рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм

Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм - Реферат, раздел Философия, Реферат По Философии Науки Реконструкция Истории Науки П. Фейерабендом И Его ...

Реферат по философии науки Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм ПЛАН 1. Наука и общество. 2. Всесилен ли разум? 3. Проблемы метода и методологии. 4. Теоретико-методологический плюрализм. 5. Недопустимость методологического принуждения. 6. Литература. 1. НАУКА И ОБЩЕСТВО Американский философ и методолог науки Пол Фейерабенд - один из крупных представителей постпозитивизма.

В своей концепции науки он исходит из того, что в обществе существуют различные идеологические течения (историчные по своему существу), одним из которых является наука. Последняя не может заменить другие течения и не есть тем более "единственно возможный способ решения проблем" наряду с такими способами как религия, миф, различные иррациональные подходы, магия, колдовство и т.п. Всякий иной подход, по мнению Фейерабенда, искажает сущность науки и ее место в обществе.

Вот почему он убежден, что "наука, претендующая на обладание единственно правильным методом и единственно приемлемыми результатами, представляет собой идеологию и должна быть отделена от государства, и в частности от процесса обучения". Подчеркивая недопустимость абсолютизации науки и ее методов, американский исследователь считает, что все-таки наука "обладает не большим авторитетом, чем любая другая форма жизни" - религиозные сообщества, племена, объединенные мифом и др. Фейерабенд серьезно обеспокоен тем, что "в тоталитарных государствах наука находится под надзором государственных органов" и считает совершенно недопустимым такое положение, когда "шайки интеллектуальных паразитов разрабатывают свои убогие проекты на средства налогоплательщиков и навязывают их молодому поколению в качестве "фундаментальных знаний". Тем более - а это и есть чистейший монополизм в науке - когда эти "шайки" захватывают целые НИИ и определяют, кто может войти в их избранный круг. Наука, считает Фейерабенд, может развиваться только в соответствии с демократическими принципами.

А для этого нужны такие социальные условия, которые бы способствовали развитию новых научных идей, а не душили бы их различными догмами и предрассудками.

Философ подвергает резкой критике так называемый "научный шовинизм", согласно которому все, что несовместимо с наукой и ее результатами, должно быть устранено (например, древневосточная медицина - иглоукалывания, прижигания и т.п.). Не отрицая необходимости вненаучного контроля над наукой, американский философ полагает, что такой контроль не может быть навязан извне насильственными, политическими средствами. Наилучшим же средством для того, чтобы заставить замолчать научную совесть ученого, он считает "все-таки доллар". Фейерабенд ни в коей мере не принижает роль науки, а наоборот, всемерно подчеркивает ее важное значение для жизни общества в целом и каждого человека.

Вместе с тем он постоянно напоминает, что наука - лишь один из главных инструментов, которые человек изобрел для того, чтобы "овладеть своим окружением", один из способов изучения мира. Причем это отнюдь не единственный и совсем не непогрешимый "инструмент". Уважая "большую науку" и ее колоссальные возможности, Фейерабенд тем не менее рекомендует "поставить науку на ее место как интересную, но ни в коем случае не единственную форму познания, обладающую большими преимуществами, но не лишенную и многих недостатков". Именно потому, что наука в наше время стала слишком влиятельной, очень опасно оставлять ее в " состоянии непогрешимости", абсолютизировать ее роль в обществе.

Наука как таковая в ее целостности - предмет теоретического исследования философии науки, состояние которой не удовлетворяет Фейерабенда.

Основную ее слабость он видит в том, что она все еще остается неисторичной. Кроме того, ей присущи абстрактность, схоластичность, выхолощенность, недооценка (и даже игнорирование) социальных факторов развития познания, и вообще - "ненаучность". Философ солидарен с теми методологами, которые считают необходимым "создание такой теории науки, которая будет принимать во внимание историю.

Это тот путь, по которому нужно следовать, если мы хотим преодолеть схоластичность современной философии науки". 2. ВСЕСИЛЕН ЛИ РАЗУМ? Тему науки Фейерабенд раскрывает в разных "срезах" в системе многих понятий - в том числе и таких как "рациональное", "иррациональное", "разум" , "интуиция", "метод" и др. Думается, что философ нисколько не умаляет роль разума, а всемерно подчеркивает большое его значение как в развитии науки, так и в жизни людей в целом.

Разум для него всегда в тесном единстве с чувствами, ибо одни чувства сами по себе, без помощи разума не способны дать истинного понимания сущности явлений окружающего мира. При этом недопустимо подавление таких важных для научной деятельности факторов как интуиция, воображение, чувство юмора и другие "иррациональные действия". Они, по мнению Фейерабенда, не внешние факторы развития науки, без них нельзя понять революций в мышлении.

Именно они и нарушают "установленную методологию" науки. Поэтому только "одна "рациональная реконструкция" не может решить проблему метода". В этой связи он отмечает ограниченность абстрактно-рационального подхода, выступает против "диктата разума", против "тирании тяжеловесных теоретических систем", ратует за свободу от "тирании деспотических систем мышления". Американский философ далее указывает на необходимость отстранения - на некоторое время - разума от науки, это для последней может оказаться полезным.

В качестве примера он приводит коперниканство и ряд других рациональных концепций, которые, по его мнению, сегодня существуют только потому, что в их прошлом развитии разум на некоторое время был отстранен. Принципы рационализма, согласно Фейерабенду, не дают адекватной картины исторического развития науки в таких трех состояниях этого процесса как прошлое, настоящее, будущее.

А не дают они такого адекватного и тем более полного представления потому, что "наука является гораздо более "расплывчатой" и "иррациональной", чем ее методологические изображения". При этом "методологическое" чаще всего отождествляется с "рациональным". Фейерабенд полагает, что чисто рационалистический "образ науки" - особенно при его абсолютизации - служит препятствием для ее развития, а попытка сделать науку более рациональной и точной уничтожает ее. В то же время, по его мнению, "расплывчатость", "хаотичность", "отклонения и ошибки" внеразумного, иррационального характера являются предпосылками научного прогресса.

Исходя из сказанного, философ формулирует тезис: " Без "хаоса" нет познания. Без частого отказа от разума нет прогресса". Развертывание данного тезиса приводит его к выводу о том, что "даже в науке разум не может и не должен быть всевластным и должен подчас оттесняться или устраняться в пользу других побуждений"2. Хотя наука - главный "носитель" разума, но даже здесь он не может быть всесильным и универсальным и неразумность в научной сфере не может быть исключена. Рассматривая вопрос о соотношении разума и иррациональности, Фейерабенд пишет: "Разум допускает, что идеи, вводимые нами для расширения и улучшения нашего познания, могут возникать самыми разными путями, и что источник отдельной точки зрения может зависеть от классовых предрассудков, страстей, личных склонностей, вопросов стиля и даже от явной и простой ошибки.

Однако он требует также, чтобы в оценке этих идей мы следовали определенным четким правилам: наша оценка идей не должна быть заражена иррациональными элементами". Последние, хотя и не поддаются рациональной реконструкции, но очень важны и необходимы для успешного развития науки.

Мы не можем оставить без внимания многообразные иррациональные средства и мы очень нуждаемся в них. При всей важности общих философских предписаний и других рациональных средств, нельзя, по Фейерабенду, считать нормальной ситуацию, когда насильно насаждаются разумность и единообразие, когда чрезмерно раздувается значение каких-либо крайностей (рационального, иррационального и др.). Философ призывает видеть многообразие форм познания и способов понимания природы и общества (религия, мифы, наука и др.), исходить из необходимости выбора между ними и ни одну из них не представлять "в качестве меры метода и знания". Иначе говоря, всегда необходимо, особенно в демократическом обществе, не упускать из виду обе стороны - "разум" (мышление, науку) и "неразумие" (иррациональное). Каждая из этих сторон имеет равное право на выражение и внимание, но не надо абсолютизировать одну из них. Фейерабенд подчеркивает неразрывность опыта (фактов, наблюдений) и теории, отмечая вместе с тем, что "познание не движется от наблюдения к теории, а всегда включает в себя оба элемента.

Опыт возникает вместе с теоретическими допущениями, а не до них, и опыт без теории столь же немыслим, как и (предполагаемая) теория без опыта". Поэтому так называемые "термины наблюдения" - это, по Фейерабенду, неопозитивистский "троянский конь", за которым нужно внимательно следить, ибо с одними только чувственными восприятиями, не направленными определенными теоретическими компонентами в науке делать нечего.

Философ называет "саморазрушительным" намерение начать построение науки с нуля, после полного устранения всех "естественных интерпретаций". Это в принципе не выполнимо и этого никогда в реальной научной практике не бывает, ибо подобное " устранение" есть не что иное как устранение способности мыслить и воспринимать.

Итак, "наука вообще не знает "голых фактов", а те "факты", которые включены в наше познание, уже рассмотрены определенным образом и, следовательно, существенно концептуализированы", теоретически нагружены.

Из этого положения Фейерабенд делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история науки, и научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотрены как нечто диалектическое - сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизменное или однолинейный процесс.

В этой связи Фейерабенд озабочен тем, чтобы и сама наука и ее история, и ее философия развивались в тесном единстве и взаимодействии, ибо возрастающее их разделение приносит ущерб каждой из этих областей и их единству в целом, а потому этому негативному процессу надо положить конец. При этом исследователь, согласно Фейерабенду, должен, во-первых, одинаково хорошо владеть всеми языками наблюдений (материалистическим, феноменалистским, объективно-идеалистическим, теологическим и т.д.), а во-вторых, видеть противоречия между наблюдением (опытом) и теоретическими построениями (разумом, мышлением). "Поэтому в случае противоречия между новой интересной теорий и совокупностью твердо установленных фактов лучший способ действий заключается не в устранении теории, а в использовании ее для обнаружения скрытых принципов, ответственных за это противоречие". В-третьих, исследователь должен быть настроен на "соединение абстрактных аргументов с сокрушительной силой истории", т.е. на реализацию принципа, совпадения логического и исторического.

В-четвертых, он должен четко представлять себе, что именно совокупность фактов, "в конце концов, является единственным признанным судьей теории" и что "единственным принудительным основанием для смены теории является ее расхождение с фактами". Ограниченность абстрактно-рационального подхода Фейерабенд видит в том, что он по сути отрывает науку от того культурно-исторического контекста, в котором она пребывает и развивается.

Чисто рациональная теория развития идей сосредоточивает внимание главным образом на тщательном изучении "понятийных структур", "включая логические законы и методологические требования, лежащие в их основе, но не занимается исследованием неидеальных сил, общественных движений"3, т.е. соци-окультурных детерминант развития науки.

Односторонним считает философ социально-экономический анализ последнего, так как этот анализ впадает в другую крайность - выявляя силы, воздействующие на наши традиции, забывает, оставляет в стороне понятийную структуру последних.

Фейерабенд ратует за построение новой теории развития идей, которая была бы способна сделать понятными все детали этого развития. А для этого она должна быть свободной от указанных крайностей и исходить из того, что в развитии науки в одни периоды ведущую роль играет концептуальный фактор, в другие - социальный.

Вот почему всегда необходимо держать в поле зрения оба этих фактора и их взаимодействие. 3.

Проблемы метода и методологии

Проблемы метода и методологии. Во-вторых, Фейерабенд в общем-то принимает определение научного метода... В-четвертых, американский философ не согласен с тезисом о неизменности... "Всякая методология подчеркивает он даже наиболее очевидная (например,... Но сама наука таковой не является, а есть целостная, динамичная систем...

Теоретико-методологический плюрализм

Онтологическая основа данной концепции заключается в том, что "имеется... Нужен метод, который даст ему возможность занять критическую позицию п... "Нет концепции, сколь бы "абсурдной" или "аморальной" она ни казалась,... е. Отсюда для Фейерабенда ясно, что полодотворный обмен между наукой и та...

Недопустимость методологического принуждения

Считая концепцию методологического плюрализма (и в целом - эпистемолог... Это обстоятельство нашло свое выражение, как известно, и в названии ег... И хотя насилие - политическое или духовное - играет, по его мнению, ва... Это не относится к эпи-стемологическому анархизму, который не навязыва... " Однако подчеркивает философ ни при каких условиях общество не должно...

Литература

Литература 1. Баранов Г.В. Проблемы научного метода.

Саратов, 1990. 2. Барское А.Г. Научный метод: возможности и иллюзии.

М 1994. 3. Ковалъченко И.Д. Методы исторического познания. М 1987. 4. Микешина Л.А. Методология научного познания в контексте культуры.

М 1992. 5. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.

М 1986.

– Конец работы –

Используемые теги: реконструкция, истории, науки, Фейерабендом, теоретико-методологический, плюрализм0.091

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Реконструкция истории науки П. Фейерабендом и его теоретико-методологический плюрализм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Предмет, функции и метод истор науки История- наука о прошлом, настю чел-ва, о закономерностях обществ жизни
К историч науке отн этнография археология По широте предмета изуч истории подразделяется всемирная истор континетнтов истор отд стран Сост... полеография рукопис памятники старинное письмо... дипломатика ист акты...

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ИСТОЧНИКИ НАУКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА КП ® юридические науки ® общественные науки
ПРИМЕРЫ СОБЫТИЙ И ДЕЙСТВИЙ... Событие смерть Президента РФ новые выборы... Правомерное действие принятие законопроекта в м чтении ГД передачу его на рассмотрение СФ...

Академия наук СССР ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ НАУКИ
На сайте allrefs.net читайте: "Академия наук СССР ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ НАУКИ"

Курс русской истории Лекции I—XXXII Курс русской истории – 1 КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII Василий Осипович Ключевский
Курс русской истории Лекции I XXXII... Курс русской истории...

Курс русской истории Лекции I—XXXII КУРС РУССКОЙ ИСТОРИИ Лекции I—XXXII ЛЕКЦИЯ I Научная задача изучения местной истории
Все книги автора... Эта же книга в других форматах... Приятного чтения...

Предмет «Истории экономических учений», исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей. Периодизация истории экономических учений. Место учебной дисциплины в системе экономических наук».
Основные этапы развития экономических учений…3. Исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей…15 Заключение… …21 Список… Историю экономических учений интересует, под влиянием каких условий меняются… История экономических учений помогает понять общую направ¬ленность эволюции экономической науки, трансформацию ее…

Пол, власть и концепция "разделенных сфер": от истории женщин к гендерной истории
Но несмотря на то, что приверженцам этого направления удалось достичь несомненного успеха в освещении многих неизвестных страниц истории женщин… Они стремились связать женскую историю с историей общества и объяснить наличие… На рубеже 70-80-х годов феминистская теория обновляется, существенно расширяется методологическая база…

Предмет науки истории, методы исторического познания
Предмет науки истории методы исторического познания История наука... Европейская цивилизация в эпоху классического и позднего... В X XIII века в Западной Европе окончательно сложился новый общественный и политический уклад произошло образование...

ЛЕКЦИЯ 1. 3 ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ. Правовая информатика как наука и учебная дисциплина. О месте правовой информатики в системе наук и правоведении. 14
ВВЕДЕНИЕ... ЛЕКЦИЯ... ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИКИ И ЕЕ ПРЕДМЕТ Правовая информатика как наука и учебная дисциплина...

Лекции по истории и философии науки. Начиная изучение какой-либо дисциплины
Лекции по истории и философии науки... Уч г... Тема Идея философии науки е цель и основные проблемы...

0.034
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам