Пьер Бейль. Краткие биографические данные

Пьер Бейль. Краткие биографические данные. Пьер Бейль (1647–1702) – один из влиятельных французских мыслителей, родился в протестантской семье.

Первоначальное образование получил под руководством отца, реформатского пастора, учился в протестантской семинарии. В 21 год стал изучать философию у иезуитов в Тулузе. Под влиянием католических священников решил переменить религию и перешел в католичество. Но это увлечение продолжалось недолго, благодаря стараниям отца и старшего брата, ставшего также пастором, он снова вернулся в лоно реформатской церкви. Жил в Швейцарии, где познакомился с работами Декарта, сделавшегося с тех пор его любимым мыслителем.

Если ранее Бейль поддерживал Декартово доказательство Бога и картезианские идеи о согласии религиозной веры с разумом. Но в письме к Ансиньону (1679) Бейль отвергает Декартовы доказательства бытия Бога, бессмертия души и заявляет, что картезианцы не опровергли ни учения Гоббса о том, что все есть материя, ни учения атеистов, что они не сумели также разрушить противоречия между божественным предопределением и свободной воли. В целом мировоззрение Бейля сформировалось под влиянием древне-греческого писателя Плутарха, скептицизма М. Монтеня, философии Р. Декарта, П. Гассенди, Б. Спинозы, выдающихся успехов естествознания ХVII в. [3]. Пьер Бейль в разное время был профессором Седанской академии (1675–1681) и Роттердамского ун-та (1681–1692). Выступал защитником философских идей против предрассудков.

В работе «Разные мысли, изложенные в письме к доктору Сорбонны по поводу кометы, появившейся в декабре 1680 года», разоблачил суеверный страх, возбужденный в народе появлением кометы.

Во Франции сочинение было запрещено полицейской властью. Когда Герцог Люксембургский был обвинен в сношениях с нечистой силой, Бейль выпустил в его защиту памфлет, в котором уничтожил обвинение силой своих остроумных и неотразимых аргументов. Некий Маймбург, иезуит и историк, напечатал историю кальвинизма и самыми чёрными красками изобразил в ней Реформацию и реформатов. Бейль решился ответить ему и менее чем в 15 дней составил брошюру, в которой критиковал Маймбурга за искажение истины.

Стремясь бороться за свободу мысли, он публикует периодическое издание «Новости литературной республики», а затем издает «Новые письма автора «Общие критики «Истории кальвинизма». Книга «Что собой представляет всецело католическая Франция в царствование Людовика Великого» защищает не протестантизм, а веротерпимость. Свою мужественную борьбу против религиозной нетерпимости, за право каждого верить лишь в то, что согласно с его совестью, и говорить лишь то, что думает, свой неустанный благородный научный труд Бейль продолжал до последнего дня жизни [3]. 2.