Основные проявления свободы воли командира

«Основные проявления свободы воли командира» Содержание Вступление Основная часть Человеческий фактор и его проявление в военном деле. Физический и духовный компоненты человеческого фактора.Воля командира как человеческий фактор 2.Свобода и необходимость в деятельности командира. 3.Диалектика объективного и субъективного в боевой деятельности командира и его выборе. 1.Предпосылки и формы проявления свободы выбора в боевых действиях. 2.Свобода воли командира и принципы военного искусства. 3. Заключение. Вступление Современная философия на сегодняшний момент охватывает едва ли не все проблемы жизни человека и общества и активно решает их. Военные люди в обществе занимают особую нишу, поскольку на них возложены определенные обязанности и ответственность. Но, наряду с этим, они обременены своими проблемами, которые связаны с их служебной деятельностью.

Одной из таких проблем является проблема свободы воли командира, т.е. его выбора.

С точки зрения философии решение этого вопроса даст узнать нам о том, на что должен опираться командир при выборе, который всегда встает перед ним в процессе служебной деятельности; какими методами и способами он должен при этом пользоваться и будет ли конечный результат его выбора сходиться с его личной точкой зрения и интересами военной службы. Проблема выбора в служебной деятельности командира всегда актуальна, поскольку она непосредственно затрагивает его мнение; как волен он в выборе между предложенными ему вариантами, и что может ограничить этот выбор.

В данном реферате я попытаюсь как можно лучше раскрыть эту проблему и найти ответ на вопрос: чем должен пользоваться командир при решении своих вопросов и задач. Ответив на данный вопрос, командир получит четкий, взвешенный и рациональный выбор, совпадающий с его волей и необходимыми требованиями его службы. Человеческий фактор и его проявление в военном деле Рассматривая философские проблемы человека, мы оста¬вили в тени вопрос о месте и роли его как в окружающем мире в целом, так и в военном деле в частности.

А между тем это одна из важнейших сторон бытия человека. Опыт истории ее всей очевидностью показал, что главным действующим лицом общественного процесса, как и его режиссером, явля¬ется человек. Он же выступает и автором, и непосредствен¬ным исполнителем всех ролей в области военного дела. Среди различных понятий, выражающих в той или иной мере место и роль человека, как в мире, так и в военном деле, важней¬шим выступает обобщающее понятие «человеческий фактор». Что же представляет собой человеческий фактор? Во-первых, фиксирует внимание на роли человека во всех сферах общественной жизни, в том числе и в военном деле, оттеняет его ролевую, деятельностную сторону. Иными словами, понятие «человеческий фак¬тор» выражает то, что люди активно участвуют в производ¬стве, в укреплении обороны страны, в повышении боеготов¬ности войск и т. д. Во-вторых, термин «человеческий фактор» не только ха¬рактеризует человека как главную движущую силу общества, но и охватывает все многообразие его качественных харак¬теристик: и как труженика, и как гражданина, и как нравст¬венной личности, и как субъекта всех общественных отноше¬ний. Человек при этом рассматривается как целостное явление, но акцент делается на его деятельностную сторону.

В-третьих, в этом обобщающем термине как бы спрессо¬ваны и деятельностная сторона социальных общностей раз¬личного масштаба (общества, коллектива, группы), и актив¬ность отдельного человека, воина, не затушевывается и не принижается его индивидуальность.

Физический и духовный компоненты человеческого фактора Человеческий фактор представляет собой совокуп¬ность всех физических и духовных сил человека (обществ, коллектива, групп), реализуемых в социальной практике.

Он проявляется как в обществе в целом, так и в отдельных его сферах, элементах. Применительно к армии человеческий фактор является не чем иным, как действием всех духов¬ных и физических сил военнослужащих, реализуемых в обла¬сти обороны и безопасности страны, поддержания высокой боеготовности войск, надежной защиты народа от возможной агрессии. Физические качества человека в основном относятся к биологическим, но не следует исключать и то, что они фор¬мируются под влиянием социальной среды и проявляются через сознательную социальную деятельность людей.

Это в полной мере относится и к воинской деятельности. На фоне большой сложности и напряженности воинского труда в современных условиях для командира остро встают вопросы достижения физического со¬вершенства воинов. Походы и марши, преодоление препятствий в условиях, максимально приближенных к боевым, тренинг на специальной технике, напряжение повседневной жизни наряду с другими факторами способны упрочить по¬тенциал физических сил воинов.

Высокая физическая куль¬тура выступает важной материальной предпосылкой их со¬циальной активности и воинской деятельности.

Духовный компонент человеческого фактора выражается в возможностях, которые заложены в психике людей, в их общественном и индивидуальном сознании. Это духовное богатство человека, коллектива, класса, общества. Сюда отно¬сятся знания, чувства, эмоции, темперамент, воля. Во взаимодействии этих компонентов возникают такие слож¬ные духовные образования, как мировоззрение, патриотические настроения, сознательное отношение к труду и воинскому долгу. Духовные силы занимают особое место в человеческом факторе армии. Они должны быть доведены до такого уровня, чтобы обеспечить активное участие командира в поддержании высокой боевой готовности частей и подразделений, выдер¬жать напряжение воинской службы, а при необходимости и напряжение современного боя. Тут нельзя не упомянуть о воле, которая подобно пружине является двигательной силой духовного богатства человека, особенно в экстремальных ус¬ловиях боевой деятельности войск.

В отличие от физического, духовный компонент человеческого фактора менее предсказуем и измеряем, но более ди¬намичен, подвижен, изменчив.

Он может проявляться в раз¬личных состояниях: от нравственной пассивности и равноду¬шия до социального оптимизма и гражданской, патриотиче¬ской самоотверженности. Духовные силы воинов формируются как под влиянием социальных условий, воинского быта, так и в процессе целе¬направленном воспитательной работы, а также в ходе мораль¬но-психологической подготовки войск. Играя важнейшую роль в развитии общества, его материальной, духовной и социально-политической сфер, человеческий фактор неразрывно связан и с военным делом.

В сложившейся какой- либо ситуации или обстановке от такого человеческого фактора, как выбор командира, зависит, если не все, то многое. Вся совокупная военная деятель¬ность государства, деятельность вооруженных сил немыслимы без участия человеческого фактора, без физических и духов¬ных сил людей. Однако проявление человеческого фактора и в обществе, и в армии не следует трактовать упрощенно и однозначно. Из самой сущности человека вытекает, что его деятельность, с одной стороны, обусловлена объективными потребностями и требованиями общества, с другой стороны, он как активное существо постоянно стремится к самостоятельности, творчест¬ву, инициативе.

В этой связи можно выделить нормативный и творческий режимы функционирования человеческого фак¬тора. В методологическом плане важно, чтобы оба эти режима были бы в достаточной мере сбалансированы, не допускали перегибов в ту или иную сторону, чтобы обязательные тре¬бования к военнослужащему сопрягались с возможностью проявления им инициативы, творчества, самореализации.

Говоря о человеческом факторе в военном деле, необходи¬мо иметь в виду довольно широкий спектр его проявления, как в мирное, так и в военное время, как в процессе укрепления обороноспособности страны в целом, гак и при поддержании боевой мощи армии в частности. Во-первых, от деятельности людей, их знаний, опыта, са¬моотверженности зависит производство (количество и качест¬во) оружия, снаряжения, боеприпасов и т.д. Во-вторых, человеческий фактор общества в значительной степени обусловливает мобилизационные возможности, коли¬чественное и качественное состояние личного состава армия (физическое, духовное, профессиональное). Человек в шине¬ли, как бы его ни отгораживали заборы и казарменные сте¬ны, в интеллектуальном, физическом и нравственном отноше¬нии являет собой оттиск, сколок своего народа. И современ¬ные проблемы армии во многом порождены состоянием чело¬века в нашем нестабильном обществе.

В-третьих, человеческий фактор влияет на функциониро¬вание военно-научного потенциала.

От научных коллективов, профессионализма каждого ученого существенно загасят степень разработки новых образцов оружия и техники, их внедрение в массовое производство. Непреходящее значение имеют исследования военных ученых в области решения про¬блем военного искусства, организации войск и управления ими. формирования морально-боевых качеств личного состава.

Воля командира, как человеческий фактор Мы рассмотрели роль человеческого фактора в укрепле¬нии обороны страны в целом. Но он проявляет себя непо¬средственно в вооруженных силах, в их боевой мощи. Как известно, боевая мощь армии имеет два основных компонента: человека с соответствующим воинским мастерством и духов¬ным состоянием и боевую технику. Только из связи можно определить или выявить роль человеческого фактора в армии, как в мирное, так и в военное время.

Если учесть, что человеческий фактор в вооруженных си¬лах — это конкретные люди, обслуживающие и использующие военную технику, несущие боевое дежурство, постоянно совер¬шенствующие свое боевое мастерство, повышающие уровень дисциплины и организованности войск, то его влияние доволь¬но многообразно и свобода командира здесь далеко не на последнем месте. Во-первых, человеческий фактор в вооруженных силах (мировоззрение и убеждения людей, их гражданская пози¬ция) во многом определяет социальную роль и направлен¬ность армии в мирное время.

