рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемы самопознания и культурной идентичности в русской философии 30–40-х годов XIX века (Чаадаев и Гоголь)

Проблемы самопознания и культурной идентичности в русской философии 30–40-х годов XIX века (Чаадаев и Гоголь) - раздел Философия, Проблемы Самопознания И Культурной Идентичности В Русской Философии 30-Х – 40...

ПРОБЛЕМЫ САМОПОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 30-х – 40-х годов XIX века (П. Я. Чаадаев и Н. В. Гоголь) СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. П.Я.Чаадаев: Диалектика национально-культурной самоидентичности 1.1 Утверждение личности как культуросозидающая задача 1.2 Христианство и общество в концепции П.Я.Чаадаева Глава 2. Н.В.Гоголь: Единство самопонимания и мироощущения 2.1 Человек эстетический и человек религиозный 2.2 Истина единого и истина единственного Заключение Список использованной литературы ВВЕДЕНИЕ Замысел предлагаемой работы связан с фундаментальным философским вопросом об универсальности мышления и культуры.

Этим вопросом конституируется начало оригинального русского философского дискурса в 30-е годы XIX века, когда терминами «Россия» и «Запад» обозначилось само наличие принципиально разных установок в отношении как познавательной активности человека, так и его взаимосвязи со всеобщим. Во всей последующей русской философии XIX века понятие «Запад» обозначало признание универсальной, общеобязательной, рациональной истины, не зависимой от любых различий в жизненной и культурной практике. То, что обозначалось термином «Россия», указывало на невозможность (а точнее – частичность) такой истины и на необходимость поэтому искать решения не на уровне рационального мышления, а на уровне самой жизни.

Именно в этом проблемном поле предполагается рассмотреть творческий диалог избранных мыслителей, философа и писателя, что позволит не только по-новому увидеть поиск русской национальной идентичности в культуре XIX века, но и описать проблематику, которая и в наше время остается актуальной. Цель работы: раскрыть и сопоставить содержание идейно-образного поля и ценностного ряда П.Я.Чаадаева и Н.В.Гоголя в качестве актуализаторов темы национально-культурной самоидентичности и проблемы органичного сочетания общецивилизационных форм с автохтонными заданиями русской культуры.

Осуществление данной цели потребовало решения следующих основных задач: - раскрыть закономерности развития внутреннего мира избранных мыслителей, рассмотрев его как метаявление, обусловившее единство проблематики русской классической литературы и философии; - последовательно установить генетические связи и типологические схождения между духовными исканиями Чаадаева и Гоголя и сопоставить результаты их осмысления субстанциальных начал русской культуры; - изучить особенности русского богопознания в связи с его стремлением к экзистенциальному выражению; - выявить специфику методологии первоначальной русской рефлексии над основами культуры, сформировавшейся в русле христианской философии в ее романтической версии: - показать органическую связь русской эсхатологии и сотериологии с двумя основными тенденциями в классической русской философии – пантеистической и персоналистической.

Практически все известные русские философы прямо или косвенно обращались к комплексу проблем, связанных с национальным и индивидуальным самопониманием.

Идеи В.С.Соловьева, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева, Н.О.Лосского, Е.Н.Трубецкого, В.В.Розанова, С.Л.Франка, И.А.Ильина, Г.П.Федотова, Г.Г.Шпета и др. обнаружили в наши дни не только жизнестойкость, но и способность внести серьезные коррективы в восприятие современной действительности.

Применительно к России начальный этап философско-методологического самоопределения приходится в основном на 1830-1840-е годы. Одной из его отличительных черт является принципиальное согласие знания и веры, другой – принципиальная неотдифференцированность публичной философии от других форм словесности. В работах Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, С.С.Аверинцева, Г.Д.Гачева, М.Л.Гаспарова, Г.С.Кнабе, И.В.Кондакова, Л.Г.Ионова, И.П.Смирнова, В.В.Бибихина, С.С.Хоружего и др. идейно-эстетическое и социально-философское наследие русской классики последовательно рассматривается в свете типологии русской культуры, с позиций изучения национального менталитета и общих цивилизационных основ. Тем не менее потребуется немало времени и труда, чтобы в результате коллективных усилий сформировалась принципиально новая аксиологическая критериальность, призванная высветить в конкретном материале национально-культурных явлений сложное единство антропологических, социологических, психологических, этнологических, филологических аспектов.

ГЛАВА 1

П.Я.Чаадаев: Диалектика национально-культурной самоидентичности

П.Я.Чаадаев: Диалектика национально-культурной самоидентичности . 1.1

Утверждение личности как культуросозидающая задача

Утверждение личности как культуросозидающая задача. Истинная цель индивида – высшее и наиболее пропорциональное формирован... Чаадаевым осуществлен переход к самостоятельному философскому дискурсу... В живом соборном единстве церкви Чаадаев усматривает социальное единст... История, написанная в соответствии с христианскими принципами, являетс...

Н.В.Гоголь: Единство самопонимания и мироощущения

Н.В.Гоголь: Единство самопонимания и мироощущения . 2.1

Человек эстетический и человек религиозный

В силу их органической связи между собой представляется весьма затрудн... Это существеннейшая черта его психического склада – стремление дойти д... Художественная интуиция объединяет в его глазах научную, философскую и... Он стремится к целостному, основанному на интуиции знанию, не сомневае... Вопрос об истинности внутреннего переживания приобретает форму вопроса...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Специфицирующим фактором для русской философии 30 – 40-х гг. XIX века является значительная когерентность между индивидуальным и национально-культурным самопознанием, состоящем в требовании рационализации базовых ценностей, определяющих индивидуальную и национально-культурную самобытность.

Философию и литературу названного периода правомерно рассматривать как единое целое в общем процессе формирования российского самосознания и вести поиски соотнесенности их метафизического содержания. Творчество Чаадаева и Гоголя объединяет общая интенция: оба стремились уловить энтелехию русской культуры, ее идею-призвание, которая согласно романтической концепции «духа народов» существует в каждой национальной целостности.

Это невербализуемое начало понималось как внутренняя энергия, которая приведет к обретению формы, а тем самым к реализации своей сущности и смысла. На основе познания этой «целевой причины» Чаадаев и Гоголь полагали возможным осознанное выражение русской самобытности. Структура социокультурной самоидентификации философствующей личности в первой половине XIX века включает в себя самоопределение в отношении к государству (понимаемому как национальный организм), к истории (как к одухотворенному времени), к христианству (как духовной традиции), к искусству (как превалирующей сфере творческой реализации). СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Исупов К.Г. Пушкин и Чаадаев: диалог о свободе воли и эстетике истории // Проблемы современного пушкиноведения. – Псков, 1991 2. Тарасов Б. В плену короткомыслия: Творчество Чаадаева и Достоевского в современном контексте // Москва. – 1994 № 4. – С. 162 – 187. 3. Кнабе Г.С. Рецензия на книгу Л.Карасева «Онтологический взгляд на русскую литературу» // Вопросы философии 1996 № 9. – С. 186. 4. Анненкова Е.И. Православие в историко-культурной концепции С.Хомякова и творческом сознании Н.Гоголя // Вопросы литературы. – 1991 № 8. – С. 89 – 105 5. Гуревич П.С. Культурология. – М 1996 6. Щеглова Л.В. Самоопределение национального духа в концепции П.Я.Чаадаева: Учеб. пособие к спецкурсу. – Волгоград: Перемена, 1999. – 117 с. (8,0 п.л.).

– Конец работы –

Используемые теги: проблемы, самопознания, культурной, идентичности, Русской, философии, 40-х, годов, XIX, века, Чаадаев, Гоголь0.136

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемы самопознания и культурной идентичности в русской философии 30–40-х годов XIX века (Чаадаев и Гоголь)

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века
Романтизм противопоставил утилитаризму и нивелированию личности устремленность к безграничной свободе и бесконечному , жажду совершенства и… Мучительный разлад идеала и социальной действительности - основа… Интерес к национальному прошлому нередко - его идеализация, традициям фольклора и культуры своего и других народов,…

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция 1. Предмет философии. Место и роль философии в обществе. Античная философия
ОГЛАВЛЕНИЕ... РАЗДЕЛ ИСТОРИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ Лекция Предмет философии Место и роль...

Роман "Евгений Онегин" энциклопедия русской жизни 20-х годов XIX века
В данном произведении Пушкин анализируетсоциально-исторические условия своего времени, акцентирует внимание на наиболееживотрепещущих проблемах.… Эта идея получила свое воплощение в образеТатьяны, с которой Пушкин… Пушкин с нескрываемым сожалением констатирует, что известность человеказависит от его материально положения.…

Проблема определения философии в истории философии. Предмет философии. Структура философского знания
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства Отдельные... Периодизация и специфика античной философии... Лосев предлагает следующие этапы античной философии...

Философия. Предмет философии. Проблемы философии. Структура философии
Самой древней философской школой является Милетская VII V вв до н э Ее родоначальники... Фалес астроном политический деятель он произвел переворот в... Анаксимен первоначалом всего предложил воздух видя в нем бесконечность и легкость изменяемости вещей...

История русской литературы XIX века. В трех частях. Часть 1 1800-1830-е годы скачать - Юрий Владимирович Лебедев
История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы fb... История русской литературы XIX века В трех частях Часть е годы... Введение...

Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века.
На сайте allrefs.net читайте: "Проблема переживания в европейской философии второй половины XIX-начала XX века."

Развитие традиций русской классической школы XIX века в творчестве Анны Ахматовой
В. М. Жирмунский и А.И. Павловский, исследователи, наиболее полно отразившие в своих работах связь творчества Анны Ахматовой с творчеством поэтов и… В нашей работе мы попытались собрать и осмыслить разрозненный материал,… Целью нашей работы является изучение взаимосвязи творчества Анны Андреевны Ахматовой и русской классической школы 19…

Образы детей в рождественских рассказах Ч. Диккенса и святочных рассказах русских писателей второй половины XIX века
С одной стороны, это религиозный праздник, связанный с Рождением в Вифлееме Иисуса Христа.Поэтому очень много символов, образов и воплощенных в этих… С другой стороны, дни празднования Рождества (на Руси их еще называли… Есть еще одна сторона праздника Рождества – светская, связанная с традицией семейного празднования, идеей объединения…

История России конец XVIII века - начало XIX века
Русская армия под командованием С.Д. Салтыкова 28 сентября 1760 г. заняла Берлин.Пруссия стояла перед катастрофой, и Фридрих II готов был на любых… Это решение чрезвычайно осложнило всю международную обстановку, усилило… После вступления на престол Екатерины II была сделана попытка изменить направление внешней политики. Во главе Коллегии…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Русская культура второй половины XIX века. Увеличивает выпуск продукции полиграфическая промышленность. Значительную роль играли журналы Современник , Отечественная записка , Русское слово и… Развивается химия Менделеев, Зинин, Бутлеров , физика Яблочков, Столетов,… Романтичным характером отличались пейзажи Куинджи Украинская ночь , Ночь на Днепре , Шишкина Рожь , Утро в сосновом…
  • Русская литературная прозаическая сказка 2-й половины XIX века В соответствии с этим К. Д. Ушинский считал, что начинать обучение следует с рассказов о временах года, самом человеке, домашних и диких животных,… Учебные книги К. Д. Ушинского энциклопедичны по охвату и многообразию… Педагоги выделили в книгах Ушинского тот художественный материал, знакомство с которым целесообразно начинать еще в…
  • Эволюция государственного строя США с 1776 года до середины XIX века, две задачи Правомерно ли рассматривать дело Сидорова в военно-полевом суде Основывалось ли требование командира дивизии на законе 23В 1574 году… Колонизация Англией Атлантического побережья Северной Америки началась почти… В 1619 г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волна политических и религиозных диссидентов и иных свободных…
  • "Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека Тогда взбешенный собеседник спрашивалСократа, а сам то он знает ответ на этотвопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно… Сократпри этом пользуется грозным и непобедимым оружием-иронией. Cократовская… В егосбивающих с толку речах все время чувствуетсянекая уверенность и основательность человека, который хотя и не…
  • Русская живопись XIX века Конечно, не только А. С. Пушкина имел в виду Герцен. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошел стремительный взлет в культурном развитии… Развитие русской культуры в первой половине XIX века опиралось на… Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко…