О социальной структуре общества

О социальной структуре общества.

Давно было замечено, что в обществе существуют различные по сво-ему положению, интере¬сам и стремлениям социальные классы. При попытке понять их происхождение высказывались самые разнообразные взгляды. Одни усматривали их источник либо в духовных качествах, психо¬логических особенностях людей, либо в их религиозных взглядах, мировоз-зрении (ведь, по меткому выражению Л. Фейербаха, в хи¬жинах думают ина-че, чем во дворцах); другие – в уровне благосо¬стояния (который рассматри-вался независимо от места человека в системе материального производства). По Г. Гегелю, классы поко¬ятся преимущественно на неравенстве богатства, доходов, образо¬вания, а главное – на характере труда: это крестьяне, зани-маю¬щиеся земледелием; рабочие, трудящиеся на фабриках и заводах, на стройках и т.п.; служащие, составляющие класс чиновничества; люди умст-венного труда – ученые, художники и вообще деятели искусства, духовные лица (т.е. те, кто относится по российской тра¬диции к интеллигенции, кото-рую у нас именовали почему-то «про¬слойкой». В этом названии есть что-то уничижительное.

Скорее интеллигенция – это общественный класс людей, занимающихся умственным трудом.) В зарубежной и отечественной соци-ально-философской современной литературе вошло в употребление вы¬ражение «средний класс». Социальная структура есть исторически сложившаяся, упорядоченная, относительно устойчивая система связей и отношений между различными элементами общества как це¬лого: отдельными индивидами и социальными общностями людей (род, племя, народность, нация, семья), классами, со¬циальными группами.

Ключевое значение для понимания социальной структуры обще¬ства имеют понятия способа производства, экономической сферы разделения труда.

Рождаясь на свет, проходя последовательно усложняющиеся сту¬пени обучения и воспитания, члены общества далеко не однородны по своим ин-теллектуальным, моральным и иным данным и, что очень существенно, по своим наклонностям, интересам, характеру, жизнен¬ным, бытовым возможно-стям. И каждый юный гражданин законо¬мерно или случайно попадает в опре-деленную социальную группу. В разумно организованном экономически и духовно развитом обществе в той или иной степени осуществляется мудрый христианский прин¬цип, метко сформулированный А. Сен-Симоном: «От ка-ждого по способностям, каждому по его делам». Но, к сожалению, этот принцип можно реализовать лишь в идеальном обществе.

В самом разумном обществе равенство может быть только перед за-коном, а «в остальном существует неравенство: люди не равны уже по рож-дению, уму и характеру.

Одни более пригодны к одному роду деятельности, чем к другому. Да и обществу нужны — для интересов целого — все виды деятельности на пользу, как об¬щества, так и самих тружеников. Во многом вследствие этого гра¬ницы между классами и другими группами общества всегда отно¬сительны, подвижны.

Это значит, что для каждого отдельного пред¬ставителя того или иного класса, той или иной социальной группы су-ществует реальная возможность социальной миграции. 4.