рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Человек в экзистенциализме

Человек в экзистенциализме - раздел Философия, Развитие проблематики человека в философской культуре Человек В Экзистенциализме. Философия Экзистенциализма Берет Свое Начало В Уч...

Человек в экзистенциализме. Философия экзистенциализма берет свое начало в учении С. Кьеркегора. Видными представителя¬ми этого течения являются К. Ясперс (1883-1969), М. Хайдеггер (1889-1976), Ж П. Сартр (1905-1960), А. Камю (1913-1960) и ряд других философов.

Экзистенциализм выдвигает на первый план абсолютную уникальность человеческого бытия, не допускающую выражений на языке понятий. Поскольку экзистенциализм отталки¬вается от человеческого бытия, он разрабатывает, углубляет философское понимание человека, его сущности существования. В этом отношении экзистенциализм принадлежит к ряду философско-антропологических течений. Не без оснований одну из своих лекций Ж П. Сартр озаглавил " Экзистенциализм - это гуманизм". В то же время экзистенциализм сосредотачивается не столько на проблеме человека, сколько на анализе проблемы существования - экзистенции - как некоего "внутреннего ", не выразимого в абстра¬кциях.

Экзистенциализм, характеризуя человеческое существова¬ние, делает особый акцент на бытии " между", чем признается промежуточный, несамостоятельный, зависимый характер человечес¬кого бытия. Отсюда особое внимание экзистенциализма к “иному", к "трансценденции", связывающей человеческое бытие с этим "иным". Экзистенциализм много внимания уделяет духовному кри¬зису человека и общества, пограничным, трагичным ситуациям че¬ловеческой жизни.

В экзистенциализме отразились сложные драматические кол¬лизии XX в выразившиеся в мировых войнах, нарастающем отчу¬ждении человека в обществе, прорывах в действии традиционных механизмов культуры. Например, А. Камю описал современный мир бесправия, отчужденности, обреченности и равнодушия как мир абсурда. Человек в этом мире чувствует себя "посторонним" и лишь на пороге смерти ощущает себя свободным и умиротворенным.

В "Бунтующем человеке" Камю ставит вопрос о свободе и пра¬вах человека, о бунте как реализации человеком своих прав и свобод. Осознание человеком самого себя приходит вместе с осознанием права на бунт и бунтом. Бунт в концепции Камю играет ту же роль в характеристике человеческого существования, что и мышление у Декарта. Экзистенциализм вскрыл многие глубинные пласты человечес¬кого бытия, предложил новые средства его экспликации. Философия экзистенциализма оказала и продолжает оказывать большое воздействие на современное философское понимание человека и его бытия. 2.2 Фрейдизм, неофрейдизм и проблема человека Значительное место в философских, философско-психологических, философско-социологических исследованиях человека занимает фрейдизм и не¬офрейдизм.

Основоположником этого направления является 3. Фрейд, большую роль в развитии направления сыграли К. Г. Юнг, В. Рейх, Э. Фромм и ряд других философов, психологов, социологов.

Австрийский психолог, философ 3. Фрейд (1856-1939), харак¬теризуя человека, выделял в нем три слоя: " Оно", "Я", "сверх-Я". " Оно" - это врожденное бессознательное в человеке. "Я" - это созна¬тельный, разумный элемент в человеке, небольшой поверхностный слой, модифицированная часть бессознательного "Оно". "Сверх-Я" - это интернализованная система моральных норм, запретов, цен¬ностей и т. д. Задача "Я" заключается в том, чтобы осуществлять посредничество между могущественным " Оно", и "сверх-Я". Принципиальный шаг, сделанный Фрейдом в познании челове¬ка, заключался в раскрытии роли бессознательного в человеческой жизни.

Никто до Фрейда с такой глубиной и всесторонностью не описал все богатство и разнообразие сферы подсознательного, никто с такой полнотой не выявил огромного воздействия этого подсозна¬тельного на всю жизнь человека, общества. Под этим углом зрения Фрейд проанализировал сущность культуры, многих социальных процессов в обществе, социальных связей людей, механизмов общественного управления.

Отдавая решающую роль сексуальным инстинктам, либидо, Фрейд со временем существенно скор¬ректировал сексуальный " монизм". Сексуальные инстинкты транс¬формировались у него в "инстинкт жизни" - Эрос, наряду с кото¬рым действовал "инстинкт смерти" - Танатос. Борьба этих инстинктов между собой и с цивилизацией, взаимодействие их сублимированных и несублимированных форм определяют партитуру жизни человека и общества. Последователи Фрейда во многом развили его исходные посылки, сняли определенные крайности, применили его учение к различным особенностям человеческой жизни.

Швейцарский психолог и культуролог К. Г. Юнг (1876-1961) в определенной мере переосмыслил фрейдовскую концепцию бессознательного. По его мнению, бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание, уходящее кор¬нями в глубокую древность. Образы этого коллективного бессозна¬тельного Юнг назвал архетипами, выделив несколько таких архетипов.

Эти архетипы - образы-символы - принципиально противостоят сознанию, их нельзя осмыслить и адекватно выразить в языке. Юнг развивал учение об индивидуальности как интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида и через символические толкования и субъективное проживание своих архетипических структур. Другой последователь Фрейда - немецко-американский философ Э. Фромм (1900-1980) - анализировал человеческую жизнь с точки зрения социального характера человека.

По Фромму, социальный характер складывается из двух полюсов: один из них -природа человека, другой - "социальное бессознательное" , которое формируется в результате воздействия общества на потенции чело¬века, подавляя его и способствуя выработке у него защитных механизмов. Фромм выделил накопительский, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный социальные характеры. В своих теоретических работах Фромм пытался синтезировать идеи Фрейда и Маркса.

Фрейдизм и неофрейдизм оказали большое влияние на развитие филосовских исследований человека. Многие явления обществен¬ной и индивидуальной человеческой жизни, которые прежде были совершенно непонятными, получили рациональное объяснение. Открыв важную роль бессознательного в жизни человека и общест¬ва, фрейдизм позволил более объемно и на многих уровнях предс¬тавить картину жизни человека и общества. 2.3

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Развитие проблематики человека в философской культуре

Большинство современных философов полагают, что лишь философия, а не какие – либо другие науки в отдельности или совокупности, может осветить… В сфере человекознания, как показал опыт последних десятилетий, все больше … Поэтому создание новых дисциплин и междисциплинарных связей между науками о человеке следует расценивать как новый…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Человек в экзистенциализме

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век
Проблема человека в философской культуре с эпохи античности по XIX век. Человек в древнегреческой философии Уже на первых этапах мирового философского развития в древней китайской, индийской, грече

Человек в философии христианского Средневековья
Человек в философии христианского Средневековья. Постановка и развитие философского понимания человека в европейском Средневековье отмечены сильнейшим воздействием христианского мировоззрения. Н. А

Человек в философии Возрождения и Нового времени
Человек в философии Возрождения и Нового времени. Насту¬пление эпохи Возрождения ознаменовалось поворотом к раскрытию автономии человека, признанием его безграничных творческих воз¬можностей. В это

Конституирование философской антропологии в философской культуре
Конституирование философской антропологии в философской культуре. В XX в. нарастание значимости человеческой проблема¬тики в философской культуре получает своеобразное структурно-теоретическое вопл

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги