рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность

Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность - Реферат, раздел Философия, Проблема индивидуального и надиндивидуального сознания в философии Сознание Как Высшая Форма Психического Отражения И Объективная Реальность. Ак...

Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность. Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем, что философия сознания представляет методологическую основу решения основных теоретических и практических вопросов фактически всех гуманитарных наук - психологии, информатики, кибернетики, юриспруденции, педагогики, социологии и т.д. В то же время многогранность сознания делает его предметом различных междисциплинарных и частнонаучных исследований.

В сознании человека, предметы и явления внешнего мира отделяются от самих переживаний субъекта, т.е. они становятся отражением не только объекта, но и самого субъекта.

А значит, в содержании сознания всегда представлен не только объект, но и субъект, его собственная природа, что обеспечивает качественно новый по сравнению с животной психикой уровень адаптивного отражения на базе целеполагания. Психический образ у человека есть результат не только воздействия конкретной ситуации, но и отражения онтогенеза индивидуального сознания, а стало быть, в известной мере и филогенеза общественного сознания 77 Жуков Н.И. Философия Учебник для вузов.

М 1998. С. 154, поэтому при анализе сознания как формы психического отражения необходимо учитывать трехплановость отражения. А именно, понимание сознания как субъективного образа объективного мира предполагает несколько уровней образного отражения непосредственного, опосредованно-обобщенного отражения на уровне индивида и опосредованно-обобщенного отражения как итога всей истории социума. Сознание является высшей формой психического целенаправленного отражения действительности общественно развитым человеком, формой чувственных образов и понятийного мышления. Сознание, будучи целесообразным, упорядоченным, регулятивным отражением, представляет собой высший вид информационных процессов.

Информационная характеристика сознания дает возможность уточнить понимание его как высшей формы отражения действительности. Информация не тождественна отображению, поскольку в процессе передачи отражения утрачивается часть его содержания, ибо информация является передаваемой частью отраженного многообразия, той его стороной, которая поддается опредмечиванию, передаче. К тому же отражение зависит от своего материального носителя самым непосредственным образом отражение зачастую невозможно перенести на иной материальный носитель - как музыку в цвет или живописное полотно в музыкальные ритмы т.е. трудно перекодировать.

Информация же всегда перекодируется с одного материального носителя на другие. Однако нельзя забывать, что образы сознания, сформированные в результате получения информации, никогда не совпадают с образами передатчика информации в них есть свои особенности и индивидуальность, они - субъективны.

Общее между ними будет заключаться лишь в определенной переданной информации. Субъективный образ, полученный в результате передачи информации, оказывается обязательно богаче самой полученной информации, поскольку является не ее пассивным воспроизведением, а взаимодействием субъекта-получателя с самой информацией88 Урсул А.Д. Отражение и информация.

Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики. София, 1981. Т. 1. С. 145-160 с. 154. Идеальность и субъективность - специфические характеристики сознания идеальное - это всегда субъективное бытие индивидуального сознания, в том числе в социальных формах его взаимодействия с окружающим миром. Бытие сознания не поддается обычному описанию в координатах пространства и времени, его субъективно-идеальное содержание не имеет существования в физическом и физиологическом смысле слова.

Вместе с тем чувства, мысли, идеи человека существуют не менее реально, чем материальные предметы и явления. Но как, каким образом? Философы говорят о двух типах реальности объективной реальности материальных явлений и субъективной реальности сознания, идеального. Понятие субъективной реальности выражает, прежде всего, принадлежность субъекту, субъективному миру человека как определенной противоположности объекту, объективному миру явлений природы. И в то же время - соотнесенность с объективной реальностью, определенное единство субъективного с объективным. Так понимаемая реальность идеального позволяет сделать вывод о функциональном, а не субстанциональном характере ее существования.

Другими словами, субъективная реальность сознания не имеет онтологически самостоятельного бытия, она всегда зависит от объективной реальности материальных явлений, например, от нейрофизиологических процессов головного мозга, от взаимодействия с предметами материального мира как прообразами образов сознания.

Можно сказать, что бытие субъективной реальности сознания - это всегда бытие деятельно-отражательного процесса взаимодействия общественного человека и окружающей действительности. Как уже отмечалось, понятие субъективности выражает, в первую очередь, свою принадлежность субъекту, будь то человек, группа людей или общество в целом. То есть субъективность сознания предполагает принадлежность субъекту, характеризующую своеобразие его мира потребностей и интересов, отражающих объективную реальность в той мере, в которой это значимо или возможно для субъекта.

Субъективность выражает своеобразие жизненного опыта исторически конкретного субъекта, специфической работы его сознания, а также ценностей и идеалов. Под субъективностью существования идеального понимается и определенная зависимость образов сознания от индивидуальных особенностей субъекта развития его нервной системы, работы головного мозга, состояния организма в целом, качества его индивидуальной жизни и опыта, уровня овладения накопленным человечеством знаний и т.д. Сознание, понимаемое в качестве субъективности отраженного в нем и субъективности самого процесса отражения, обусловлено способностью человека различать образ и предмет, мыслить последний в условиях его отсутствия, а также - отделять себя от объекта, ощущать и понимать собственную отдельность и тем самым выделять себя из окружающей среды.

Субъективность сознания выражается в усвоении человеком отдельности, как самого человека, так и предметов внешнего мира99 Смирнов С.Н. Возникновение и сущность сознания Ленинская теория отражения в свете развития науки и практики.

София, 1981. Т. 1. С. 135. Она определяется также присущим индивиду самосознанием, т.е. осознанием себя как Я , отдельного от других110 Философия Учебник Под ред. проф. О.А. Митрошенкова М. Гардарики, 2002 г с. 237 - 2420. 2. Индивидуальное сознание 2.1

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема индивидуального и надиндивидуального сознания в философии

Таким образом, вселенная осознала самое себя посредством человечества. Как сказал Блез Паскаль, человек - это мыслящий тростник , который… И всё что дарит нам мир, все переживания, чувства и мысли проходят через нечто, называемое сознанием.Чтобы войти в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Постановка проблемы сознания в философии
Постановка проблемы сознания в философии. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающе

Рассмотрение сознания в философии - категориальный аспект
Рассмотрение сознания в философии - категориальный аспект. Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, об

Проблема индивидуального сознания
Проблема индивидуального сознания. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.

Рассудок и разум
Рассудок и разум. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта в сознании отражаемое

Надындивидуальное сознание
Надындивидуальное сознание. Бессознательное и сознательное надсознательное. З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и с

Проблема бессознательного в учении К. Маркса
Проблема бессознательного в учении К. Маркса. Общественная деятельность и общественное пользование существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственно ко

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги