Учения Спинозы

Содержание Введение 3 Развитие философии Спинозы 6 Учение Спинозы о субстанции 7 Учение Спинозы о душе 12 Взгляды Спинозы на общество 15 Заключение 17 Список используемой литературы: 18 Введение Гений - это интеллект, зажатый в тиски необходимости Спиноза навсегда вошел в историю человеческой культуры как философ, который поставил проблемы, не решенные человечеством и поныне, с такой ясностью и остротой и не только поставил, а и нашел им решение, до сих пор озадачивающее своей общетеоретической точностью, бескомпромиссностью и неумолимой последовательностью приводящих к нему размышлений Великий голландский философ - материалист Бенедикт Спиноза (Барух де Эспиноза) родился в 1632г. в еврейской купеческой семье, переселившейся в Амстердам из Португалии из-за религиозных преследований со стороны испанской инквизиции. В Амстердамской еврейской общине царила атмосфера фанатического преследования инакомыслящих евреев.

Спиноза был отдан на обучение в семиклассное еврейское училище, которое готовило раввинов.

Благодаря выдающимся способностям, в молодом Спинозе видели будущее иудейской религии. Однако он не оправдал этих надежд. В кружке, собиравшимся вокруг выдающегося преподавателя, гуманиста и врача, ван ден Эндена, у которого Спиноза изучал латинский язык, он познакомился с математикой, естествознанием и медициной, а также с философскими идеями того времени.

Спиноза все больше отдалялся от общины и иудейской религии. Совет раввинов строго предупредил его, но на него это мало подействовало. Тогда, после неудачной попытки подкупить Спинозу, совет раввинов проклял его и изгнал из общины. Не ограничившись простым отлучением, раввины подали на Спинозу жалобу городским властям Амстердама, изображая его опасным атеистом и добиваясь его изгнания из города. В результате этой жалобы философу пришлось покинуть Амстердам. В это время вокруг Спинозы постепенно собирался круг его единомышленников, который продолжал существовать и после того как Спиноза покинул Амстердам и поселился в деревушке Рейнсбург, где приблизительно в 1658-1660г. г. им было написано его первое философское произведение - "Краткий трактат о боге, человеке и его счастье". Там же он начал работать над "Трактатом об усовершенствовании разума" и над своим главным трудом - "Этикой", которую он писал с перерывами 12 лет. Наконец, в Рейнсбурге Спиноза подготовил и издал "Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" с приложением " Метафизических мыслей". Это произведение - единственное, вышедшее при жизни Спинозы под его именем.

В 1663 г. Спиноза переселился в селение вблизи Гааги, где близко познакомился с знаменитым физиком, математиком и астрономом Христианом Гюйгенсом.

Здесь Спиноза продолжал работу над "Этикой" и написал "Богословско-политический трактат", который был выпущен в свет в 1670 г. В целях предосторожности, он был издан анонимно.

Этот трактат вызвал бурю негодования против его автора, имя которого вскоре стало известно. В 1674 г. трактат был запрещен к продаже и распространению. В этот период ожесточенных нападок и преследований, Спиноза перебирается в Гаагу, где получает предложение о преподавании в Гейдельбергском университете. Пригласивший его Людвиг Поральц не знал, что Спиноза является автором "Богословско-политического трактата" и знал его только как автора "Основ философии Декарта". Поэтому он предложил Спинозе свободу философствования, с условием, что тот не будет осуждать государственную религию. Однако Спиноза отверг это предложение, сославшись на то, что не знает, до каких пределов будет распространяться его свобода философствовать, чтобы не вызвать к себе подозрений в посягательстве на государственную религию.

Находясь в трудных материальных условиях, Спиноза продолжал работать над основным трудом своей жизни - "Этикой". В 1675 г. эта работа была окончена. Но все попытки опубликовать ее, не увенчались успехом, и Спинозе пришлось отложить издание "Этики" и приступить к работе над "Политическим трактатом". Но закончить его философ не успел - 21 февраля 1677 г. он умер от туберкулеза.

Сочинения Спинозы были изданы в декабре 1677 г. его ближайшими друзьями под названием "Посмертные сочинения". Через несколько месяцев, после выхода они были запрещены и не переиздавались вплоть до начала XIX века.

Развитие философии Спинозы

Развитие философии Спинозы. Он стремился сделать философию такой же точной наукой, как была в его ... Однако, в отличие от Декарта, который основное внимание уделял методу,... Не могла не оказать влияния на Спинозу эпоха, в которой он жил. Исследуя вопросы этики, Спиноза стремился определить место человека, к...

Учение Спинозы о субстанции

Порождающая природа – это причина, а порожденная природа – следствие э... И приписывать эти свойства Богу означало бы путать порождающую природу... Спиноза различал несколько видов познания. Чувственное познание он счи... Лишь воображению, основанному на чувственном познании, вещи представля... Затем, когда человек добивается совпадения своих идей с порядком всей ...

Взгляды Спинозы на общество

По его мнению, государство возникает не в результате определенных соци... Однако он считал, что верховная власть не может вмешиваться во внутрен... Спиноза убедительно доказывает, что жить в обществе лучше, чем одному:... А для этого надо помнить, что "души побеждаются не оружием, а любовью ... Не надо делать то, после чего мы будем испытывать стыд и угрызения сов...

Заключение Философское учение Бенедикта Спинозы имело большое значение в развитии философии. Оно оказало большое влияние на философов XVIII-XIX веков, в том числе на Дидро, Гегеля, Шелленга, Фейербаха и многих других. Философия Спинозы нанесла мощный удар по религиозному консерватизму. Спиноза назван одним из отцов свободомыслия.

Практически все последующие революционные прогрессивные мыслители были его сторонниками и последователями. Спиноза первый в философии нового времени создал глубоко обоснованное учение о несотворимости и вечности природы, о ее бесконечности и господствующей в ней всеобщей закономерности. Одно из особенностей материализма Спинозы является то, что он непосредственно приводит к атеизму. Спиноза предвосхитил целый ряд диалектических положений, развитых в дальнейшей системе Гегеля, в основном материалистическом учении.

К любой исследуемой области действительности Спиноза стремился подходить с научных позиций. Учение Спинозы - один из важнейших этапов развития материалистической философии, развитие человеческой мысли вообще. Список используемой литературы: 1. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. “Политическая литература” М. 1987. 2. история политических и правовых учений. Под редакцией В.С. Нерсесянца. “Норма” М. 1998. 3. Спиноза Б. Избранное.

Перевод с голландского и латинского. “Попурри” Минск. 1999. 4. Таранов П. Энциклопедия высокого ума. “АСТ” М. 1999.