рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение о государстве. Чичерин и Кавелин

Учение о государстве. Чичерин и Кавелин - раздел Философия, Оглавление Введение 1. Доктрина «Охранительного Либерализма» 2. Учение Чичери...

ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. ДОКТРИНА «ОХРАНИТЕЛЬНОГО ЛИБЕРАЛИЗМА» 2. УЧЕНИЕ ЧИЧЕРИНА О ГОСУДАРСТВЕ 2.1 СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА 2.2 ОЦЕНКА ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ 2.3 ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ 2.4 ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ 3. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ Б.Н. ЧИЧЕРИНА 4. СООТНЕСЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ К.Д. КАВЕЛИНА И Б. Н. ЧИЧЕРИНА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Борис Николаевич Чичерин является одним из наиболее сильных и многогранных русских мыслителей второй половины XIX в. Он с полным правом может считаться основателем политической науки в России.

Его «История политических учений» все еще остается наиболее глубоким исследованием этого вопроса не только в российской, но, пожалуй, и в мировой науке. Разработке ключевых идей политико-философского учения Чичерин посвятил свои основные труды такие как: «О народном представительстве», «Собственность и государство» в двух томах, трехтомный «Курс государственной науки». Политико-философское учение развивается также в его исследованиях по истории и праву России, развивается оно и в многочисленных обстоятельных статьях Чичерина по тем или иным вопросам текущей российской политики.

И при жизни и после смерти влияние идей Чичерина на российское общество было довольно значительным, при этом повышенный интерес к Чичерину и его теоретическому наследию неизменно возникал именно на переломных этапах российской истории: так было в эпоху Великих реформ Александра II, так было в канун революции 1905 года, так было и после революционных событий 1917 года. Наследие Б.Н. Чичерина востребовано и актуально.

Наследие это многогранно, оно становится предметом исследования специалистов целого ряда дисциплин: истории, права, социологии, философии, политической науки и экономики. При этом даже в рамках одной дисциплины специалисты самой разной специализации находят свой предмет исследования.

Сейчас Чичерин стал восприниматься как один из крупнейших российских теоретиков либерализма, развивающий идею «глубокого» либерализма, не «поверхностного», имеющего весьма упрощенные представления о природе общества и государства, по преимуществу «экономического» с весьма недалекими представлениями о человеке, его ценностях и смыслах бытия. В основе политико-философского учения Бориса Чичерина лежит идея личности, ее достоинства и ее свободы. Все сложное здание общественных наук, учение о государстве, считает Чичерин, должно строиться на этом фундаменте.

Исследование его учения о государстве под этим углом зрения сегодня представляется крайне важным и актуальным как для политической теории, так и политической практики. К числу лучших дореволюционных исследователей творчества Чичерина следует в первую очередь отнести его ближайшего ученика и последователя И.В. Михайловского. Следует также отметить работы Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, П.Н. Милюкова, Б. П. Вышеславцева, и уже после революции в эмиграции появившиеся работы П.Б. Струве, Г.Д. Гурвича, Н.О. Лосского, В.В. Зеньковского.

Среди отечественных исследователей, советских и российских, следует отметить В.Д. Зорькина, В.А. Китаева, Р.А. Кирееву, Г.Б. Кизельштейна, В.И. Приленского, С.С. Секиринского, А.Н. Медушевского, В.Ф. Пустарнакова, В.С. Нерсесянца, Л.И. Новикову, И.Н. Сиземскую, Л.М. Искру, А.Н. Ерыгина, А.И. Нарежного, А.В. Захарова, А.В. Полякова, А.С. Кокорева, Г.С. Криницку. 1. ДОКТРИНА «ОХРАНИТЕЛЬНОГО ЛИБЕРАЛИЗМА» Деятельность Б.Н. Чичерина развертывалось в романтическую эпоху истории русского либерализма, которую он воспринял, как и многие другие представители интеллектуальной элиты, с большим энтузиазмом, с верой и надеждой на глубокие и коренные преобразования социально-политического строя России, начатые после Крымской войны по инициативе "сверху” царем-реформатором Александром II. Теоретическим обоснованиям проблем становления свободы, личностного начала на российской почве, в их сочетании с другими вечными началами общественной жизни, с порядком, с собственностью, с правом, с нравственностью, с государством Чичерин посветил всю свою жизнь.

Ему принадлежит роль основателя концепции "охранительного либерализма", или либерального консерватизма, которая, по выражению П. Струве, "сразу же отлилась в какую-то крепкую и твердую форму, гармонично сочетая в одном лице идейные мотивы либерализма и консерватизма" . Освобожденный от крайностей и односторонностей либерализма, консерватизма и всякого рода социально- политического радикализма, "охранительный либерализм" как социально-философская и политическая теория должен стать, по мысли Чичерина, знаменем, способным “соединить около себя людей всех сфер, всех сословий, всех направлений в решении общественных задач по разумному реформированию России” . Почти во всех произведениях Чичерин придерживается концепции "охранительного либерализма", которой он никогда не изменял, несмотря на определенную эволюцию его социально-политических взглядов. Эта концепция четко оформилась к началу 60-х годов.

Ее сущность он изложил в своей работе "Различные виды либерализма" (1862 г), рассматривая "охранительный либерализм" в сравнении с другими разновидностями либерализма - уличного и оппозиционного.

Характерными чертами уличного либерализма являются: необузданность порывов, своеволие, нетерпимость к чужому мнению, свободе личности, неразборчивость в выборе средств в борьбе со своим противником (ложь, клевета, насилие), непримиримая ненависть ко всему, что возвышается над толпой, нетерпимость к авторитетам, уравнивание всех в своем невежестве, низости, пошлости и т.п. Оппозиционный либерализм рассматривает свободу с чисто отрицательных сторон.

Вершиной его благополучия является отмена всяких законов, освобождение от всяких стеснений.

Отрицая современность, он отрицает и прошедшее, которое его произвело. Основными тактическими средствами оппозиционного либерализма Чичерин считает использование им критики централизации, бюрократии, государства, ведение "умного" спора ради спора, борьба с аристократическими предрассудками, жесткое разграничение общественной жизни на непримиримые противоположности (полюса), проповедь - ни малейшего соприкосновения с властью.

Охранительный либерализм (или либеральный консерватизм) исключает крайности того и другого вида либерализма и представляет собой синтез начала свободы с началами власти и закона.

В политической жизни его лозунг: «либеральные меры и сильная власть». Либеральное направление, поясняет Чичерин, «должно действовать, понимая условия власти, не становясь к ней в систематически враждебное отношение, не предъявляя безрассудочных требований, но сохраняя и задерживая, где нужно, и стараясь исследовать истину хладнокровным обсуждением вопросов» . Доктрина «охранительного» либерализма Чичерина появилась на свет не только под влиянием социально-философской мысли Д. Ст. Милля (на что в своих исследованиях указывает В.И. Приленский) , Э. Берка, А. Токвиля и других великих либералов и консерваторов.

Главное, она была сформирована на базе идей его ранних работ: «О крепостном состоянии» (1856 г), «Об аристократии, особенно русской» (1857 г), "Современные задачи русской жизни" (1857 г), напечатанных в сборниках статей "Голоса из России", издававшихся А.И. Герценом и П.П. Огаревым в Лондоне, а также в сочинении "Очерки Англии и Франции" (1858 г). В них Чичерин не только изложил суть своего понимания программы нового царствования, но и обосновал неразрывность сочетания в ней либерального и консервативного начал, "понимая невозможность перемены образа правления в настоящем, признавая его целью в будущем" . Либеральное начало нашло свое конкретное выражение в требованиях: отмены крепостного права (освобождение крестьян за выкуп с землей и установление индивидуального, а не общинного землевладения); признания свободы человеческой совести, свободы прав личности; установления гласности как необходимого условия правильного развития; признания общественного мнения как выразителя общественных потребностей; невмешательства государства в экономическую сферу и свободное частное предпринимательство; введения гласного судопроизводства; перехода в будущем к ограниченной, представительной монархии.

Введение Чичериным консервативного начала в либеральную программу в сущности было продиктовано условиями самой российской действительностью, особенностью самодержавного строя.

Поскольку, в отличие от Западной Европы, в России не было прочной социальной базы либерализма, достаточно образованного общества, но сохранялась традиционная вера в крепкий оплот государственного порядка и просвещенный абсолютизм, способных вывести народ на путь гражданственности и просвещения, по этой причине свободе "нельзя придать абсолютное значение и выставить непременным условием всякого гражданского развития". Иными словами, чтобы не впасть в радикализм и противостоять разрушительным тенденциям, силой внедряющих свободу и новые порядки, необходимо, по мысли Чичерина, воспрепятствовать бесполезной и вредной ломке государственного и общественного порядка, отделиться от узкой реакции, пытающейся остановить естественный ход вещей, от стремления вперед.

Вместе с тем, нельзя упорно удерживать то, что потеряло свою жизненную силу, однако необходимо сохранять то, что является полезным элементом общественного строя, например, религиозные, моральные ценности или институты социальные, политические, экономические и т.д. Одним словом, Чичерин, как и представители западноевропейской консервативной традиции нового времени, начиная с Э. Берка, де Местра, А. Токвиля, считал "охранительное", консервативное начало серьезным основанием общественного здания, особенно на русской почве, которое нельзя игнорировать и разрушать, не впадая в "рьяный либерализм", подобно герценовскому, "кидавшегося в крайность, неистово преследовавшего всякое проявление деспотизма" . О необходимости учета важности консервативного менталитета русской общественности при реформировании России предупреждал Кавелин: "Не будучи доктриной писал он консерватизм - великая сила, с которой на каждом шагу приходится считаться.

У нас публика и народ - величайшие неумолимые консерваторы" . В сильном консервативном элементе политической власти Чичерин видел основу крепкого государственного порядка, который в свою очередь, становится важнейшим условием внедрения и развития законной свободы.

В этом понимании необходимости единства силы власти и законной свободы, по мысли Чичерина, и заключен подлинный смысл либерализма.

В "Очерках Англии и Франции", он писал: "Истинный либерализм состоит не в отрицании государственных начал, цель его должна быть водворение в обществе законной свободы, согласно с условиями народной жизни, и правильное развитие свободы обеспечиваются только сильным развитием власти" . Вместе с Кавелиным он считал развитие абсолютизма, устанавливающего государственный порядок, "великим и плодотворным историческим явлением" как и водворение свободных учреждений.

Но в отличие от них он не только выражал сердечное сочувствие свободе и всему тому, что способно было поднять и облагородить человеческую личность, но и глубоко, всесторонне продумал, пути становления свободы и статуса личности в общественном и государственном устройстве.

Используя государственную власть, ее законодательную деятельность в качестве "рационального средства" их водворения, Чичерин определил меру и границы ее усиления и ослабления с учетом особенности русского самодержавия.

Например, с позиции "охранительного" либерализма Чичерин, если можно так условно назвать, сформулировал закон силового регулирования власти, т.е. закон, устанавливающий условия, при которых необходимо усиление или ослабление власти: "Чем меньше единства в обществе, чем труднее связать общественные стихии, тем сильнее должна быть власть, и наоборот, правительство может расслабить вожжи по мере того, как общество крепнет, соединяется и получает способность действовать самостоятельно" . Конкретизируя действие данного социально-политического закона, Чичерин подчеркивал, что власть должна быть сильной в стране с обширной территорией, где различие сословия и класса разнятся по образованию, положению, интересам, при отсутствии между ними среднего связующего звена, где партии кидаются в крайности, где господствует раздражительность и нетерпимость, бесплодное сознание заменяет практическую деятельность.

Общество особенно испытывает необходимость сильной власти в переходные эпохи, в период разгара страстей, коренных преобразований.

В такой ситуации писал Чичерин "старое рушилось, новое не успело окрепнуть, никто не знает за что держаться. В такие времена наименее возможно внутреннее единство, согласованное действие различных общественных сил, а потому там необходимее крепкая власть, которая могла бы сдержать влекущиеся врозь стихии" . Таким образом, соединение двух начал (либерального и консервативного) в единой доктрине "охранительного либерализма", или либерального консерватизма, осуществлено впервые в теоретически обоснованной форме представителем русского классического либерализма Борисом Николаевичем Чичериным.

Именно в этой форме в 50-60-е годы XIX века либерализм утверждался в своем истинном значении как традиция на русской почве, а консерватизм выступал важнейшим тактическим средством его реализации в жизнь с учетом специфики и условий русской государственности и власти.

Доктрина “охранительного либерализма” была сформирована в период начала царствования Александра П, характеризуемого Чичериным новой эрой "истинно человеческого развития". Она связана с необходимостью реформирования самодержавного строя в целях утверждения в России буржуазного гражданского общества и наследственной конституционной монархии. Поэтому есть все основания называть Чичерина не только классиком русского либерализма, но было бы точнее указать и на его статус классика русского буржуазно-дворянского либерально-консервативного направления.

В последующие годы второй половины XIX века "охранительный либерализм" Чичерина и связанная с ним проблематика личности, собственности и государства развиваются и углубляются на основе переработанного огромного материала предшествующей социально-философской и политической мысли, итоговым завершением которой стали пятитомная "История политических учений" (1869-1902) и целый ряд крупных философских и политических произведений . 2.

УЧЕНИЕ ЧИЧЕРИНА О ГОСУДАРСТВЕ

Согласно его концепции, государство представляет "организацию народной... При этом свобода ограничивается на столько, "на сколько она способна с... " Подлинным выражением юридических начал, без всякой посторонней приме... По самой природе этих отношений, в этой сфере господствует индивидуали... Таким образом, согласно юридической концепции устройства политического...

ОЦЕНКА ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ

В условиях демократии верховная власть вручается наименее способной ча... "Справедливым считается то пишет он в "Философии права" что одинаково ... Это начало вытекает из самой природы человеческой личности, все люди с... Много внимания Чичерин уделял проблемам реализации политической свобод... Он предлагал построить новую систему государственного управления на сл...

ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ

Всякий образ правления, считает Чичерин, имеет свои выгоды и недостатк... быть иждивенцем. Разрушая религиозную нравственность, порождая эксплуа... ГОСУДАРСТВО И ИНСТИТУТ СОБСТВЕННОСТИ. Собственник чувствует, что "посягают на весь его личный мир, на его св... 2.4 .

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ

ГОСУДАРСТВО И ЦЕРКОВЬ. Суть этих отношений двоякая. С одной стороны, государство содействует церкви "как служителю интерес... Только с согласия церкви государство может вмешиваться в ее внутреннее... 3.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

ЧИЧЕРИНА. По выражению Чичерина, "державная рука сохранила свое собственное прои... Но уже позже, в одной из последних своих работ - “Россия накануне двад... ЧИЧЕРИНА Независимо от различных философских позиций именно по проблем... Но оно не может подменять гражданское общество, вмешиваться в частную ...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Б.Н. Чичерин большое внимание в своих исследованиях уделял социально-философскому и политическому анализу верховного политического союза - государства, формам государственного устройства, проблемам отношения государства - общества, реализации политической свободы.

Философские взгляды Чичерина оригинальны и интересны для изучения. Они и не являются исключительно "западническими". Важнейшие аспекты учения Чичерина о религии и нравственности, их взаимосвязи и общественная значимости, о государстве в целом, выражают национальные традиции русской философии.

Сквозная в этико-правовом учении Б.Н. Чичерина проблема свободы.

В качестве основополагающей она включает идею о лице как носителе свободной и творческой силы, обладающем свободной волей. В течение длительного времени Б.Н. Чичерин являлся единственным видным русским ученым, отстаивавшим идею естественного права в науке.

Он разработал оригинальную естественно-правовую концепцию европейского уровня. Оригинальность концепции Чичерина заключается прежде всего в системной взаимосвязанности всех ее элементов, в связи с чем устраняются противоречия между позитивным и идеальным правом. Гражданская свобода и политическая свобода рассматривались им как две различные, но взаимообусловленные формы свободы лица, причем политическая свобода оценивалась им как необходимый фактор обеспечения индивидуальной свободы лица. В целом, политико-правовое учение Чичерина, поддержанное другим буржуазным либералом КД. Кавелиным, является специфичной разновидностью консервативного либерализма, особенностями которого, в отличие от воззрений западноевропейских либералов, является признание исторической и нравственной роли государства в развитии и обеспечении свободы личности.

Подводя итоги, можно вывести ряд наиболее важных особенностей, характеризующих русский либерализм XIX века. Это: отсутствие у него прочной социальной базы; антидемократический характер; принцип монархизма; сильное и ярко выраженное консервативное начало - либерализм выступал за сохранение старых учреждений, которые не утратили своей ценности и значимости служить обществу; убежденность в твердой силе государственной власти; отсутствие в первоначальный период гражданских свобод в российском обществе, умеренная защита прав личности; стирание граней между либерализмом и социализмом, соединение либерализма с демократией к концу XIX века. Перечисленные выше особенности, однако, не исчерпывают собою все те отличия, которые были свойственны именно русской либеральной мысли до начала XX века. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ИСТОЧНИКОВ Теоретические источники: 1. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов начала XX в. / А. Валицкий // Вопросы философии, 1991 № 8 С.30 - 38. 2. Величко А.М. Учение Б.Н. Чичерина о праве и государстве /А.М. Величко СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 1995 25 с. 3. Гегель Г. В.Ф. Философия права / Г. В.Ф. Гегель М 1990. С.330. 4. Зеньковский В.В. История русской философии.

Л 1991. Т.2. Ч.1. 5. Конт О. Курс позитивной философии / О. Конт // Этапы развития социологической мысли М 1993 С.133. 6. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский М 1991. С.185. 7. Струве П.Б. Б.Н. Чичерин.

Некролог / П.Б. Струве // Освобождение, 1904 № 18 С.42. 8. Струве П.Б. О мере и границах либерального консерватизма / П.Б. Струве // Политические исследования М.:, 1994 №3 С.120-121 9. Чижков С.Л. Б.Н. Чичерин: эволюция либерала / С.Л. Чижков // Полигнозис, 2008 №4 С.34-49. 10. Чижков С.Л. Источник и смысл права.

Б.Н. Чичерин о взаимосвязи свободы, нравственности и права / С.Л. Чижков // Нотариальный вестник, 2008 №9 С.29-38. 11. Чижков С.Л. Либерализм и идея права у Бориса Чичерина / С.Л. Чижков // Сравнительное конституционное обозрение, 2009 №1 С.182-199. 12. Чижков С.Л. Охранительный либерализм Б.Н. Чичерина и проблема соотношения свободы, порядка и права / С.Л. Чижков // Право и политика, 2008 №10 С.2550-2557. 13. Чижков С.Л. Учение Чичерина о личности и свободе / С.Л. Чижков // Полигнозис, 2008 №3 С.37-49 14. Чичерин Б.Н. История политических учений. М 1869. Ч.1. 15. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России // Опыт русского либерализма.

