Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век

Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век. Человек в древнегреческой философии Уже на первых этапах мирового философского развития в древней китайской, индийской, греческой философии вопрос о природе человека, его происхожде¬нии, месте в мире занимал значительное место.

При этом человек мыслился как составная часть единого сверхмерного порядка, кос¬моса. Сам человек рассматривался как своеобразный микрокосм, отображение и символ Вселенной. Содержание его, структура оце¬нивалась по меркам модели космической Вселенной. Подобная ме¬тодологическая установка содержала рациональное ядро, поскольку ориентировала на рассмотрение взаимосвязи человека со всем миро¬вым целым.

В то же время, учитывая начальный примитивный уро¬вень знаний о мире и человеке, она не создавала достаточно четких методологических ориентиров для выделения глубокого, специаль¬ного философского учения о человеке. В древнегреческой философии, несмотря на аморфность космо¬логических методологических установок, и, в определенной мере, во¬преки им оформились подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблематики. Одним из ро¬доначальников философии человека можно считать Сократа (470-339 гг. до н. э.). В отличие от других философов, как бы раство¬рявших описание человека в общей картине космоса, Сократ непос¬редственно обращается к человеку, его внутренней жизни, его призванию и жизненному пути. Учение о человеческой душе, разу¬ме занимает центральное место в сократовской философии, а само¬познание человека выступает главной целью философии. Творчес¬тво Сократа - начало философско-этической традиции рассмотрения человека.

О том, как продвинулась древнегреческая философия в по¬стижении места и роли человека, свидетельствует афоризм Протагора (480-410 гг. до н. э.), предпосланный им в своей работе "Об ис¬тине": "Человек есть мера всех вещей: для реальных - их реаль¬ности, для нереальных - их нереальности " [1]. Обычно этот тезис интерпретирует в контексте теории познания, как признание активности человека и его гносеологическом отношении к миру. Признавая эту интерпретацию, мы хотим подчеркнуть и более общее значение этого тезиса как своеобразного противостояния кос¬мологически-натуралистическому взгляду на мир. Эту мысль мож¬но истолковать так, что человек понимается не только как центр познания, но и центр мирового порядка вообще.

Важный шаг в философском постижении человека сделал Аристотель (384-322 гг. до н. э.). У него этика и политика образу ют единый комплекс "философии о человеческом", занимающийся изучением практической деятельности и поведения человека.

Наря¬ду с дальнейшим углублением философско-этических представле¬ний о человеке, его духовности, нравственности Аристотель иссле¬довал связь человека и политики.

Именно ему принадлежит известный тезис о том, что "человек есть от природы политическое животное". В аристотелевском учении о человеке как бы синтезиро¬вались две тенденции в изучении человека: религиозно-этическая и космологически-натуралистическая. Древнегреческая философия явилась успешным началом изучения человека в европейской и мировой философии.

Наряду с космически-абстрактным рассмотрением человека здесь сделаны ва¬жные шаги и в понимании значимости проблемы человека в фило¬софии, и в изучении самого человека, его души и тела, и в понима¬нии нравственно-этических, политических начал человеческого бытия. 1.2