Человек в форме офицера с пониманием воспринимает необходимость делать свой выбор, но не может согласиться с тем, что его подтал¬кивает та или иная сторона к применению оружия и боевой техники. Во-вторых, человеческий фактор в большей степени, чем техника, обусловливает такое комплексное состояние армии, как уровень ее боеготовности. Именно люди обеспечивают не¬медленный переход войск к активным действиям в целях пре¬сечения агрессии.

Их выучка, духовная и организаторская го¬товность, дисциплинированность позволяют содержать боевую технику в полной готовности к немедленному выполнению боевых задач. В-третьих, от воли человека и в первую очередь от воли командира, зависят степень овладения сложной и дорогостоящей боевой техникой, эффективность применения ее в современном бою. В-четвертых, от состояния человеческого фактора, и осо¬бенно от уровня подготовки командных кадров, в огромной мере зависят способы вооруженной борьбы.

Их новизна и раз¬нообразие, а также наиболее эффективные приемы использования боевой техники. Тут проблема выбора командиром того или иного решения очень важна, так как его воля (выбор) может коренным образом повлиять на исход события. В-пятых, если взять войну в целом, то и здесь человеческий фактор играет ведущую роль. Люди выдвигают политические цели войны, планируют и применяют те или иные средства вооруженной борьбы, диктуют условия побежденному. Все это позволяет утверждать, что в боевой мощи армии, где функционирует система «человек — боевая техника», ре¬шающую роль играет человек, человеческий фактор.

Безус¬ловно, без техники надеяться на победу в современной войне не приходится. Ее роль велика и еще больше возрастает в условиях научно-технической революции. Однако боевая тех¬ника является как бы продолжением, обогащением, усилением органов человека. Она лишь умножает силы людей, много¬кратно расширяя границы возможного, а человеческий фак¬тор воплощает эти возможности в действительность.

При рав¬ном техническом оснащении или даже несколько уступая в нем бой выигрывает сторона, обладающая более качествен¬ным, чем у противника, человеческим фактором. Свобода воли и необходимость в деятельности командира Поскольку человеческий фактор выражает деятельностную сторону людей, возникает вопрос: есть ли предел или мера активной, творческой, ини¬циативной деятельности человека или этот процесс безграни¬чен? Иначе говоря, речь идет о степени свободы человека, человеческого фактора.

Применительно к военному делу про¬блема заключается в определении степени свободы такого слагаемого человеческого фактора, как командные кадры. Иногда в обыденных рассуждениях можно услышать: жесткая регламентация воинской службы лишает офицера возможности свободного выбора. Так ли это? Понятие свобо¬ды трудно представить без ее взаимодействия с необходимо¬стью и ее познанием. Действительно, человек осуществляет свою деятельность, проявляет свою свободу не в пустоте, а в окружении и под влиянием различных явлений действи¬тельности, находящихся в закономерной связи и выступаю¬щих как необходимость.

Поэтому восприятие свободы чело¬века в ее связи с необходимостью не всегда однозначно и чревато крайностями. Диалектическая связь свободы и необходимости намного глубже, полнее, богаче, чем кажется на первый взгляд. Эта связь имеет под собой глубокие, в том числе и общебиологические. основы. К примеру, каждый животный организм имеет врожденную, объективную генетическую программу (необхо¬димость). Вместе с тем он приспосабливается к окружающей среде (прасвобода). В социальной жизни, в том числе и в военном деле, все сложнее. На пути к свободе человек должен овладеть реаль¬ным миром.

Это означает, что он должен действовать, осу¬ществлять результативную для себя деятельность. Но для того, чтобы таковая могла иметь место, ему предстоит достиг¬нуть глубокого познания действительности на уровне установ¬ления закономерных, т. е, необходимых, связей в ней. Следо¬вательно, свобода — это опирающаяся на познание объективной необходимости способность человека действовать в соот¬ветствии со своими интересами и целями.

Для любого человека, в том числе и для командира, быть свободным, а значит: уметь познавать необходимость; опираясь па это познание, вырабатывать правильные цели, выбирать и принимать не по принуждению, а согласно споим убеждениям обоснованные решения; на практике воплощать их в действительность.

Сво¬бода человека, следовательно, включает не только объектив¬ные, но и субъективные (внутренняя свобода) аспекты. Эти общие положения в полной мере относятся и к свобо¬де командира, но наполняются специфическим содержанием. В основе свободы командира находится познание необхо¬димости. К ней, прежде всего, относятся: законы природы, за¬коны общественных отношений людей, законы телесного и духовного бытия самого человека, законы войны, вооружен¬ной борьбы, военного дела в целом.

Последняя группа зако¬нов наиболее непосредственно влияет на проявление свободы командира, как в мирное, так и в военное время. Эти четыре группы законов — самые глубокие и фундамен¬тальные пласты, составляющие необходимость как основу сво¬боды командира. Они постигаются в процессе изучения раз¬личных наук: биологии, социологии, педагогики, психологии, военной науки и др. Но в повседневной практической действительности коман¬дир имеет дело и с иным пластом необходимости в виде кон¬кретных вещей, предметов, естественных условий, материаль¬ных средств для достижения поставленных целей и др. (не¬посредственная необходимость). Так, и качестве необходимого, влияющего на свободу командира, в мирных условиях высту¬пают личный состав, техника, учебно-материальная база, ма¬териальное обеспечение, наличие вышестоящего командования и др.; в боевых условиях - свои войска, противник с его во¬оружением и личным составом, решение вышестоящего ко¬мандования, местность, сложившаяся боевая обстановка и др. Эти два пласта необходимости носят объективный харак¬тер, и командир не волен в их выборе. Его главная задача — глубоко изучить необходимость и, опираясь на знание этой необходимости, выработать наиболее рациональное решение.

Свобода командира на этом этапе заключается в выборе наи¬более реального варианта решения для достижения своей цели. Ведь познанная необходимость, с одной стороны, позво¬ляет выявить требования- запреты, с другой - вскрыть ряд реальных возможностей.

Задача же командира — выбрать из множества возможностей одну наиболее реальную и принять обоснованное решение.

В этом заключается его свобода. Но в процессе поиска наиболее правильного решения командир как бы пропускает его сквозь свой духовный мир, свои пере¬живания, волю и останавливается на таком варианте, который соответствует не только обстановке, но и его нравствен¬ным убеждениям. В этом состоит внутренняя свобода коман¬дира, так как, в конечном счете, этот выбор он совершил не по принуждению.

Свобода выбора командира выступает важнейшим струк¬турным элементом механизма его внутренней свободы. Пара¬метры выбора и определяют степень свободы. На основе по¬знания, проблем повышения, боеготовности войск в мирное время или в условиях боевой обстановки командир приобре¬тает возможность на уровне внутренней свободы определять свой выбор в процессе принятия решения. Боевая обстановка, к примеру, несмотря на жесткие требования, предоставляет, тем не менее, множество возможностей.

Свобода командира как раз и заключается в выборе тех или иных возможностей, целей, средств, приемов для разгрома противника или, если пет таких предпосылок, для замедления либо срыва выпол¬нения им боевой задачи. Можно сказать, что вся деятельность командира — бесконечный выбор. Процесс реализации свободы командира имеет свое логи¬ческое завершение в его практических действиях, соответ¬ствующих принятому в ходе выбора решению. Свобода, которая не является свободой действий, а только свободой наших идей, не может быть реальной свободой.

Причем эта свобода тем шире, чем глубже командир сознает свои реальные воз¬можности, чем больше средств для достижения поставленных целей находится в его распоряжении, чем в большей мере совпадают его интересы с объективной тенденцией развития военного дела, военного строительства, боевой подготовки, обстановки боя. Свобода вообще и свобода командира в частности внут¬ренне противоречива, конкретна и изменчива. Поскольку сво¬бода зависит от необходимости, конкретных обстоятельств, степени их познания, степень свободы командира может быть весьма различной — от свободы и выборе целей, средств до свободы приспособления к действительности.

А если учесть, что военная действительность, особенно боевая обстановка (как необходимость), очень изменчива, то свобода командира не может быть одинаковой. Это обстоятельство побуждает командира уточнять свои решения, корректировать практиче¬ские действия, т. с. идет постоянный процесс расширения или сужения его свободы. Свобода в деятельности командира зависит не только от конкретной необходимости, но и от степени свободы общества в целом, а также от степени свободы такого явления, как армия.

Полнота свободы воли командира зависит и от того, насколько он способен познать необходимость, от его внутреннего мира, его психологической устойчивости. Такие внутренние проявления командира, как нерешительность, чрезмерная осторож¬ность и особенно чувство страха, существенно влияют на сво¬боду личности.

Страх и свобода воли исключают друг друга. Ведь страх как господствующая отрицательная эмоция и как глав¬ная линия поведения в определенное время есть всегда доми¬нирование, преобладание животного (биологического) начала над собственно человеческим (социальным). Свобода выбора же есть форма самовыражения, самоутверждения за пределами жи¬вотного начала и даже вопреки нему, если это требуется инте¬ресами дела. Свобода воли доступна только человеку как общест¬венному существу.

