.

В наше время гуманизмом обычно называют хорошие, справедливые, «гуманные» отношения между людьми. Первоначальное значение этого понятия было немного другое. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Гуманизм (от слова homo – человек) противостоял старой средневековой мировоззренческой традиции – теоцентризму (от teos –бог). С точки зрения теоцентризма, Бог – создатель и властитель мира, высшая ценность для людей.

Все помыслы и силы человека должны направляться на служение Богу, спасение души, образцовое выполнение предписаний церкви. Земные, светские потребности и интересы греховны и вредны. С ними надо бороться, так как они отвлекают от ведения праведной, религиозной жизни. Феодальное общество создало и поддерживало специфическую систему ценностей, направленную на сохранение неизменного состояния социального целого.

Эта система требовала «заглушения», подавления многих человеческих способностей и потребностей, которые пытались заместить другими. Капиталистические преобразования, начавшиеся в Европе в XIV в заставили коренным образом переосмыслить представления о человеке. Гуманизм возникает потому, что буржуазное общество предъявляет новые требования к личности. При капитализме добивается успеха не смиренный и «тихий», а активный и энергичный. Появляется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полному удовлетворению потребностей.

Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека – это всесторонне развитая личность. Наиболее выдающиеся деятели этой эпохи – например Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – сами были близки к этому идеалу. В формировании гуманистического мировоззрения заметную роль сыграло изменение представлений о потребностях. Одними из первых идеи гуманизма формулируют великие флорентийские поэты и писатели Данте Алигьери (1265 – 1321), Франческо Петрарка (1304 – 1374) и Джованни Боккаччо (1313 – 1375). В произведении Данте «Новая жизнь» и циклах сонетов Петрарки «На жизнь мадонны Лауры» и «Насмерть мадонны Лауры» впервые дается глубочайший психологический анализ человеческих эмоций и чувств.

Конечно, оба автора не были атеистами (Петрарка даже был католическим монахом), а только стремились к гармонии земного и небесного начал. Тем не менее, для традиционного религиозного мировоззрения любовь Данте к Беатриче и Петрарки к Лауре – греховное чувство, отвлекающее от любви к Богу. Но с точки зрения двух великих поэтов неисчерпаемый мир земных чувств, переживаний и страстей – это и есть самое важное, самое ценное в человеческой жизни.

Идея значимости земных чувств, потребностей и интересов подробно разрабатывается во всем искусстве Возрождения. В «Декамероне» Боккаччо проводится мысль о ценности всех земных человеческих потребностей и праве человека на их свободное удовлетворение. «Декамерон» часто воспринимают как собрание пикантных историй о любовных похождениях и сексуальных отношениях, выходящих далеко за рамки дозволенного традиционной церковной моралью.

Но за остроумными историями у Боккаччо скрывается более глубокое содержание – целая концепция человека. Рассказчики «Декамерона» симпатизируют активным и решительным героям, не ждущим помощи от Бога и способным самостоятельно выходить их самых сложных положений, в которые их ставит жизнь. Здесь уже в XIV в предвосхищен идеал нового человека капиталистической эпохи.

Он был воплощен писателями следующих столетий в образах таких сильных и энергичных оптимистов, как Лемуэль Гулливер у Джонатана Свифта и Робинзон Крузо у Даниеля Дефо, путешественники из «Таинственно острова» Жюля верна. Перед освободившимся от средневековых традиций и предрассудков человеком открывается огромный мир новых потребностей, который он хочет строить сам по своему усмотрению. В эпоху Раннего Возрождения итальянские гуманисты делали акцент на эгоцентризме, на свободе и ценности отдельной личности, хотя и понимали, что все члены общества связаны друг с другом. «Ведь даже если ты имеешь рядом с собой других сотоварищей, однако все создано ради каждого в отдельности излагал такой взгляд на мир Лоренцо Вала (1407 – 1457). – В чем ты сомневаешься? Не только небо, земля, море, но даже все люди и те, которых я назвал сотоварищами, созданы ради тебя, ради каждого в отдельности». Поздние гуманисты столкнулись с необходимостью объяснить взаимодействия людей в обществе, что неизбежно усложнило проблему потребностей.

Так, создатель утопического социализма Томас Мор (1478 – 1535) в знаменитой «Утопии» рисует подробную картину гуманного и справедливого общества, существующего на вымышленном острове. При этом английскому мыслителю пришлось разработать свою концепцию потребностей.

Государство утопийцев заботится о каждом гражданине. Всем обеспечено полное удовлетворение насущных потребностей.

В Утопии нет частной собственности, поэтому невозможно имущественное расслоение, и все люди имеют равные (хотя и ограниченные) возможности для реализации вторичных, более сложных потребностей. Однако поддержание равновесия между личными и общественными интересами требует от граждан строгой дисциплины. За преступления утопийцы могут быть обращены в рабство, а некоторые проступки караются смертной казнью. Другой крупный мыслитель эпохи Возрождения – флорентийский дипломат и ученый Николо Макиавелли (1469 – 1527) – считается идеологом тоталитарных диктаторских режимов.

Высшей ценностью в обществе он считал государство. Поэтому ради укрепления государства правитель может идти на любые преступления – все они имеют моральное оправдание. Концепция Макиавелли предполагает абсолютный приоритет общественных потребностей над личными. В последующие столетия такой подход – игнорирование потребностей граждан под предлогом заботы о государстве в целом – часто использовался репрессивными политическими режимами.

В конце эпохи Возрождения формируется современный тип научного знания – экспериментальная наука. Проводятся медицинские исследования человеческого организма, позволившие глубже понять объективные потребности, зависящие от физической организации людей. религиозно – мифологическое и художественное осмысление человеческих потребностей начинает постепенно дополняться научным. В целом эпоха Возрождения действительно вернула интерес к естественным, обусловленным природой и обществом потребностям человека.

В этом она возрождает традицию античности. Начало капиталистического преобразования европейской цивилизации раскрепостило человеческие потребности. Новый взгляд на них был закреплен в идеологии гуманизма. Быстрое развитие капитализма стимулировалось освобожденными старыми потребностями и многочисленными новыми путями их удовлетворения, которые предлагало капиталистическое производство. 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени. Биологические и социальные потребности

Близкое к ним понятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных… Они зависят не от жесткой необходимости выживания организма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Представления о человеке и его потребностях в период Возрождения и Нового времени

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Представления о человеке и его потребностях в период Нового времени
Представления о человеке и его потребностях в период Нового времени. Быстрое развитие европейского капитализма в XVII – XVIII вв. формировало новое понимание человека и его место в мире. Одн

Биологические и социальные потребности
Биологические и социальные потребности. Потребности человека делят на биологические и социальные. К биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, в продолжении рода, в соответствующей

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги