Философия культуры

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ Содержание Введение… 1. Специфика культуры как форма бытия общества… 2. Культура и цивилизация…3. Актуальные проблемы общественного прогресса…10 Заключение….16 Литература….17 ВВЕДЕНИЕ Сегодня в условиях интенсивного обновления общества на глазах меняются устоявшиеся формы хозяйственной, политической, духовной жизни, разрушаются устаревшие стереотипы мышления, формируются новые взгляды, позиции.

Ясно, что замкнутая на самое себя философская мысль не способна отразить процесс столь быстрых изменений общественной реальности. Формирование философской мысли привело к созданию качественно новой формы материализма, обогащенного диалектикой - учением о развитии. Это повлекло за собой основательное переосмысление самой сути, предназначения философии. Философия в новой ее интерпретации раскрылась как обобщенная концепция общественной жизни в целом и различных ее подсистем - практики, познания, политики, права, морали, искусства, науки, в том числе естествознания, на основе которого во многом воссоздается научно-философская картина природы.

Историко-материалистическое понимание общества позволило выработать широкий взгляд на философию как на явление культуры, понять ее функции в сложном комплексе социально-исторической жизни людей, осознать реальные сферы приложения, процедуры и результаты философского мироуяснения. Вне культуры невозможна жизнь человека и общества. Каждое новое поколение начинает свою жизнь не только в окружении природы, но и в мире материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями.

Способности, знания, человеческие чувства, умения не передаются новому поколению по наследству – они формируются в ходе усвоения уже созданной культуры. Без передачи достижений человеческой культуры от одного поколения к другому немыслима история: ребенок начинает думать и говорить, превращается во взрослого, по-взрослому мыслящего человека, только приобщаясь к культуре.

Культура – не пассивное хранение материальных и духовных ценностей, созданных предшествующими поколениями, а активное творческое их использование человечеством для улучшения своей жизни.

Специфика культуры как форма бытия общества

девственной, нетронутой природе, как нечто возделанное и созданное тру... Деятельность человека, на какие бы виды она не подразделялась, в конеч... Таким образом, понятие ценности неотделимо от понятия культуры.. Под ценностью имеется в виду определение того или иного объекта матери... Понятие ценности выражает общественную сущность бытия материальной и д...

Культура и цивилизация

Культура и цивилизация. Кант, чем существенно прояснил эту проблему. В целом пессимизм культурологов основывается на том, что общий фон кул... оказался значительно ниже того уровня, к которому приучили интеллигенц... А все, что разлагает эту ценность, есть антикультура.

Актуальные проблемы общественного прогресса

Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс ... Но он же нередко становится угрозой для жизни самого человека. Атомная... Сознание многих наших современников проникнуто гнетущим чувством какой... Происходит поиск возможности применить плоды самого технологического п... Современное разочарование в прогрессе в первую очередь вызвано обманут...

Заключение

Заключение На переживаемом нами ныне серьезном переломном этапе истории возникла настоятельная потребность более четко определить полномочия философии, ее отношение к действительности, к решению сложных современных проблем.

С этой точки зрения представляется крайне важным возродить, ввести в действие интерпретацию философии как социально исторического знания, мировоззрения, связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуациям и проблемам. Культура реально существует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни – этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры обретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.

Таким образом, если человек создает культуру, то и культура создает человека. А в более глобальном смысле это означает, что общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры.

Говоря о прогрессе, нельзя утверждать, что будущее человечество лучше нас справится со своими нуждами, потому что речь идет не о будущем человечестве, а о нас самих, о том, как мы представляем свою судьбу. Все, что имеет по этому поводу сказать наука, это одно: невозможно разгадать сокровенный смысл истории и ее конечную цель. Но, конечно, на этом ответе никогда не может успокоиться человеческий дух. Возможно, именно обращение в первую очередь к культурным ценностям поможет разрешить противоречия прогрессивного пути развития человечества.

Но остановиться на ответе «будущее и смысл непознаваемы» – значит стать спиной к самым основным вопросам сознательной жизни, после которых уже не о чем спрашивать. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Введение в философию./Фролов И. – М 1989 г. 2. История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994 г. 3. Межуев В. Культура и история. – М 1977 г. 4. Мир философии. Ч. 1. – М 1991 г. 5. Современная западная философия. Словарь. – М 1993 г. 6. Спиркин А. Г. Философия: учебник для технических вузов. – М.: Гардарики, 2003 г. 7. Философия.

Учебное пособие для студентов вузов / под ред. Ю. В. Осичнюка, В. С. Зубова. – К.: «Фiта», 1994 г. 8. Философский словарь. – М.: Политиздат, 1987 г.