рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблема бессознательного в учении К. Маркса

Проблема бессознательного в учении К. Маркса - Реферат, раздел Философия, Проблема индивидуального и надиндивидуального сознания в философии Проблема Бессознательного В Учении К. Маркса. Общественная Деятельность И Общ...

Проблема бессознательного в учении К. Маркса. Общественная деятельность и общественное пользование существуют отнюдь не только в форме непосредственно коллективной деятельности и непосредственно коллективного пользования, т. е. не только в деятельности и духе, обнаруживающихся в действительном общении с другими людьми Но даже и тогда, когда я занимаюсь научной и т. п. деятельностью деятельностью, которую я только в редких случаях могу осуществлять в непосредственном общении с другими даже и тогда я занят общественной деятельностью, потому что я действую как человек.

Мне не только дан, в качестве общественного продукта, материал для моей деятельности - даже и сам язык, на котором работает мыслитель но и мое собственное бытие есть общественная деятельность а потому и то, что я делаю из моей особы, я делаю из себя для общества, сознавая себя как общественное существо 221 Маркс К Энгельс Ф. Соч Т. 42 - с.1181 Итак, человек - не гегелевский самопорождающийся субъект если мое сознание формируется в моей деятельности через продукты этой деятельности, оно объективно формируется через продукты общественной деятельности.

Мое сознание в своей внутренней сущности опосредствовано объективными связями, которые устанавливаются в общественной практике и в которые я включаюсь, вхожу каждым актом своей деятельности, практической и теоретической.

Каждый акт моей деятельности и я сам в нем через него тысячами нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредствовано ими. Эта центральная концепция Маркса о формировании человеческой психики в процессе деятельности опосредствованно через продукты этой деятельности, потому что она в бытии своем объективно опосредствована ими. На основе этой концепции самая интроспекция не должна быть вовсе исключена, а должна и может быть перестроена. Психика, сознание могут стать предметом психологии - содержательной и реальной.

Объективность в психологии достигается не выключением психики, а принципиальным преобразованием концепции человеческого сознания и концепции человеческой деятельности.

Марксовый анализ человеческого сознания и труда в форме, составляющей исключительное достояние человека, обнаруживает со всей возможной ясностью, в чем выражается эта перестройка, как радикально она изменяет всю ситуацию, открывая путь для объективного познания. Основные формулы Маркса о сознании общеизвестны. Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни, т. е. сознание как отражение бытия - по формуле Ленина.

Наряду с этой первой - вторая формула Мое отношение к моей среде есть мое сознание, причем, в отличие от животного, которое ни к чему не относится, человеку его отношение к другим дано как отношение и, наконец, в непосредственной связи с этим язык - это практическое, существующее для других людей, а значит, и существующее также для меня самого, реальное сознание. Взятые в их внутреннем взаимоотношении и в связи с марксовской концепцией деятельности человека как труда в форме, составляющей исключительное достояние человека, эти формулы вполне определяют марксовскую концепцию сознания.

Сущность сознания в том, что мое отношение к моей среде в сознании человека само дано как отношение, т. е. реальное отношение человека к среде становится опосредствованным - через идеальное ее отражение, которое практически осуществляется в языке. Язык служит тем планом, на котором я фиксирую, отражаемое мной бытие и проецирую мои операции.

Таким образом, идеальный план включается между непосредственно наличной ситуацией, которую я познаю, и операцией или действием, которым я изменяю мир. В связи с этим неизбежно иной оказывается и самая структура действия. Возникновение опосредствующего идеального плана высвобождает действие из исключительной зависимости от непосредственно наличной ситуации. Сознательный человек благодаря этому выделяет себя из природы, как пишет Ленин222 Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.29 - с.85 2, и противопоставляет себя предметному миру. Человек перестает быть рабом непосредственно наличной ситуации действия его, становясь опосредствованными, могут определяться не только стимуляцией, исходящей из непосредственно наличной ситуации, но целями и задачами, лежащими за ее пределами они становятся избирательными, целевыми и волевыми именно эти черты характеризуют деятельность человека в его специфических отличиях от поведения животных.

Труд в форме, составляющей исключительное достояние человека, характеризуется, прежде всего, двумя чертами.

В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально в реальную деятельность включается идеальный план, ее опосредствующий, и в связи с этим он не только изменяет форму того, что дано природой в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю 223 Маркс К Энгельс Ф Соч Т.23 - с.1893. Наличие идеального плана сознания связано с изменением характера самой деятельности.

Человеческое сознание, будучи предпосылкой специфической человеческой формы деятельности - труда, является также и в первую очередь его результатом. В направленной на изменение внешнего мира, на формирование объектов деятельности формируется сознание в своем внутреннем существе. Это внутрь проникающее и изнутри человеческое сознание, формирующее воздействие общественной практики является решающим моментом концепции Маркса.

Таким образом, решающим для марксистско-ленинской концепции является преодоление противоположности социального и индивидуального, внешнего и внутреннего, осуществляемое в исходной концепции о формировании внутренней сущности человеческого сознания в процессе воздействия человека на внешний мир, в процессе общественной практики, в которой происходит взаимопроникновение действия и предмета и формирование субъекта и сознания через продукты общественной практики224 Научно-просветительский журнал Скепсис. Свобода начинается с сомнения Статья.

Сергей Рубинштейн - Проблемы психологии в трудах Карла Маркса. http scepsis.ru library id 2041.html4. 3.3 Общественное сознание Сознание является не только индивидуальным, личностным, но и включает в себя общественную функцию. Структура общественного сознания сложна и многопланова, и находится в диалектическом взаимодействии с сознанием индивидуума.

В структуре общественного сознания выделяются такие уровни, как теоретическое и обыденное сознание. Первый образует общественную психологию, второй - идеологию. Обыденное сознание формируется стихийно в повседневной жизни людей. Теоретическое сознание отражает сущность, закономерности окружающего природного и социального мира. Общественное сознание выступает в различных формах общественно-политические взгляды и теории, правовые взгляды, наука, философия, мораль, искусство, религия. Дифференциация общественного сознания в современном виде - результат длительного развития.

Первобытному обществу соответствовало примитивное, недифферинциированное сознание. Умственный труд не был отделен от физического и умственный труд был непосредственно вплетен в трудовые отношения, в повседневную жизнь. Первыми в историческом развитии человека возникли такие формы общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Затем, по мере развития человеческого общества, возникает весь спектр форм общественного сознания, который выделяется в особую сферу общественной деятельности.

Рассмотрим отдельные формы общественного сознания - политическое сознание представляет собой систематизированное, теоретическое выражение общественных взглядов на политическую организацию общества, на формы государства, на отношения между различными социальными группами, классами, партиями, на отношения с другими государствами и нациями - правовое сознание в теоретической форме выражает правосознание общества, природу и назначение правовых отношений, норм и учреждений, вопросы законодательства, суда, прокуратуры.

Ставит своей целью утверждение правового порядка, соответствующего интересам определенного общества - мораль - система взглядов и оценок, регулирующих поведение индивидуумов, средство воспитания и укрепления определенных нравственных устоев и отношений - искусство - особая форма деятельности человека, связанная с освоением действительности через художественные образы - религия и философия - наиболее удаленные от материальных условий формы общественного сознания.

Религия древнее философии и является необходимым этапом развития человечества. Выражает окружающий мир через систему мировоззрения, основанного на вере и религиозных постулатах225 Н.Ф.Бучило, А.Н.Чумаков - Философия. Учебное пособие. Изд. 2-е переработанное и дополненное - М ПЕР СЭ - Москва, 2001 г 447 с.5. Общественное и индивидуальное сознание находятся в тесном единстве. Общественное сознание носит межиндивидуальный характер и не зависит от отдельной личности.

Для конкретных людей оно носит объективный характер. Каждый индивид на протяжении всей своей жизни через отношения с другими людьми, путем обучения и воспитания испытывает влияние общественного сознания, хотя и относится к этому влиянию не пассивно, а избирательно, активно. Общественные нормы сознания духовно влияют на индивида, формируют его мировоззрение, нравственные установки, эстетические представления. Общественное сознание можно определить как общественный разум, который развивается и функционирует по своим законам.

Взгляды индивида, наиболее полно отвечающие интересам эпохи и времени, после завершения индивидуального существования становятся достоянием общества. Например, творчество выдающихся писателей, мыслителей, ученых и др. Индивидуальное сознание в этом случае, проявляющееся в творчестве конкретного человека, приобретает статус общественного сознания, пополняет и развивает его, придавая ему черты определенной эпохи.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов природного мира отношение субъект-объект не может породить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон.

Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы нагружены друг другом без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво. Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность.

Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в их относительной самостоятельности реализуется таким образом, что, если на ранних этапах развития общества общественное сознание формировалось под непосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействие приобретало все более опосредованный характер - через государство, политические, правовые отношения и др а обратное воздействие общественного сознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер.

Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса в своем влиянии на бытие оно может, как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Обладая объективной природой и имманентными законами развития, общественное сознание может, как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы.

В этом плане оно отличается от субъективного в смысле субъективной реальности конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически сложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможно становление личности226 Философско-энциклопедический словарь Гл. ред. Ильичев, Федосеев и др 1983 г.6.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Проблема индивидуального и надиндивидуального сознания в философии

Таким образом, вселенная осознала самое себя посредством человечества. Как сказал Блез Паскаль, человек - это мыслящий тростник , который… И всё что дарит нам мир, все переживания, чувства и мысли проходят через нечто, называемое сознанием.Чтобы войти в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблема бессознательного в учении К. Маркса

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Постановка проблемы сознания в философии
Постановка проблемы сознания в философии. Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающе

Рассмотрение сознания в философии - категориальный аспект
Рассмотрение сознания в философии - категориальный аспект. Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, об

Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность
Сознание как высшая форма психического отражения и объективная реальность. Актуальность философского анализа проблемы сознания обусловлена, прежде всего, тем, что философия сознания представляет ме

Проблема индивидуального сознания
Проблема индивидуального сознания. Индивидуальное сознание - это сознание отдельного индивида, отражающее его индивидуальное бытие и через посредство его в той или иной степени общественное бытие.

Рассудок и разум
Рассудок и разум. Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта в сознании отражаемое

Надындивидуальное сознание
Надындивидуальное сознание. Бессознательное и сознательное надсознательное. З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер С вопросом биологического и социального тесно связана и проблема бессознательного и с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги