П.Я. Чаадаев и его историко-философская концепция

П.Я. Чаадаев и его историко-философская концепция Оглавление 1.Введение 2.П.Я. Чаадаев о природе человека и сущности исторического процесса 3.Историческая судьба России в философии Чаадаева 4.Заключение 5.Список использованной литературы Введение Проблема исторического пути России, разительные различия ее с другими странами обусловили резонанс, как среди современников, так и среди потомков, после опубликования первого “Философического письма” в “Телескопе”, где излагались взгляды П.Я. Чаадаева на историю.

У всех на устах были его слова: “ мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. Давняя связь человеческих идей в преемстве поколений и история человеческого духа, приведшие его во всем остальном мире к его современному состоянию, на нас не оказали никакого действия.”[4, с.46] И далее он продолжает: “Я должен был показаться вам желчным в отзывах о родине: однако же я сказал только правду и даже еще не всю правду.

Притом, христианское сознание не терпит никакого ослепления, и менее всех других предрассудка национального, так как он более всего разделяет людей” [там же]. Актуальность данного исследования даже не нуждается в особом обосновании – по прошествии двух столетий мы все еще ищем свой путь в истории, пытаемся осознать, почему история России так трагична, по сравнению размеренной исторической поступью Запада.

Целью этой работы является рассмотрение историософской концепции П.Я. Чаадаева, которая была изложена в столь непривычной форме, что произвела шоковое впечатление на современников. В соответствии с поставленной целью сформулированы две задачи исследования: • рассмотреть общефилософское видение П.Я. Чаадаевым сущности мира и человека; • определить путь России в сконструированном философом историческом процессе.

Реферат состоит из 5 разделов. В первом сформулированы цель и задачи исследования, во втором описываются взгляды П.Я. Чаадаева на природу человека и сущность исторического процесса, в третьем излагается взгляды философа на самобытный путь России, в четвертом сделаны основные выводы по содержанию работы, в пятом указаны основные первоисточники по теме работы. 1.

П.Я. Чаадаев о природе человека и сущности исторического процесса

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) – участник Отечественной войны с На... Однако эта характеристика в значительной степени есть следствие идей Ч... Предположим, рассуждает он, что хотя бы одна молекула вещества приняла... Именно поэтому, дойдя до известной ступени развития, они останавливают... Для определения смысла этого движения необходимо обратиться к учению Ч...

Историческая судьба России в философии Чаадаева

Общей чертой их является то, что история их всецело определяется матер... по линии, не приводящей к цели” [4; с.326]. В “Философических письмах” присутствуют мысли, которые можно интерпрет... Чтобы в результате свободного порыва и энергичного усилия перевести ст... А именно: в ней сталкиваются два порядка – духовный в качестве источни...

Заключение

Заключение Анализируя взгляды Чаадаева в контексте противопоставления идей западников и славянофилов, мы должны признать, что Чаадаева вполне можно охарактеризовать как представителя западнического направления.

Однако ясно, что фигура Чаадаева едва ли может быть втиснута в тесные рамки разногласий между западниками и славянофилами. Можно согласиться с более широкой и глубокой характеристикой В.В.Зеньковским философского учения П.Я.Чаадаева как богословия культуры и как попытки построения христоцентрического понимания истории.

Попытка русского философа решить проблему материального и духовного в организации социального бытия дает нам хоть и противоречивую, но системную концепцию исторического процесса, и попытка анализа причин российской исторической действительности. От Чаадаева идут импульсы на всю русскую философию ХIХ-ХХ веков – к Вл. Соловьеву, Н.Бердяеву и другим философам. Многие русские мыслители постоянно возвращаются к вопросам, которые поднял и сформулировал Чаадаев, хотя решают их уже по-другому.

Список использованной литературы 1. Голубинцев, В.О. Данцев А.А Любченко В.С. Философия для технических вузов./ Ростов-на-Дону.:Феникс, 2004. 2. Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1. Ч. 1. Л 1991. 3. Спиркин А.С. Философия. М 2001 4. Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. и избр. письма. Т. 1. М 1991. 5. Шеррер Ю. Неославянофильство и германофобия // Вопросы философии. 1989. № 9. С. 84-96. 6. Эрн В.Ф. Меч и крест // Сочинения.

М 1991.