Конституирование философской антропологии в философской культуре

Конституирование философской антропологии в философской культуре. В XX в. нарастание значимости человеческой проблема¬тики в философской культуре получает своеобразное структурно-теоретическое воплощение и завершение.

Оно выражается в станов¬лении философской антропологии, которая берет начало в творчестве немецкого философа Макса Шелера и развивается дальше Г. Плеснером, А. Геленом и другими исследователями. М. Шелер (1874-1928) определял философскую антропологию как “науку о сущности человека, о его отношении как к царствам природы (неорганическому, растительному и животному), так и к основе всех вещей: это наука о метафизическом сущностном проис¬хождении человека, о его физическом, психическом и духовном на¬чалах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение: это наука об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовно-историческо¬го и социального развития, а также их сущностных возможностях, и их реальностях.

Психофизическая проблема души и тела и поэтически-витальная проблема также включаются в нее. Только такая антропология могла бы воссоздать философские основы для всех наук, имеющих дело с предметом "человек" - естественных, медицинских, предысторических, этнологических, исторических и социальных, а также для нормальной психологии, психологии развития, характерологии и установить определенные и прочие цели их исследования” [2]. Предметная область философской антропологии, заявленная Шелером, предельно широка и имеет много уровней, она включает в себя не только сущностно-философский анализ человека, но и пре¬тендует на исследования более конкретных сторон его жизнедея¬тельности.

По Шелеру, проблема человека - центральная и к ней, в конечном счете, сводятся все проблемы философии.

Философская антропология замышлялась как некая метафилософская наука, призванная в определенной мере заменить философию вообще. Один из представителей философской антропологии О. Больнов сформулировал основные методические принципы философской антропологии: во-первых, принцип антропологической редукции, рекомендующий рассматривать все области культуры - экономику, государство, религию, науку и т. д как продукты человеческого творчества; во-вторых, принцип органона, рекомендующий пони¬мать человека, его сущность, исходя из социума, мира культуры, созданного им же; в-третьих, принцип антропологической интерп¬ретации отдельных явлений человеческой жизни, типа различных проявлений телесной, чувствительной, душевной организации человека.

Разумеется, заявка философской антропологии была слишком широка, чтобы найти полное отражение в творчестве того или иного философа.

Поэтому каждый из философских антропологов сосредоточился на каком-то отдельном комплексе проблем. Так, Шелер (основное философское сочинение - "Положение человека в космосе") разрабатывал идею об изначальной действительности всякого "подлинно человеческого акта". Этот акт инстинктивен и духовен, он может быть направлен на " жизненное", "витальное" содержание - в таком случае его изучает "социология базиса", либо на духовное, идеальное содержание - в этом случае его изучает "социология культуры", "социология надстройки". Если логика инстинктуальной человеческой деятельности - это логика судьбы (порядок рождения, смерти и т. д.), то закон в идеальной сфере культуры - это "логика смысла". С этих позиций Шелер глубоко исследовал духов¬ную природу человека. Гельмут Плеснер (1892-1985) попытался смягчить дуализм концепции Шелера.

Человек занимает центральное положение в мире, отсюда универсальное значение, которое Плеснер придает эк -сцентричности, определяющей отношение человека как к себе, так и к миру. Человек трактуется Плеснером непостижимой тайной бы¬тия, сущностью, которая в своей деятельности постоянно выходит за пределы реально данного к трансцендентным далям. Исходя из идей эксцентричности человека, Плеснер сформулировал основные антропологические законы.

Арнольд Гелен (1904-1976) (основное произведение - "Человек.

Его природа и положение в мире") вслед за Ницше и Гердером счи¬тал человека "недостаточным существом". В отличие от животного он обделен полноценными инстинктами, не имеет устойчивых раздражителей и столь же устойчивых реакций. Он открыт миру. В то же время человеку свойственна внутренняя избыточность побужде¬ний. Отсюда для человека главное - "разгрузка", способность опос¬редовано относиться к миру и к себе, менять себя, приспосабливать¬ся к жизни. Общественные институты, культура и есть, по Гелену, не что иное, как механизм этой «разгрузки».