Развитие некоторых идей Сократа и Платона в теософии XX века

Реферат по философии Развитие некоторых идей Сократа и Платона в теософии XX века План Введение.I. Некоторые идеи Сократа, получившие развитие в трудах других мыслителей. 1. Предмет изучения Сократа. 2. О необходимости контроля разума над эмоциями. 3. Источник знания и метод его получения. II. Платон уточняет и развивает идеи Сократа. 1. Предмет размышлений Платона. 2. Учение Платона о душе и о разуме как о высшем ее элементе. 3. Как усовершенствовать разум и умножить знание? 4. Сравним Сократа и Платона. ІІІ. К чему пришла теософия в ХХ веке по обозначенным выше вопросам. 1. Предмет теософии. 2. Состав человека. Важность развития ментального тела. 3. Источник знания и способ его получения. 4. От Платона до теософии.

Заключение. Литература. Введение Почему я выбрала для реферата эту тему? Первые две главы в разделе истории философии учебника В.А.Канке посвящены Сократу и Платону.

Прочитав их внимательно и пролистав остальные, я поняла, что многие философы, упоминаемые в учебнике, размышляли над теми же проблемами, которые обозначил в своих произведениях Платон. Моему непросвещенному уму кажется, что все это – интерпретации и разработки идей Платона. Неоплатоники, отцы церкви и гностики, средневековая теология и антропоцентризм эпохи Возрождения, дуализм Декарта, апперцепция Лейбница и трансцендентальная апперцепция Канта, учение об идеях Гегеля и его диалектика, как логика идей корни всех этих направлений можно найти в работах Платона.

Сократа и Платона разделить невозможно, т. к. Платон – верный ученик Сократа, и все что мы знаем о Сократе, написал именно он. В заголовке моего реферата присутствует также слово «теософия». Дело в том, что мне хотелось показать наиболее современный взгляд на эти проблемы. Я цитирую работы Алисы Бейли, которая писала свои книги в 40-х и 50-х годах прошлого века. А.Бейли является последовательницей русских мыслителей Е.П.Блаватской и Н.К.Рериха.

Однако в учебнике ничего не сказано о теософии, может быть нельзя об этом писать? Решаюсь на это, оправдываясь следующим: 1) Фому Аквинского, упомянутого в учебнике, можно считать основателем теософии, т.к. он неоднократно говорил о необходимости соединить философию и теологию. 2) «Восточная философия» - название главы учебника. Восточная философия – важная отправная точка теософии. 3) «Важнейшими характерными чертами русской философии являются принципы целостности, положительного всеединства, этического персонализма, соборности, реальной интуиции, истины-праведности, космизма»(стр.148). Эти слова в полной мере можно отнести к трудам Е.П.Блаватской и Н.К.Рериха. 4) В.А.Канке советует своим студентам: «Изучая философию, стремитесь к открытости, основательности, исповедальности.

Не прячьте себя от других, вступайте в дискуссию. Познавайте себя, добивайтесь философского самосознания.

Учитесь философствовать, философствуйте каждый день, это необходимое свойство человека разумного». Да, но насколько правомерно называть теософию философией? Что является здесь источником знания – мысль исследователя, или может быть религиозные догматы, или некие сверхъестественные откровения? В своей работе я попытаюсь показать, что первое. І. Некоторые идеи Сократа, получившие развитие в трудах других мыслителей Среди всех великих личностей, которыми так богата была Древняя Греция, вряд ли найдется одна, чье имя было более популярно, нежели имя Сократа.

Человечество с тех пор успело пройти длинный и тернистый путь, но вся длинная вереница великих мыслителей и поэтов, ученых, художников и общественных деятелей, царивших над умами целых поколений, не затмила удивительный образ Сократа 1.

Предмет изучения Сократа

Предмет изучения Сократа. . Сократ первый стал настаивать на изучении человеческой личности, как в... Труды современных и других философов казались ему смешными. «Неужели говорил он, намекая на занятия их астрономией и космологией в...

О необходимости контроля разума над эмоциями

. Поэтому он заставлял своих собеседников принимать деятельное участие в... ІІ. По его мнению, достаточно лишь знать, что такое та или иная добродетел... Эти истины подобны младенцам, скрытым в чреве матери, и роль философа ...

Предмет размышлений Платона

2. Но неразумного начала души есть две части: одна непослушна разуму, то ... Как усовершенствовать разум и умножить знание? Платон ставил вопрос о ... Напрягая все свои силы, душа начинает подмечать знакомый облик идей ср... Блаватской получили широчайшее распространение во всем мире, особенно ...

Предмет теософии

Высшая сущность обозначается словами «Тот, о котором ничего не может б... Наименее подвижны атомы минералов. Приблизительно такая модель используется и в теософии, только слово «а... Таким образом нарабатывается конкретный ум и при усилиях становятся во... По прежнему актуален постулат Сократа о необходимости ментального конт...

Заключение «Мировоззренческая функция философии состоит в том, что философия выступает, как средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, как теория решения мировоззренческих вопросов».(Учебник Кармина и Бернацкого, стр.23) Можно сказать, что теософия выполняет эту функцию, и не только для своих последователей.

Благодаря тому, что теософия включила в себя множество школ и традиций, любой ищущий может найти в ней что-то близкое для себя. Теософия нашла способ избежать вырождения в бесплодное умствование, игру конкретного ума, «игру в бисер» (Кармин и Бернацкий, стр41) Этот способ – связь с высшим умом и с бесконечной, живой мудростью души. «Философия, как высшая мудрость – такой образ философии возник в античные времена.

Философы – мудрецы пользовались общественным признанием и имели огромный авторитет среди своих современников». (стр.40) Возможно, если бы ученые – люди, уверенно действующие в ментальном теле, активнее использовали связь с душой – они вновь бы стали авторитетом в обществе. Прошло 25 веков. Пора сделать шаг на следующую ступень эволюции. Литература 1. Бейли А.А. Душа и ее механизм. СПб, издательство А.Голода 2003 2. Бейли А.А. Трактат о космическом огне. Москва, Навна 2002 3. Блаватская Е.П. Инструкции для учеников внутренней группы.

Москва, Сфера, 2004 4. Иоанн Дамаскин. Источник знания. Под ред. А.И. Сидорова, В.Ф.Асмуса. Москва, Индрик, 2002 5. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для вузов. Москва, ВЛАДОС. 1997. 6. Кармин А.С Бернацкий Г.Г. Философия. СПб, Издательство ДНК, 2001 7. Платон. Собрание сочинений. Под ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса. Москва, Мысль, 1990 8. Рерих Н. К. Семь великих тайн космоса.

Москва, ЭКСМО 1999. 9. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека: Биографические очерки. Москва, Республика, 1995.