Трусость парализует социальное в челове¬ке и, следовательно, его свободу. Все это является властным напоминанием о том, что свобода командира во многом обус¬ловлена его профессиональной подготовкой, общей эрудицией, психологической закалкой, его способностью не терять само¬обладания в экстремальных ситуациях как в мирное, так и в военное время. Помимо того, что свобода выбора командира ограничена многими обстоятельствами объективного (необходимость) и субъектив¬ностью (внутренний мир) характера, на нее влияет и такое яв¬ление, как ответственность, т. е, способность командира глу¬боко осознать свои обязанности по защите безопасности стра¬ны, добросовестно их выполнять, отвечать за последствия своих решений.

Свобода командира в выборе не бывает безграничной. Она всегда связана с ответственностью, ограничена ею. Ответственность выступает как своеобразная форма проявления необходимо¬сти, а значит, и как определенная мера свободы. Если свобо¬да командира — выражение его потребностей и интересов, то ответственность - нечто противоположное — это требования по отношению к нему со стороны общества, армии, воинского коллектива и т. д. Принимая то или иное решение, командир в процессе своего выбора всегда должен иметь в виду требования, которые предъявляют ему общество, воинский коллектив.

Эти требования отражены в целом комплексе обязанностей: конституционных, юридических, моральных и т. д. Они сформулированы в правовых законах, уставных положе¬ниях и других документах.

Усвоенные и воспринятые человеком в форме офицера, они становятся внутренними мотивами его ответственного поведе¬ния, регулятором которого служат совесть, честь. В этой свя¬зи командир должен быть ответствен не только перед обще¬ством, коллективом, но и перед самим собой, перед собствен¬ным «Я». Ответственность командных кадров формируется в процессе обучения и воспитания и становится их свойством. Таким образом, человек выступает как активное, деятель¬ное существо.

Его деятельная сторона в обобщенном виде от¬ражается в понятии «человеческий фактор». Роль человека, всего человеческого фактора многообразна. Существенное влияние он оказывает и на военное дело как в мирное, так и в военное время. Особая роль в военном деле принадлежит командным кадрам. Свобода их деятельности неразрывно связана с необходимостью и ответственностью.

Диалектика объективного и субъективного в боевой деятельности командира и его выборе

е. В соотношении объективного и субъективного в боевой дея¬тельности кома... Оно может оказать активное воздействие па объективное в деятельности к... В каком взаимодействии находятся объективные законы войны и сознательн... Без этого законы боевых действий вообще не могут быть реали¬зованы.

Предпосылки и формы проявления свободы выбора в боевых действиях

Предпосылкой и главным условием проявления свободы воли в бою является... Только в этом случае закон соотношения сил «заработает» на него. е. Особенно бла¬гоприятные возможности для изменения условий проявления з... В-третьих, важной формой использования законов в бою является умение к...

Свобода воли командира и принципы военного искусства

Принципы военного искусства — это вытекающие из за¬конов войны и закон... Разумеется, уставы и наставления регламентируют дея¬тельность командир... Ни один боевой устав не может до мельчайших подробностей отражать слож... Поэтому самостоятель¬ность и инициатива командира в данном случае закл... Таким образом, механизм использования объективных законов боевых дейст...

Заключение Итак, просмотрев данный реферат, мы увидели, что свобода воли командира отличается от привычного для нас понятия свобода. В военной жизни интересы работы, службы и государства однозначно стоят на первом плане, и командир в своем решении в первую очередь руководствуется необходимостью, а потом уже всеми другими факторами.

Это, собственно, и отличает военного человека от обычного гражданского лица: военный не имеет права отказаться от решения задач своей службы. Перед нами часто встает проблема выбора, и нам, как будущим командирам, следует глубоко осмыслить, в чем проявляется наша свобода воли. От того, какие решения мы будем принимать, будет зависеть выполнение поставленной перед нами задачи и вся наша дальнейшая служба.

И поэтому уже сейчас нам требуется учиться тому, как делать свой выбор и как между многими решениями находить правильное. Осмыслив законы войны, нужды подчиненных, интересы свои и службы, как следует взвесив их и оценив, мы сможем дать разумный и рациональный ответ на поставленную перед нами задачу и выбрать правильный путь ее решения. Литература: При написании реферата была использована литература: «Философия и военное дело», учебник Академии им. Фрунзе «Хрестоматия по философии» – Киприянов, ВИПС,1999. Журнал «Ориентир», октябрь 2005.