Антология. 16. Чичерин Б.Н. Конституционный вопрос в России // Опыт русского либерализма.

Антология. 17. Чичерин Б.Н. Наука и религия. 18. Чичерин Б.Н. Основания логики и метафизики. 19. Чичерин Б.Н. Россия накануне двадцатого столетия / Б.Н. Чичерин // Философия права СПб 1998 С.614 20. Чичерин Б.Н. Собственность и государство. 21. Чичерин Б.Н. Современные задачи русской жизни / Б.Н. Чичерин // Голоса из России М:, 1975 №2 С.111 22. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки.

Ч.3.

– Конец работы –

Используемые теги: Учение, государстве, Чичерин, Кавелин0.066

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение о государстве. Чичерин и Кавелин

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Лекция 1. Предмет и методология теории государства и права. 1. Предмет и объект изучения теории государства и права. 2. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук
Лекция Предмет и методология теории государства и права... Предмет и объект изучения теории государства и права... Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук...

Учение о государстве и праве в западной Европе в период разложения феодализма
Складывалась новое мировоззрение. Достижение науки раздвигали горизонты познания и утверждали критериям истины - опыт. Гуманисты возрождали идеалы… Хорошее в основном, домашнее образование воспитало в нем любовь к классической… Макиавелли был талантливым человеком во многих отношениях - философом, историком, военным теоретиком, дипломатом и…

Учение о государстве и праве в России в конце ХVIII начале ХХ вв.
И третья - намеченное слабее других, касается мыслей Радищева о построении общества, действительно удовлетворяющего потребностям трудящихся. Термин… Мыслитель не верил в возможность обретения на троне просвещенного… Радищев открыто заявлял о приоритете прав народа над правами монархов. Его позиция определялась просветительской…

Учение о государстве и праве в России в период развития феодализма
Обсуждение и разрешение подобной проблематики возможны только на основе серьезных достижений в области политико-правовой культуры. 1.… Трактат состоит из трех частей В 1-ой части трактата Илларион дает понимание… Четко различает закон, как внешнее проявление того или иного установления и истины, которая выражается в высоком…

МОДУЛЬ 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ТЕМА 1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКА
МОДУЛЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ПОНИМАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА... ТЕМА ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК... МОДУЛЬ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕ...

Учение о государстве и праве в странах древнего востока
Для него характерны верховная собственность государства на землю и эксплуатация свободных крестьян - общинников посредством налогов и общественных… Типичной государственной формой стала восточная деспотия. Большое… В развитие политической мысли Запада исключительный вклад внесла Древняя Греция. Там сложился античный способ…

Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права
На сайте allrefs.net читайте: Предмет, задачи и метод истории государства и права России. Периодизация отечественной истории государства и права.

Учение о государстве и праве в эпоху раннего средневековья (X —XV вв.)
Другим источником политических учений была общественно-политическая мысль античности. Особенно значительное влияние оказали сочинения Аристотеля и… Могучая государственная машина жестоко подавляла восстания рабов и свободных… Атмосфера неуверенности и ожидания конца благоприятствовала возникновению различных культов восточных религий культа…

Современные учения о государстве и праве в США и западной Европе
Работы О. Шпенглера и А. Тойнби, получившие широкий резонанс, дали импульс распространению настроений кризисности развития западной культуры и… В ХХ веке элитарность политического управления уже не оспаривалась.Теория же… Ключевая категория социологическая теория права живое право, то есть то, что отражает сложившийся порядок в обществе.…

Учения Джон Локка о государстве и праве
Противники абсолютизма в тайне и как правило, в эмиграции, приступили к сплочению своих рядов на новой основе с учетом поражения революции и отказа… Как отмечает новейший исследователь Р. Эткрэфт на основе изучения ранних… Он признает неограниченную власть должностных лиц над гражданами, отвергая теорию естественных прав, выступает против…

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам