рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взаимодействие общества и природы

Взаимодействие общества и природы - Реферат, раздел Философия, Философия общества. Специфика социальных законов Взаимодействие Общества И Природы. Каждое Общество Пре¬Образует Геогра...

Взаимодействие общества и природы.

Каждое общество пре¬образует географическую среду, используя дос-тижения предыду¬щих эпох, и в свою очередь как бы передает ее в наследство буду¬щим поколениям, превращая богатство ресурсов природы в сред¬ства культурно-исторической жизни. Неизмеримое количество че¬ловеческого труда израсходовано на преобразование природы, и весь этот труд, по сло-вам Д.И. Писарева, положен в землю, как в огромную сберегательную кассу.

Труд человека вырубил леса для земледельческих угодий, осушил болота, насыпал плотины, осно¬вал деревни и города, оплел материки густой сетью дорог и сделал множество других дел. Человек не только переместил в дру-гие кли¬матические условия различные виды растений и животных, но и из¬менил их. Невозможно анализировать общество, не принимая в сообра¬жение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в при¬роде. Воздействие общества на природу обусловливается развити¬ем материального производ-ства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером об-щественных отношений. При этом в силу нарастания степени воздействия общества на природу происходит расширение рамок географической среды и ускорение некоторых природных процессов: накапливаются новые свойст-ва, все более отдаляющие ее от девственного состояния.

Если лишить со-временную географическую среду ее свойств, созданных трудом многих по-колений, и поставить современное общество в исходные природные усло-вия, то оно не сможет существовать: человек гео¬химически переделал мир, и этот процесс уже необратим. Но и географическая среда оказывает немаловажное влияние на раз-витие общества.

Человеческая история — наглядный при¬мер того, как усло-вия среды и очертания поверхности планеты спо¬собствовали или, напротив, препятствовали развитию человечест¬ва. Если на Крайнем Севере, в этой оледеневшей стихии, человек вырвал у негостеприимной, суровой природы средства существова¬ния ценой мучительных усилий, то в тропиках, в этом царстве ярких благоухающих цветов, вечной зелени и сочных плодов, не-обузданная пышность расточительной природы ведет человека, как ребен¬ка, на помочах.

Географическая среда как условие хозяйственной деятельности общества может оказывать определенное влияние на хозяйственную специа-лизацию стран и районов. Экология (от греч. oikos —- обиталище, местопребывание) есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех, кто его населяет.

В более строгом определении экология — ком¬плексное научное направление, изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условия-ми его обитания с целью поддержания динамического равновесия систе-мы об¬щество — природа. Известно, что человеческая деятельность является тем кана¬лом, по которому осуществляется постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, на¬правленности и масштабах че-ловеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличи¬лись и масштабы его вмешательства в естественные связи био¬сферы.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресур¬сов носи-ло преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его собственные производи¬тельные силы. Но научно-техническая революция столкнула чело¬века с новой проблемой — с пробле-мой ограниченности природ¬ных ресурсов, возможного нарушения динами-ческого равновесия сложившейся системы, а в связи с этим и необходимо-стью береж¬ного к ней отношения.

Нельзя забывать: мы живем в мире, где цар¬ствует закон энтропии, где запасы полезных для нас ресурсов для про-мышленности и пропитания «рассеиваются» или, иначе говоря, исчерпыва-ются невозвратимо. Если, таким образом, прошлый тип отношения общества к природе носил стихийный (а чаще безответ¬ственный) характер, то новым условиям должен соответствовать и новый тип — отношение глобального, научно обоснованного регу¬лирования, охватывающего как природные, так и социальные про¬цессы, учитывающего характер и границы допустимого воз-действия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и вос¬производства.

Теперь стало ясно, что воздействие человека на при¬роду должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Види-мое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, может иметь только временный успех, оборачиваясь в результате непопра-вимым ущербом и для самой природы, и для человека: не стоит слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она нам мстит.

Еще Ф. Бэкон говорил: человек должен господствовать над при-ро¬дой, покоряясь ей. Человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адап¬тирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. Однако воздейст-вие человека на природу имеет тен¬денцию нарушать сложившийся баланс экологических процессов.

Человечество вплотную столкнулось с глобаль-ными экологически¬ми проблемами, которые угрожают его собственному существова¬нию: загрязнение атмосферы, истощение и порча почвенного по¬крова, химическое заражение водного бассейна. Таким образом, человек в результате собственной же деятельности вступил в опас¬но-острое противо-речие с условиями своего обитания. Под тяже¬лым покровом седых небес, под этим свинцовым небом на отрав¬ленной, измученной земле, говорит С.Н. Булгаков, жизнь кажется какой-то случайностью, каким-то попущением, снисходительнос¬тью смерти.

Окруженная кольцом смерти, постоянно окру-жаемая раскрытым зевом небытия, жизнь робко и скупо ютится в уголках Вселенной, лишь ценою страшных усилий спасаясь от окончатель¬ного ис-требления: биосфера стонет под тяжестью индустриальной цивилизации. Мы все воюем с природой, а нам необходимо мирно сосущест¬вовать с ней. И не только в узкопрагматическом смысле, но и в широком нравствен-ном масштабе: ведь мы призваны не властвовать над природой (и, безуслов-но, не покорять ее), а, наоборот, бу¬дучи детьми ее, должны лелеять и любить ее, как родную мать. Осознание возможности глобального экологического кризиса ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в системе техника –– человек – биосфера.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по от-ношению к природе, что долж¬но обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит свое конкретное выраже-ние об¬щефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и от¬ветственности: чем полнее свобода, тем выше ответственность.

Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл. Современная экологическая ситуация требует от человека именно такого отношения к природе, без которого невозможно ни решение встающих перед ним практических задач, ни тем более со¬вершенствование самого человека как «части», порожденной самой же природой.

Человеку по мере его разви-тия всегда было свойственно не только рациональное, сугубо практическое, но и глубокое эмоциональное, нравственно-эстетическое отношение к при-роде. Нравственное отношение человека к природе обусловле¬но нравствен-ным отношением к людям. Заповедь собственно чело¬веческого труда гласит: с усилием возделывать природу для себя, для всего человечества и для нее самой. Перед лицом экологической катастрофы трудно не осознать единства природы и общества, их органической связи и ответствен¬ности человека пе-ред своей матерью-природой. 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия общества. Специфика социальных законов

Общество являет собой некое единое целое, состоящее из людей, связанных различной степенью об¬щности, что позволя-ет назвать их совместностью, а это… Слово «сообщество» употребляется и применительно к жи-вотным: некоторые из них… Именно в этом смысле мы и будем рассматривать данное по-нятие и отражаемую им реальность. 1. Общество как философская…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимодействие общества и природы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общество как философская проблема
Общество как философская проблема. Проблема социальной философии — вопрос, что такое, соб¬ственно, есть общество, какое значение оно имеет в жизни чело¬века, в чем его истин-ное существо и к чему о

О социальной структуре общества
О социальной структуре общества. Давно было замечено, что в обществе существуют различные по сво-ему положению, интере¬сам и стремлениям социальные классы. При попытке понять их происхождени

Специфические законы общества
Специфические законы общества. Законы общества, как и законы природы, существуют независимо от того, знаем ли мы об их существовании или нет. Они всегда носят объек-тивный характер. Объективное – э

Философские проблемы экономической жизни общества
Философские проблемы экономической жизни общества. Современная философия рассматривает многие проблемы экономиче-ской жизни общества, понимая под нею отношения собственности, распреде-ления, обмена

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги